Как рисовать разные типы человеческого тела

В данном уроке я представлю вам полезный способ рисования различных типов женских и мужских тел. Мы будем работать в векторном редакторе, используя простые формы: прямоугольники, треугольники и несимметричные четырехугольники. Сначала рассмотрим типы женских, а затем мужских фигур.

Шаг 1: Основа туловища: высота и ширина плеч

Прежде всего давайте создадим универсальную основу, которой потом можно будет предать те или иные характерные черты.

Начнем с головы: нарисуем простой овал с небольшими отступами вокруг области челюсти. В Иллюстраторе есть хорошая штука – добавление опорных точек: расположите две такие точки примерно в верхнем краю нижней челюсти, и вам понадобиться только выдвинуть их немного внутрь, чтобы определить отступ челюсти.

Теперь продублируйте голову восемь раз и затем поместите все в одну прямую вертикальную линию. Взгляните: только что вы определили высоту вашего персонажа. В целом, восемь человеческих голов составляют рост человека, однако иногда высота в семь голов смотрится лучше (ступни в данном случае исключаются). Определение величины области ступней – щекотливый момент. Скажем, персонаж прыгает, и его/ее ноги направлены вниз, поэтому размер вытянутой ступни практически сравняется с величиной одной головы. Но если персонаж стоит и ступни касаются плоскости, то половина величины его головы определит величину этой области.

Сделаем два дубликата «головы» и поместим их с двух сторон вертикали так, чтобы верхний их край располагался в середине второй «головы» (можете, по желанию, нарисовать горизонтальную линию, делящую вторую голову пополам). Это поможет вам определить линию плеч, их длину и ширину.

Чтобы закончить основу для грудной клетки, постройте треугольник: нарисуйте две диагонали, исходящие из краев нарисованной ранее линии плеч и сходящиеся в середине пятой «головы».

Шаг 2. Основа тела: руки, ноги и ладони

Ориентируясь по диагоналям треугольника грудной клетки, вы можете представить приблизительную длину руки. Поэтому нарисуйте линию над одной из диагоналей грудной клетки, а затем защипните ее, чтобы она выгибалась наружу, и соедините верхнюю точку с линией плеч. Повторите то же самое с другой стороной.

Такой же точной линией обозначим бедра: продублируйте снова линию руки и прикрепите ее к половине четвертой «головы». То же самое проделайте с другой стороной фигуры. Область голени и колена мы сейчас рассматривать не будем, поэтому позже обрежем эти линии.

Советы, касающиеся кистей и ступней: длина кисти практически равна длине лица от линии волос до подбородка, то же самое можно сказать и о ступнях. Кисть в целом такого же размера, что и ступня без обуви. Если вы нарисуете вертикаль, делящую одну из голов пополам, а потом прикрепите эту линию к концу линии предплечья, у вас получится основа для кисти. Если ваша фигура стоит в анфас, не нужно строить линию для ступней, так как в таком ракурсе они будут почти не видны.

Шаг 3: Худощавая женская фигура

Так как такой тип фигуры подразумевает минимум плоти, мы будем использовать формы с резкими краями, чтобы показать выступающие кости. На новом слое с низкой прозрачностью построим два тонких вытянутых прямоугольника, с помощью которых обозначим область бедер и грудной клетки, затем построим квадрат и поместим его между двух прямоугольников (см. иллюстрацию). Впишем их в основу нашей фигуры точно посередине. Теперь у вас есть приблизительная высота груди и ширину бедер, а прямоугольник в середине будет служить основой для формирования живота и талии.

На новом слое поверх нашей основы будем обрисовывать форму тела. Когда набросок будет готов, можете тщательнее обрисовать его. Для этого вам поможет следующее: чтобы сделать кости таза заостренными, нужно выгнуть линию талии (в том месте, где она соединяется с областью бедер) внутрь. У худощавых людей хорошо видны ребра, поэтому обозначьте две короткие линии под грудью.

Плечи, колени и локти и худышек обычно тоже угловатые, а также груди редко бывают пышными. Линии, обозначающие груди, не должны выходить за пределы линий грудной клетки.

Шаг 4: Атлетичная женская фигура

Чтобы правильно передать особенности этого типа тела, воспользуемся нашим треугольником-основой для грудной клетки. Если вы посмотрите на мускулистую женщину, то заметите, что ее бедра уже, чем плечи. Накаченные мышцы рук гораздо более заметны, талия более прямая, а область груди шире. Для рисования тренированного женского тела мы будем комбинировать прямые линии с плавными.

Шаг 5: Фигура женщины в тонусе

Возьмем за основу два неправильных четырехугольника (см. иллюстрацию), у которых верхняя горизонталь длиннее нижней. Нижний четырехугольник должен быть зеркальным отражением верхнего. Поместим оба четырехугольника так, чтобы верхняя вертикаль совпадала с обобщенной линией плеч. Прежде чем обрисовать полученную форму, запомните, что для этого типа тела характерная одинаковая ширина плеч и бедер, узкая талия, гладкие формы мышц (никаких углов и резкостей). Линии грудей сливаются с линиями грудной клетки.

И еще одна вещь, отличающая этот тип фигуры от других: длинная талия. Вы можете слегка растянуть ваш рисунок в области талии (но не забывайте о пропорциях).

Шаг 6: «Груша»

Этот тип фигуры примечателен своими особенностями. Груши рисовать довольно легко, в противном случае можете использовать стоковым изображением в качестве референса. Когда вы нарисуете грушу и поместите ее верхний край в область ключиц, то заметите, что узкая часть этой формы меньше треугольника-основы, а следовательно, грудная клетка будет узкой. Начните обрисовывать контур тела примерно с середины грудной клетки и затем повторите формы груши. У обладательниц такой фигуры бедра намного шире плеч, а линии груди сообщаются с линиями грудной клетки. Как и в случае изображения женской фигуры в тонусе, мы можем добавить «груше» две короткие линии, обозначающие животик, и, по желанию, удлинить талию.

Шаг 7: «Гитара»

Для изображения этого типа женской фигуры (его еще называют «песочные часы») нам понадобится обобщенная форма классической гитары. Если вы испытываете трудности в ее изображении, можете просто нарисовать восьмерку (хотя, у гитары линии более плавные и приближенные к форме женского тела). Даже если с гитарой у вас не сложилось (не забудьте оставить между кругами восьмерки промежуток для талии), запомните основные особенности этого типа тела: талия значительно короче, чем у предыдущих типов, и линии, ее обозначающие, должны быть изогнутыми внутрь. От этого верхняя часть тела и грудь должна казаться больше. В отличии от «груши», у «гитары» ширина плеч и бедер примерно одинакова, а линии грудей выходят за контур грудной клетки. Так как эта фигура отличается крупными округлыми формами, мы должны удостовериться, что все линии скруглены, кости и мышцы не видны. Легкими линиями можем обозначить животик.

Шаг 8: «Пышка»

Чтобы нарисовать тело данного типа, мы будем использовать несимметричные четырехугольники, которые мы создали для тонированного тела, а также гитару для тела с гитарой. Форма гитары поможет нам изобразить пышные формы данного типа тела, а несимметричные четырехугольники помогут изобразить очертания талии. Как только вы поместили обе эти формы на скелет (см. рис.), начинайте придавать фигуре ее форму. Как и у «гитарной» фигуры, плечи и бедра имеют одинаковую длину, абрис грудей выступает за линию грудной клетки, а ягодицы должны получиться сильно закругленными и гладкими. Однако, в отличие от упомянутой «гитарной» фигуры, талия здесь длиннее. Нам необходимо «разорвать» непосредственное соединение талии с ягодицами, для чего мы добавим еще один видимый изгиб (линия верхней границы нижнего несимметричного четырехугольника), и это поможет нам подчеркнуть пышные ягодицы и закругленный живот.

Закончим мы фигуру, четко очертив живот, так, чтобы линии живота пролегли вблизи пояса и бедер. Вот мы и закончили с женщинами, пора переходить к парням.

Шаг 9: Худощавая мужская фигура

Хотя принципы рисования мускулов и живота у женщин по большей части применимы и к мужским фигурам, тем не менее форма треугольника проявляет себя в каждом «мужском» рисунке. Пусть даже можем смягчить некоторые линии и изгибы, мы все же не должны забывать, что по большей части они прямые, резкие. Поэтому мы будем использовать прямоугольники и квадраты, а также треугольники, чтобы было проще придать «мужскому» типу тела его естественную форму.

Чтобы изобразить худую фигуру, мы снова прибегнем к той треугольной форме, которую создавали для скелета, а также используем несколько прямоугольников и квадратов. Вершина треугольника должна располагаться на одной линии с плечами, его низ будет на одной линии с лобком. Теперь расскажем о размещении квадрата. Нарисуйте квадрат шириной с верхнюю линию треугольника. Удвойте этот квадрат и разместите его прямо под верхним, а затем начинайте рисовать прямоугольник, который шириной равен квадратам, но высотой равен им лишь наполовину. После этого удаляете средний квадрат, выбираете верхний и нижний, и размещаете их на вашем скелете, располагая верхнюю линию квадрата параллельно с верхней линией треугольника.

Именно квадрат поможет вам определить ширину грудной клетки, а прямоугольник поможет с шириной бедра. Как и в случае с худой женской фигурой, нам необходимо удостовериться, что все углы этого типа тела резкие и заостренные. Чтобы отличить грудную клетку от пояса, можете нарисовать маленькую выбоинку, которая определит нижний край грудной клетки. Треугольник поможет определиться с шириной грудной клетки и пояса, однако убедитесь, что они у вас выгнуты назад и наружу, чтобы линии соединились снова с бедрами, которые вы рисовали с помощью прямоугольника.

Поскольку это у нас худая фигура, мы вправе подчеркнуть определенные области, такие как грудная кость, которую мы расположим на нижней линии квадрата. Можете нарисовать перевернутую литеру V, и у вас получится грудная кость. Для того же, чтобы подчеркнуть связь нижней части живота с лобком, можете использовать треугольные линии, чтобы проще было нарисовать форму литеры V, которую создает данная область. Если готовы пойти еще дальше, можно нарисовать три короткие линии прямо под грудной клеткой (под нижней линией нашего квадрата), чтобы показать ребра.

Шаг 10: Мускулистый тип фигуры

Для мускулистого типа тела мы снова вернемся к треугольнику и создадим два прямоугольника. Можете воспользоваться прямоугольником, сделанном для худой фигуры во время предыдущего шага. После того, как удвоите прямоугольник, захватываете его за любой угол и поворачиваете так, чтобы он стоял под вертикальным, а не горизонтальным углом.Используйте нижнюю точку треугольника, чтобы определить ориентацию нижней линии прямоугольника, а потом закрепите его на вершине. Как только это будет сделано, удвойте прямоугольник, поверните его обратно на горизонтальный угол и разместите в центре вашего вертикального прямоугольника (создав знак «+»).

Верхняя часть этого треугольника поможет вам нарисовать грудную клетку и абрисы ребер, а горизонтальный прямоугольник поможет изобразить живот в форме квадрата (нижняя часть этого прямоугольника – это место, где будут начинаться бедра). Вертикальный прямоугольник покажет вам, где разместится живот.

Также нужно следить, чтобы область плеч выгнулась вверх перед самым местом, где они соединяются с руками. V-образная линия, видимая у низа области между животом и лобком, почти достигает бедер. Она позволит заметнее выделить мускулистость живота. Затем, чтобы закончить эту область, можете нарисовать несколько прямых линий, доходящих до грудной клетки, что придаст ей рельефность.

Шаг 11: Атлетическая мужская фигура

Атлетическая фигура ничем не отличается от мускулистой. Поэтому можете удвоить мускулистую фигуру, после чего удалите абрис живота. Чтобы закончить эту фигуру, уменьшите изгиб в области плеч, чтобы сделать мускулы немного менее четкими. Если грудная клетка покажется вам немного великоватой, можете ее утончить, передвинув эти линии чуть-чуть вовнутрь.

Шаг 12: Фигура мужчины в тонусе

Здесь мы снова возвратимся к нашему скелету. Разместив треугольник на нем, как мы поступали каждого типа мужской фигуры, мы добавим форму, которую уже использовали в фигуре женщины в тонусе. Удвойте нижний несимметричный прямоугольник и разместите его таким образом, чтобы нижний край его шел параллельно нижней точке прямоугольника. Эта фигура, пожалуй, самая простая в исполнении, поскольку треугольник является точным абрисом грудной клетки и ребер, а несимметричный прямоугольник позволяет создать отправную точку бедер, которые потом нужно присоединить к вершине бедер.

Интересно, что V-образная линия в нижней части живота и на лобке очень четко выражена в этом типе тела, однако живот не очень заметен. Нужно также уменьшить выраженность грудной клетки, чтобы она выглядела более гладко.

Шаг 13: Гладкая мужская фигура

За образец возьмите фигуру в тонусе и прямоугольник, который мы рисовали для худощавого типа, совместив их следующим образом: нижняя горизонталь прямоугольника должна совпадать с началом линии бедер. Теперь нужно  сделать линию талии шире и обозначить животик. Таким образом, сужающийся книзу торс становится более прямым, а бока можно округлить.

Шаг 14: «Пухлая» мужская фигура

Тут мы можем использовать гладкую фигуру в качестве отправной точки. Удваиваем ее, а затем начинаем с плеч. Пока что их по-настоящему не разрабатывали, за исключением того, что изогнули их, чтобы подчеркнуть мускулистость. Теперь же мы удалим «вмятину», определяющую соединение шеи с плечом, и позволим им соединиться вместе в одну гладкую линию. Дальше займемся линией груди: просто выбираем линии, сделанные нами для гладкой фигуры, и опускаем их буквально чуть-чуть, чтобы добавить больше объема.

Затем нам нужно будет придать форму животу, и фигура готова. Можете нарисовать овал, чтобы упростить себе задачу. Верхний его изгиб должен касаться линии груди, а нижний изгиб должен приблизительно совмещаться с линией бедер. После чего, смотрим, чтобы внешние линии были слегка шире, чем ширина бедер и плеч, поскольку в данном типе фигуры живот должен быть шире, чем бедро и плечо.

Заключение

Надеюсь, моя статья пригодилась вам. Теперь, когда вы научились изображать различные типы человеческого тела, попробуйте нарисовать более динамичные формы, чтобы передать движение и действие в своей работе (рекомендую статьи «Эффектная линия» и «Техника двух банок»). Творческих успехов!