Говорить или показывать: почему «наглядность» обязательна

Маршалл Маклюэн создал знаменитую фразу: «средство коммуникации является сообщением», означающую, что информация и само средство коммуникации неизменно связаны.

То, как читатель или зритель получает информацию, является частью самой информации. Разные средства коммуникации вызывают разные ощущения. Даже чтение предложения на листе бумаги активирует иной отдел мозга, нежели тот, что активировало бы то же самое предложение, прочитанное вам. С точки зрения художника, то, как мы передаем «содержание», неотделимо от содержания самого по себе. Это все содержание. Содержание – это то, что мы представляем читателям.

Причина, по которой я поднимаю эту тему, такова: среди некоторых создателей часто бытует мнение, что наглядность не так уж и важна в комиксах, ссылаясь на то, что замысловатая картинка может и часто отвлекает от «содержания», которое они видят как историю, текст или шутку. Это неправильное толкование средства коммуникации (описанного выше), но также и ошибочное смешение понятий «замысловатый» и «эффективный». Замысловатая картинка и эффективная картинка – не всегда одно и то же. Эффективная наглядность жизненно важна для комикса, в то время как замысловатость и детализация зависят от контекста и личного стиля. Поэтому художник-комиксист обязан показывать информацию через визуальные средства повествования настолько эффективно, насколько это возможно, а не рассказывать читателю через непомерные объемы текста или другие неуместные средства описания.

Пусть вас не одурачат человечки из палочек: Pictures for Sad Children – один самых визуально изощрённых вебкомиксов в истории. Его кадры можно назвать как угодно, но только не детализированными, но они эффективны и применяют множество необходимых визуальных средств. Когда я говорю «эффективные», я в частности имею в виду, что они эффективно передают существенную информацию и задуманное настроение. Несмотря на минимализм в позах и существенный недостаток выражений лиц, персонажи проявляют множество эмоций, и по большей части это благодаря мастерской раскадровке и макету. Давайте поближе рассмотрим приведенный выше комикс:

Здесь использовано множество продвинутых техник. В частности, негативное пространство агрессивно используется как активный участник действия, наряду с тактичным использованием «пауз», под которыми подразумеваются кадры, главным образом используемые для задания темпа повествования. Они помогают выделить и прояснить другие кадры, так же как (в предыдущей статье) негативное пространство можно использовать для разделения двух фокусных точек. Большая часть информации передается через речь персонажа, а подразумевается через изображение. Представьте, как скучно выглядел бы тот же самый стрип, если бы он был повторяющимся плоским изображением трех персонажей, произносящих те же самые реплики.

Johnny Wander, рисуя более реалистично, чем PFSC, всё же довольно минималистичен, не теряя при этом эффективности. На странице выше мастерски установлен ритм и темп повествования, с очень чёткими подъёмами и спадами напряженности. Нарастание напряжённости к кульминации очень чётко выполнено.

Простое изложение текста по большей части направлено на создание образа в воображении читателя при отсутствии картинки. Комиксы используют и то, и другое, и как следствие, переизбыток текста соперничает с картинкой, а не работает с ней. Поскольку комиксы – это прежде всего визуальное повествование, важно, делая макет комикса, продумывать сначала изображение, а затем детали текста. Текст никогда не должен направлять изображение, иначе вы рискуете рассказывать читателю, а не показывать. Помните, комикс – это искусство сокращения. Это не «книжка с картинками».

Nick Gurewitch описывает свой процесс рисования как попытку сказать как можно больше с помощью рисунка, и только затем добавление диалогов, когда рисунков уже недостаточно для передачи идеи. Также его знаменитая фраза гласит, что юмор – это просто ускоренная трагедия, и по этой причине комиксы прежде всего так хорошо подходят для комедии. Они могут сначала увести нас в одном направлении, а затем выбить у нас землю из-под ног в долю секунды. Так много информации показано в один момент:

Рассматривать изображение и текст как соотношение, которым нужно управлять в комиксе — неудачная стратегия. Это не соперничающие элементы, но части одного инструмента: визуального повествования. Если убрать визуальный язык, вы просто пересказываете кому-либо идею; вы изменили контекст и содержание. «Содержание» — это не отдельный концепт, но неотъемлемая часть продукта как целого. Другими словами, «средство коммуникации является сообщением».