Знакомство с традиционными материалами: акварельные краски

На этом уроке мы познакомимся с акварельными красками. Эти краски очень компактные и могут использоваться как дома, так и на природе.

Почему акварель?

Картины, нарисованные акварелью, легко узнаваемы. Они наполнены светом и блеском, которых не создаст ни один другой материал. Только акварель способна так передавать свет и тень. Эти краски очень непредсказуемы, пока вы размываете цвет и работаете с водой. Временами вы можете контролировать их, а временами нет. Но если вы научитесь принимать эту непредсказуемость и использовать ее как преимущество, то каждый рисунок будет живым и уникальным.

Акварель применяется при рисовании земных и морских пейзажей, и световых эффектов. Мы можете очень детально изображать здания или широкими размытыми мазками — небо и море.

Немного истории

Где бы ни был человек, там были и акварельные краски. Пещерные рисунки создавались при помощи пигментов смешанных с водой, а египтяне использовали акварель для рисования на стенах.

Китайцы, японцы и корейцы рисовали на шелке и тонкой бумаге на протяжении всей истории, а монахи украшали свои манускрипты при помощи акварели.

С 15 до 17 века западные художники проявляли поверхностный интерес к акварели. Главным образом ее использовали для набросков перед рисованием масляными красками. Так было вплоть до 18 века, когда в Европе начали производить качественную бумагу. Только тогда художники начали использовать акварель как самостоятельный инструмент. Акварель «JMW Turner’s» – прекрасный пример качественной краски, созданной в 19 веке.

Акварель или гуашь

Акварель и гуашь легко спутать. Акварель – это чистый пигмент смешанный со связующим веществом (например, гуммиарабиком), что делает краски прозрачными. Гуашь создается путем смешивания пигмента с белилами, поэтому она ложится плотным слоем. Гуашь используется также как акварель, но вы не получите такой же живости и прозрачности. В одной картине могут применяться и акварель, и гуашь.

В любом случае, чтобы было проще, в этой статье мы рассмотрим только акварельные краски.

С чего следует начать?

Большинство пунктов вполне очевидны, но сам список будет вам полезен:

  • акварель в тюбиках или кюветах
  • набор кистей
  • рабочая поверхность
  • мольберт
  • палитра
  • терпение
  • готовность планировать наперед

Акварельные краски

Существует так много цветов акварели, что я бы порекомендовала купить краски сразу в наборе. Акварель продается в тюбиках и кюветах, но пожалуйста не покупайте детскую акварель, хотя она и дешевле. Эти детские наборы – совсем не акварель. Краска будет крошиться и, из-за того что она смешана с белилами, вы не сможете использовать слоевой эффект, которого вы достигнете только с настоящей акварелью.

Акварель — это дорогой материал, но дорогие материалы обычно окупаются.

Тюбики

Как я упоминала ранее, вам не нужно множество различных цветов. Некоторые учителя рекомендуют для начала только 4 цвета:

  • желтый кадмий
  • красный кадмий
  • ультрамарин
  • жженая сиена или умбра

Но, если у вас есть самый любимый цвет (в моем случае пурпурный), то нет ничего страшного в том, чтобы купить и его тоже. Однако, избегайте черного. Черный цвет из тюбика будет отвлекать внимание от работы, ведь он ложится плотным слоем. Черный – это ненатуральный цвет. Если вы посмотрите на черных животных в природе, то увидите что они на самом деле темно-коричневые. Если вы рисуете природу, смешайте ультрамарин и темный коричневый вместе.

Я предпочитаю использовать тюбики, а не кюветы, потому что мне нравится, что краска уже влажная и я могу выдавливать столько, сколько мне необходимо. Если краска высохнет на палитре, то вам нужно всего лишь разбавить ее водой.

Тюбики удобно носить с собой – просто сложите их в пластиковую коробку с крышкой и они будут храниться долгие годы.

Краски в коробке (кюветы)

Краски в коробке очень удобные и не только потому, что их удобно хранить в одном месте. Но и потому, что вы можете использовать крышку коробки как палитру, а еще в них есть желобок для хранения кистей.

Когда у вас заканчивается какой-либо цвет, вам всего лишь нужно докупить кювету и заменить старую на новую.

Вы можете купить стандартный набор в ближайшем художественном магазине.

Вы также можете купить пустую коробку и заполнить ее необходимыми (или любимыми) цветами.

Стоимость

Я уже поднимала эту тему в статье о масляных красках, но повторюсь и здесь.

Если вы покупаете отдельные тюбики или кюветы, то должны понимать, что существуют несколько серий красок, которые различаются по качеству: от Серии 1 до Серии 5, где 1 – самая дешевая, а 5 – самая дорогая. На картинке ниже я обвела эту информацию.

Разница между этими сериями в стоимости входящего в них пигмента. Некоторые из них трудно получить (например, натуральные), тогда как другие дороги для производства. Небесно-голубой — это невероятно дорогой пигмент, также как некоторые розовые и желтые. Так было во все времена: даже Тициан (также известный как Тициан Вечеллио или Тициан Вечелли), известный тем, что использовал много синего в своих работах в 16 веке, делал это для того, чтобы показать достаток покровителей, которые платили ему. Потому что всем было известно как дорога синяя краска.

Так что внимательней выбирайте цвета. Некоторые дороже, чем другие, но они стоят этих денег. Если вас привлекла Серия 5, то покупайте маленькие тюбики.

Кисти

Для начала вам понадобится всего три кисти:

  • Круглая кисть с острым кончиком для мелких деталей.
  • Плоская квадратная кисть для очерчивания – вы можете использовать край для проведения линий, а плоская поверхность кисти прекрасно подойдет для заполнения бумаги цветом.
  • «Швабра» для нанесения воды или размывания краски.

Вам не стоит начинать с дорогих собольих кистей, так, например, у «ProArte» есть набор из четырех синтетических кистей из пролена. Некоторые успешные художники пользуются только такими.

Однако, не все любят синтетические кисти, отдавая предпочтение соболиным. Если за ними хорошо ухаживать, то они прослужат довольно долго. Все зависит от личных предпочтений. Я бы начала с искусственных, и если вам понравится рисовать акварелью, то позже вы сможете купить и соболью кисть, и решить, какая из них удобнее.

Бумага

Акварельную бумагу перед использованием нужно распрямить. Вам нужно намочить ее, положить на плоскую поверхность и затем зафиксировать. Это необходимо, чтобы не возникло вздутий и вмятин (а они неизбежно появятся), в результате чего бумага может сморщиться. Затем она должна будет высохнуть, и только потом приступайте к работе.

Или вы можете купить готовый набор акварельной бумаги (см. выше). Она бывает разного формата от А5 до А3. У нее должна быть резиновая подложка.

Используйте самую плотную бумагу, которую сможете найти, 300гр/см – подойдет. Текстура зависит от личных предпочтений, но рекомендую начать с бумаги холодной прессовки. Ее поверхность не слишком грубая и не слишком гладкая.

Тонкая бумага – это пустая трата времени, она может порваться во время работы.

Что вам следует приобрести

Для начала, я бы поискала шероховатую бумагу плотностью не менее 300гр/см. «Langtonот Daler Rowney» довольно неплох. «Arches» — тоже хороший выбор, но достаточно дорогой.

Палитра

Проще всего купить пластиковую палитру. Она обычно имеет углубления для смешивания и отсеки для красок из тюбиков. Пластиковая одноразовая тарелка также подойдет, равно как и пластмассовая крышка от какой-нибудь коробки.

Керамические палитры также доступны в магазинах, но они довольно тяжелые.

Если вы используете коробку с кюветами, то обычно палитра находится на ее крышке.

Вода

Для воды подойдет любая емкость. Если вы работаете вне дома – то выбирайте контейнер их пластика, который легко переносить. Также, используйте две емкости. Одна для промывки кистей и другая — с чистой водой — для очищения и размывания участков рисунка.

Несколько вещей, о которых стоит узнать перед началом работы

  1. Акварель – один из самых сложных материалов для работы, если не самый сложный. Любое пятно будет видно. Если вы сделали ошибки, то не сможете стереть или нарисовать поверх них. Они останутся, поэтому тщательно планируйте все наперед.
  2. Акварель требует точности, хорошей координации и бросает вызов художнику. Но результат будет поразительным. Если вы все продумаете заранее.
  3. Ваша белая бумага это тоже цвет, если вы однажды покрыли ее краской, то белого цвета уже не будет.
  4. При работе с другими материалами – вы сначала накладываете темные цвета, и лишь потом светлые. При работе с акварелью, белый у вас уже есть, и вам нужно работать от светлого к темному.
  5. Я уверена, что говорила об этом ранее, но напомню еще раз: планируйте наперед.

Живопись

Здесь представлены некоторые советы, которые вам пригодятся перед началом работы:

  • Положите бумагу на наклонную поверхность, на колени, или на стол — на опору из книг, или даже на крышку ноутбука. Подложите газету, бумажное полотенце или тряпочку под нижний край, чтобы она впитывала потеки. Не работайте на полностью горизонтальной поверхности, иначе на вашей работе будут лужи.
  • Наложите изоленту по краям работы. Когда вы закончите и рисунок высохнет, аккуратно оторвите ее и вы получите ровный чистый край.

  • Делайте набросок карандашом тонкими легкими линиями, тогда их будет легко стереть. Если краска ляжет достаточно плотно, их не будет видно. Убедитесь, что ластик, которым вы пользуетесь, чистый. Используйте HB или В карандаши, иначе на вашей работе останутся грязные пятна. Никогда не стирайте по влажному листу, вы повредите рисунок и бумагу – подождите пока работа полностью высохнет.
  • Вы сможете определить высохла ли краска, дотронувшись до листа. Если он теплый, то краска высохла. Если холодный – еще влажная.
  • Работайте сверху-вниз.
  • Познакомьтесь с вашими красками и кистями. Попрактикуйтесь размывать краски, мокрым по мокрому и мокрым по сухому. Научитесь делать градиент: наносите темный оттенок сверху и осветляя его к низу. Используйте сухую кисть, чтобы она впитывала излишки жидкости. Поворачивайте лист и рисуйте в различных направлениях.

  • Начните с нанесения воды. Используйте чистую кисть и чистую воду. Обведите водой те места, на которых не будете рисовать. Краска не потечет на эти области после высыхания бумаги.
  • Акварель – это работа со слоями. Нанесите слой и отстранитесь от работы, пока он не высохнет, затем добавьте другой и т.д. Тут я должна кое в чем признаться. У меня не всегда хватает терпения подождать полного высыхания, и я подсушиваю свои работы в духовке. При этом температура должна быть очень и очень низкой.

  • Когда вы наложите все слои, которые хотели, используйте заостренную или плоскую кисти для добавления финальных штрихов.
  • В конце концов, играйте и экспериментируйте. Посыпьте солью в некоторых местах, поскребите высохшую краску ножичком или используйте пищевую пленку, чтобы увидеть, какой эффект получится. Некоторые художники используют отбеливатели или моющие средства в своих экспериментах, только будьте осторожны, если тоже захотите попробовать.

Маскирующая жидкость

Маскирующая жидкость наносится на участки бумаги до акварели. Она наносится в тех местах, где краски быть не должно, для оставления белых участков.

Маскирующая жидкость защищает бумагу от любой краски, ее не будет видно, пока работа не будет закончена.

Используйте старую ненужную кисть, чтобы нанести слегка разбавленную водой жидкость там, где вы хотите оставить бумагу белой (затем тщательно промойте кисть с мылом). Когда работа будет закончена и полностью высохнет – аккуратно удалите остатки жидкости.

Ниже вы видите пример. 1 – место, где есть маскирующая жидкость, а 2 – где она уже удалена.

Другие принадлежности

  • Вам понадобятся салфетки или бумажное полотенце под рукой, чтобы очищать и сушить ваши кисти и рисунок.
  • Изолента может быть использована как граница, как я упоминала раньше, также ее можно использовать для создания прямых линий, например, горизонта. Удаляйте ленту только после того, как рисунок полностью высохнет.
  • Старая зубная щетка прекрасно подойдет для создания эффекта брызг. Погрузите ее в краску и потрите пальцами щетку, разбрызгивая краску на рисунок. Тут есть два момента. Первое: невозможно предсказать, куда попадут брызги, поэтому будьте осторожны и аккуратны. Второе: будьте внимательны с направлением разбрызгивания, потому что краска может попасть вам на лицо, руки и стены.
  • Губки отлично подходят для создания фактуры и снятия излишков краски и воды с бумаги – только используйте натуральные губки.

Заключение

Акварель может быть и прекрасной, и непредсказуемой. Наслаждайтесь и любите то, чего вы достигаете.

И веселитесь!