Одной из наиболее сложных аспектов живописи является прорисовка краев объектов на картине. Студенты иногда буквально немеют от удивления, когда я говорю им, что они должны уметь по-разному прорисовывать края. Они совсем не готовы к такому повороту событий. Большинство понятия не имеет, что я имею в виду, и, тем более, с чего начинать.
Ничего удивительного. Аккуратные края объекта – это уже высокий уровень художественного мастерства, который мало кому дается без обучения.
Что касается меня, то я обучался этому умению «на лету», прислушиваясь к советам художников и критиков относительно моих собственных работ, к их критике моих попыток направить взгляд зрителя на картине. Я очень серьезно относился даже к незначительным ремаркам насчет отдельных деталей, пространственного размещения. Было непросто, но я не сдавался.
Я помогу вам сократить время обучения. Ниже вы ознакомитесь с несколькими советами, которые заставят вас заново осмыслить живопись. Вы научитесь интереснее накладывать краски, особенно тщательно выписывая края объекта. Ваши работы не просто станут еще прекраснее, но, самое главное, вы научитесь лучше контролировать свою работу.
1. Контрастные края
Края объектов лучше воспринимаются глазом, когда ему дается возможность «скользить» по картине. Глаз должен «ходить» туда-сюда. Именно контраст между краями позволяет делать тени более четкими или размытыми.
Обратите внимание на множество краев, контрастирующих друг с другом при определении формы.
2. Острые края
Их легче всего опознать. Потому они и «выскакивают» вперед. Мозг зрителя немедленно фокусирует взгляд на этих краях, поэтому используйте их, чтобы привлечь взгляд к имеющим их элементам на картине. Это высококонтрастные края. Располагайте их на фоне мягких краев, и они будут над ними доминировать.
Здесь край света и тени на икре — самая острая грань.
3. Мягкие края
Используйте эти края, чтобы усилить фокус на картине, для чего нужно увести взгляд от элементов с мягким фокусом. Мягкие края служат фоном для острых краев, которые наносят поверх них. Да, именно так, — поверх. Острые фоновые края словно «выпрыгивают» на передний план. И взгляд фокусируется именно на остром крае объекта, игнорируя все остальные.
Мягкие края облака служат фоном для более острых краев фигуры.
4. Потерянные края
Одни из наиболее интересных областей на картине те, где глаз хочет «увидеть» края, однако не находит их там. Руки, будто «истекающие» в фоновую часть картины, исчезающая щека, «потерянные» края шевелюры. Такие детали только подстегивают интерес к произведению. Художник идет на определенный риск, если пробует применять их для получения максимального эффекта. Однако риск этот неоднозначен. В результате вполне реально разбудить любопытство зрителя и завлечь его.
Мозг пытается «дорисовать» края, однако, чтобы это сделать, он вынужден «вовлечься» в произведение. Вот так картина «задерживается» в голове человека. Информации вполне достаточно для того, чтобы внимание не рассеивалось, а глаз был занят работой.
5. Устойчивые края
Эти края работают между противоположных объектов. Ни слишком резкие, ни слишком размытые, но достаточно округлые, чтобы не заострять на себе слишком много внимания: края рукавов фигуры, складок, деревьев, гор, зданий и пр.
Столбы железнодорожного переезда не должны доминировать своими острыми формами.
6. Повторяющиеся края
Их сложно контролировать, так как они своим повторением обращают на себя внимание. И если они являются неотделимыми элементами (как например, складки рукава), то могут перегрузить глаз зрителя, который первым делом ищет покоя.
Вы должны найти способ сделать эти края разными, чтобы ослабить их воздействие. Изображайте резкие, мягкие и размытые края.
У светлой рубашки много оттенков и складок, поэтому я сделал на ней меньше акцентов.
7. Тени
Правильно расположенные тени – главный аспект успешной картины. Они также учат нас понимать глубину пространства, тон и также края. Посмотрите на три тени от ног на земле – чем ближе объект земле, тем четче прописывается его падающая тень, когда как легкую и мягкую тень отбрасывает то, что находится выше.
Как тень отображается на поверхности зависит от нескольких факторов: текстуры, его формы, угла. Порисуйте автомобиль в разных условиях освещения, и вы увидите удивительное множество твердых и мягких краев отбрасываемых теней.
Тени передают глубину в картине, а также отображают уровень вашего мастерства.
Тени на умытой дождем улице… Правильно прорисованные края превращают мокрый бетон в зеркало.
8. Цвет
Цветом вы можете контролировать фокус в вашей работе. Грани между контрастными цветами привлекают внимание или позволять одному цвету доминировать над другим. То, как эти цвета сливаются друг с другом или покрывают один другой либо привлечет внимание к объекту, либо уведет от него
На данном фрагменте края на переднем и заднем планах разные, но цвет как бы выскакивает за них.
9. Рваные края
Если все края мазков краски одинаковы, они составляют шаблон, ведущий к плоской графичности. Хорошо, если вы применяете этот эффект для какого-нибудь отдельного фрагмента, но это требует от вас использования других средств выразительности, например цвета или светотени.
Контраст шаблона и прорисованных элементов поможет достигнуть интересного эффекта.
Рваные плоские края волос контрастируют с гладкими мазками, изображающими кожу.
10. Светлые края
Попробуйте добавить пятна яркого солнечного света, но сначала тщательно изучите, как свет ведет себя на поверхности. Вы поймете, какими разнообразными можно написать края – острыми, мягкими, размытыми, затененными и смешанными. Свет имеет тенденцию вспыхивать как раз на грани между тенями и освещенными областями. Отметьте, как края могут преобразовывать объект и передавать глубину, когда насыщенного цвета световое пятно вспыхивает на границе с тенью.
Одна икра прорисована тонким мазком, другая толстым. Добавьте яркий цвет, а также вспомните про прорисовку мягких краев (совет №3).
11. Смешанные мазки
Мазки кисти разнообразны: передний их край может быть острым, когда как задний – размытым. Они могут быть короткими и резкими, или невесомыми, как от аэрографа. Мазок может резко обрываться, и позже его можно размыть другой кистью. Посмотрите на примере, как отличается мазок мастихина от мазков кисти.
Разные инструменты передают разные эффекты.
12. Текстура
Размытие цвета дает эффект гладкости. Все просто, но если вы смешиваете однообразно, то рискуете потерять текстуру и «изюминку». Безусловно, есть много отличных картин, написанных в подобной технике, пленяющие своей свежей, чистой красотой. Однако использование размытия на коже, ткани или стене могут разрушить этот эффект. Текстура поверхности объекта не должна пропадать. Правда встречаются и иллюзии, когда например пластик напоминает стекло и пр.
Техника прорисовки текстуры может воздействовать на зрителя. Помните, как удивительно точно художники XIX столетия изображали бархатную ткань? Художнику полезно исследовать вид окружающих предметов, их формы и оттенки.
Ваш глаз подмечает это весь день напролет – считывает края поверхности, оттенки, контрасты. Наш мозг потребляет примерно 30% энергии каждый день, и большая часть работы мозг посвящает визуальной расшифровке.
После легкого мазка мастихином кисть завершает всю работу.