7 грехов начинающего художника

Любое занятие кажется сложным поначалу, но проблема с рисованием состоит в том, что здесь каждый мнит себя экспертом. Рисунки могут получаться или нет, но мы не можем обвинять художника, ведь все дело исключительно в таланте, верно?

Конечно же… нет! Если ты не видишь собственного прогресса несмотря на долгие часы практики, это вовсе не означает, что у тебя нет таланта, необходимого для того, чтобы стать хорошим художником. Это значит, что ты тренируешься неправильно! Не веришь мне? Давай я опишу самые типичные ошибки, которые допускают начинающие художники. Старайся избегать их, и твой прогресс помчится бешеным галопом.

1. Я рисую все подряд

Ты рисуешь, потому что страсть как хочется рисовать, — это просто. Даже несмотря на то, что твои навыки пока тебя ограничивают, тебе совсем не хочется ограничиваться – ведь так много всего срочно нужно нарисовать! Сегодня ты рисуешь битву драконов с роботами. Завтра ты работаешь над пейзажем. Послезавтра упражняешься в перспективе, чтобы изобразить целый город. Вдохновение не покидает, ощущения прекрасные. Если бы только твои руки тебя слушались…

Что в этом плохого?

Рисование — это не некий единый, цельный навык. И хотя по сути каждый рисунок представляет собой набор линий, выполненных несложными движениями руки, важно то, что происходит в этот момент в мозгу. А процессы в мозгу всегда различны для различных видов рисования.

Подумай: в чем разница между рисованием и письмом (в техническом плане)? Разве письмо – это не рисование в некотором смысле (рисование букв)? Забудь на секунду об инструменте; ведь и шариковой ручкой можно рисовать (и писать простым карандашом). Следовательно, если ты можешь писать, и рисовать ты должен мочь. И даже более, у тебя есть свой собственный стиль!

Разница лежит в намерении, а не в конечном результате. Разные участки мозга отвечают за разные намерения – разные цели. Написанное слово может состоять из такого же количества линий, что и набросок лошади, но для нашего мозга их создание активизирует совершенно разные процессы.

К примеру, для рисования животного важно ощущение пропорций и размеров тела. Тебе нужно лишь поймать это ощущение и заключить его в линии. С другой стороны, рисование города требует математического мышления: слишком короткая линия, неправильный угол испортят все. Рисование пейзажа связано даже не с рисованием линий: здесь нужно уметь фокусироваться на свете и тени, уметь передать их на бумаге при помощи серии схематичных штрихов.

Пытаясь рисовать абсолютно все, что приходит тебе в голову, ты сам бессознательно усложняешь себе задачу. Ты можешь рисовать милых котиков, но это не значит, что тебе с той же легкостью удастся изобразить для них фон. А построение человеческого тела для твоего разума совсем не то же самое, что построение космического корабля.

Как это исправить?

Рисованием на множество различных тем ты прокачиваешь свой «общий навык рисования» (В). Это огромный комплексный навык, т.к. он включает в себя все маленькие навыки и темы, которые ты в состоянии рисовать, и поэтому он улучшается очень медленно. Вместо того, чтобы пытаться прокачать его на 100%, сфокусируйся на навыках поменьше (А). К примеру, прокачать на 100% навык рисования котиков гораздо проще!

Тебе следует решить, что ты хочешь научиться рисовать в первую очередь. Вместо попыток смешать бульдога с носорогом сосредоточься на чем-то одном. Не скачи с темы на тему просто потому, что тебе так приспичило.

Старайся совершенствоваться в одной теме за раз и, что гораздо важнее, не считай все свои работы индикаторами развития своего «общего навыка рисования». Если ты крут в рисовании машин, никто не назовет тебя плохим художником лишь потому , что у тебя плохо получаются львы…

2. Я знаю, как это нарисовать, просто дайте мне попробовать!

Наверняка в своей жизни ты видел тысячи собак, и ты точно знаешь, как они выглядят. Но вот рука, черт бы ее побрал, совершенно не хочет понимать, что ты от нее хочешь. Ты пробуешь рисовать лапы, а они выглядят по меньшей мере странно, не так, как должны. Ты точно знаешь, как должны, но почему так не выходит?

Что в этом плохого?

На самом деле, ты не знаешь, как эти чертовы лапы должны выглядеть. Иначе нарисовать их не составило бы труда. Не веришь мне? Ну давай, опиши мне их в мельчайших подробностях. Нет, не рисуй. Понимаю, соблазн велик, но подожди чуток. Представь, что ты уже их нарисовал. Что ты видишь? Опиши это.

В большинстве случаев, ты обнаружишь, что можешь сказать очень мало об объекте, который собираешься нарисовать. У тебя есть уверенность, что ты можешь нарисовать его во всех деталях, но неожиданно оказывается, что ты не можешь даже толком объяснить, где все эти детали должны быть расположены. Да, у носорога большая голова, на которой есть рог… или, может быть, два? А еще маленькие глазки… тоже где-то на морде… и пасть… где?

Чем больше вопросов об объекте рисования ты задашь себе, тем лучше уяснишь, почему ничего не выходит. Ты не слишком хорошо знаешь то, что пытаешься нарисовать. И ты способен понять, действительно ли это то, что ты хотел, когда рисунок уже готов. Поэтому ты пытаешься снова и снова. Каждый раз ты корректируешь детали, но это не значит, что ты приближаешься к собственному вИдению. Ты играешь в угадайку!

Ты не знаешь точно, где должны располагаться глаза – ты можешь лишь сказать, выглядит ли это достаточно хорошо, когда оно уже нарисовано.

Как это исправить?

Конечно, есть вероятность, что рано или поздно ты все же угадаешь верную комбинацию линий. Но зачем? Чтобы убедить себя, что ты таки можешь нарисовать это, пользуясь лишь воображением, без всякой помощи? Если это и есть твоя цель – вперед, дерзай. Только не обвиняй затем отсутствие таланта в своих неудачах. Ты сам выбрал этот сложнейший уровень игры, так не плачься, что выиграть тяжело.

Чтобы нарисовать что-нибудь из головы, нужно для начала поместить в эту голову необходимые знания, составить в уме рецепт (модель). Одного воспоминания о собаке недостаточно – нужна другая форма воспоминания, чтобы преобразовать его в линии. Это как фото блюда и рецепт – практически невозможно восстановить рецепт по фото, если ты новичок в кулинарии.

Образ объекта рисования в нашем сознании существует примерно в таком виде: «туловище; из него растет четыре ноги c копытами, длинный волосатый хвост, длинная шея с вытянутой головой на ней». Этой информации достаточно, чтобы узнать на рисунке лошадь, но этого не хватит, чтобы нарисовать лошадь реалистично. Это описание детских каракулей!

Образ в голове должен быть гораздо более детализированным. Он должен содержать пропорции ног и туловища, четко указывать, где сгибаются ноги, определять тип связок в местах сгибов. Он должен не просто указать, что тело лошади покрыто короткой гладкой шерстью, но и указать направление роста шерсти. Поэтому информация в твоей голове должна выглядеть приблизительно так:

Есть три способа построить в своей голове такую модель:

  • рисовать один и тот же объект много раз, используя разнообразные референсы – твой разум будет подмечать нюансы, чтобы ты мог с каждым разом рисовать быстрее;
  • анализировать различные референсы объекта, чтобы составить для себя актуальную модель (краткое руководство), и упражняться с ней, покуда ты его не разучишь;
  • найти кого-то, кто уже составил подобное краткое руководство и упражняться с ним, пока ты его не запомнишь (здесь будь осторожен – ты можешь заучить чужие ошибки).

Прежде, чем начать рисование, убедись, что у тебя есть план действий. Если нет, и ты не хочешь работать над этим, просто используй референсы. Это не жульничество! Конечно, круто рисовать что-либо по памяти, но прежде нужно запомнить нужную информацию.

Чуть больше по теме ты можешь прочитать здесь:

Почему так сложно рисовать из головы?

3. Я ни за что не сдамся!

Рисовать непросто, и ты это знаешь. Ты набрасываешь этого дракона и через каждые пару минут спотыкаешься об очередную ошибку. Эти ошибки все возникают, но ты упорно двигаешься дальше, ведь после покраса никто не заметит, что там что-то не так. Тем более ты уже не можешь остановиться, после стольких-то часов рисования!

Что в этом плохого ?

Как правило, мы стараемся украсить то, что сломано. Даже если вначале это и выглядело многообещающе, нет сомнений, что сейчас что-то пошло не так. И не притворяйся, что можно все исправить, просто добавив цвета – это не так. Если изгиб ноги выглядит неестественно, и ты не можешь или не знаешь, как его исправить, почему ты по-прежнему пытаешься закончить рисунок? Хоть золотом его покрой, это не исправит сей анатомический кошмар!

С самого начала эта поза была глупой, но я отказывалась это понимать. Мой арт, 2010 год.

Как это исправить?

Если ты видишь, что рисунок не удается, остановись. Не важно, сколько времени ты уже на него потратил, ты все еще можешь его немного сэкономить, если остановишься прямо сейчас. Очень часто создание работы заново требует меньше усилий, чем исправление ошибок.

Если ты боишься, что не сможешь еще когда-нибудь нарисовать так круто снова, — это показатель проблемы посерьезнее, чем просто неправильно согнутая нога. Ты не уверен в своих способностях, а это значит, нужно хорошо попрактиковаться, прежде чем тратить свое время на один-единственный серьезный арт. Ты хочешь показать миру, как ты крут, — это можно понять. Но правда в том, что именно сейчас это не так. Не увиливай от правды, притворяясь, что не наделал ошибок. Просто научись не совершать их в дальнейшем.

4. Каждый рисунок – это святое!

Ты не только доводишь до конца все начатые рисунки. Ты еще и не забываешь выложить каждый в сеть, своим друзьям и фанатам на обозрение. И не важно, что это: доведенный до совершенства шедевр, скетч или стадик, — ты делишься всем. Такой уж ты человек!

Что в этом плохого?

На первый взгляд может показаться, что ничего плохого в этом нет. Но проблема глубже. Когда ты в курсе, что твою работу кто-то увидит, ты бессознательно начинаешь подгонять ее под вкусы, интересы, нужды зрителей. Этот рисунок должен быть идеален! И так как ты постишь каждый рисунок, тебе не позволено ошибаться. Совсем. Никогда.

Ошибки – вполне естественный и неизбежный побочный эффект освоения нового. Если ты хочешь их избежать – не пробуй ничего нового. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И что может случиться с тобой, если ты будешь выкладывать каждый свой рисунок: даже заполняя лист в скетчбуке стадиками, просто набивая руку, ты будешь выбирать простые позы, которые хорошо получаются. А то вдруг еще твои фанаты заметят твои ошибки, это ж ужас!

Если у тебя есть своя аудитория, которая следит за каждым твоим шагом, ты все меньше склонен рисковать. Если есть хоть малейший шанс поражения, ты предпочтешь не играть и делать вид, что вполне мог бы выиграть, если бы захотел. Ты лишаешь себя возможности научиться чему-то новому, извлечь урок из проигрыша, просто потому что не хочешь, чтобы этот проигрыш увидели другие.

Как это исправить?

Здесь есть два варианта. Первый: рисовать для себя. И делиться только самыми удачными рисунками, а наброски класть в стол. В процессе изучения темы не думай о том, как было бы круто показать другим целый лист набросков («Смотрите, как продуктивно я сегодня поработал!»). На уровне подсознания это заставит лучше стараться, но и избегать экспериментов при этом. А упражнения и нужны для того, чтобы учиться, а не впечатлять окружающих.

Если тебе ну очень уж хочется похвастаться своей продуктивностью, склей все упражнения в одно большое полотно. Так твои неудачные эксперименты будут не слишком заметны.

Есть и другой путь. Просто расслабься. Научись чувствовать себя комфортно несмотря на то, что кто-то там видит твои ошибки. Позволь себе быть несовершенным. Лучше выставлять на всеобщее обозрение все рисунки, и хорошие, и плохие, чем рисовать только то, что у тебя хорошо получается.

Когда ты новичок, каждый твой рисунок тебе очень дорог. Ты начинаешь рисовать, и кажется, что это непременно нужно закончить, а потом еще и обязательно показать другим. Но это не так! Давай, попробуй, — набросай что-нибудь и разорви лист в клочья, просто так! Это не последний рисунок в твоей жизни, и не лучший из всех, что ты нарисовал. Если ты будешь привязываться к своим работам слишком сильно, тебе будет сложнее что-то менять и учиться.

Ошибки неизбежны. И не притворяйся, что никогда не рисовал плохо. Позволь себе быть «недостаточно хорошим», затем найди ошибки и подумай, как избежать их в следующий раз. Рисуй, чтобы стать лучше, а не чтобы тебя хвалили.

5. Я рисую только то, что ты хочешь видеть

Может, ты и не самый лучший художник, но кое-что тебе удается очень даже неплохо. К примеру, людям нравятся твои пони. Каждый раз, как ты выкладываешь в сеть очередного пони, на тебя обрушивается град восторженных отзывов; это здорово. Когда-то ты рисовал и другие вещи, но ответной реакции не получал, и потому забросил это дело…

Что в этом плохого?

Если только чья-то похвала заставляет тебя чувствовать себя хорошо, вполне естественно, что ты стараешься создавать то, что хочет видеть публика. Проблема появляется тогда, когда эта потребность становится патологической – ты не можешь создавать что-либо новое из страха, что это не примут с одобрением.

Вот так ты становишься рабом своих зрителей. Твои желания больше не важны: твое призвание – развлекать их. В ответ ты получаешь похвалу, но не лучше ли, чтобы тебя хвалили за то, что ты сам избрал для рисования?

Фан-арт – это круто, но убедись в том, что это не единственное, что тебе позволено рисовать. (Рисунок из Paint Foxy From the Five Nights at Freddy’s Series in Adobe Photoshop).

Как это исправить?

Следуй за своим сердцем! Если тебе нравится рисовать пони, отлично, но не делай этого только потому, что ты думаешь, будто это единственное, что твои зрители хотят видеть. Если ты хочешь, чтобы у твоего творчества были фанаты (а не у твоего стиля или темы, на которую ты рисуешь), ты должен создавать действительно что-то свое. Фан-арт может быть отличным способом привлечения внимания, но он должен быть не единственным способом удержания публики.

И иногда лучше иметь несколько настоящих фанов, чем прислуживать толпе, которой по большому счету плевать на тебя.

Чуть больше по теме ты можешь прочитать здесь:

Определение искусства и его оценка

О реализме, фотореализме и стиле вообще

6. А не обвести-ка ли мне фоточку?

У тебя туча идей, но ты не знаешь, с чего начать рисунок. И обходишь проблему, используя лайн-арт и базы других художников, а иногда просто обводишь фоточку, создавая собственный лайн.

Что в этом плохого?

Это не страшно, если ты рисуешь просто ради прикола, но если ты хочешь быть действительно хорошим художником, этот путь не для тебя, он очень быстро приведет в тупик. Обставить дом – не то же самое, что построить дом, и ты не можешь считаться строителем, если просто поставил диван в гостиной. По аналогии, ты не художник, если ты в состоянии лишь доделывать чужие работы.

И дело не только в определениях понятий. Начать рисунок – и есть самое сложное, и ты никогда этому не научишься, просто избегая этого этапа работы. Люди, которые создали этот лайн для тебя, сперва научились это делать. А раз у них получилось, получится и у тебя. Если, конечно, ты перестанешь искать легкие пути.

Но самая страшная форма этого «греха», если ты обводишь и используешь готовые базы, но притворяешься, что этого не делаешь. Это как подъехать на автобусе последний этап марафона. И пусть все тебя поздравляют, это не изменит правды – ты не художник, и не важно, насколько хороши в итоге такие рисунки.

Здесь проблема не в конечном результате, а в пути исполнения, который к нему привел.

Как это исправить?

Решение здесь очень простое: хочешь расти и развиваться – делай то, что кажется сложным. Если это сложно, значит, ты пока не можешь этого сделать, но работаешь над тем, чтобы это стало легче, а значит, и сам становишься лучше. Избегание трудностей действует с точностью до наоборот: возвращаться к сложному гораздо труднее, если ты научился его избегать.

Ты можешь бесконечно долго обманывать себя тем, что якобы талант может сделать простым любое дело, и этим оправдывать собственное жульничество, но ведь все дело в твоей лени! Люди тратят уйму времени на то, чтобы научиться рисовать, а ты просто говоришь себе «ок, у меня нет таланта, так почему бы мне … не помочь себе нарисовать что-нибудь».

Если хочешь стать хорошим художником, смени свое отношение и начни уже впахивать. А если ты хочешь, чтобы тебя хвалили, даже незаслуженно… зачем ты вообще это читаешь?

7. Я художник, я так вижу!

Понятно, что твои рисунки далеки от совершенства, но выглядят они вполне прилично. Тебе нравится, когда люди высоко оценивают время, потраченное тобой на то, чтобы иметь возможность показать им свое творчество. А вот если не слишком высоко оценивают, ты закипаешь от ярости. Да как они смеют указывать тебе, что не так с твоим рисунком?! Это твой рисунок, и тебе лучше знать, как он должен выглядеть!

Что в этом плохого?

Для начала, определимся с понятиями:

  • факт – правда для всех; основана на объективных признаках («вода мокрая»);
  • мнение – правда для некоторых; основана на субъективных признаках («розы – самые красивые цветы»).

Люди, которые комментируют твои работы, просто озвучивают свое мнение. «Как это прекрасно!» не есть факт, потому что не каждый с ним согласится. Это утверждение не «определяет» твою работу как красивую и никак не влияет на ее качество. Это значит лишь то, что кому-то она понравилась.

Следовательно, если кто-то говорит: «ты не можешь рисовать», — это лишь его мнение. И это не значит, что ты на самом деле не можешь рисовать (исходя из каких-то объективных стандартов), а всего лишь, что этот кто-то не слишком высокого мнения о твоих навыках. Но его мнение не влияет на правду!

Проблема в том, что люди зачастую стремятся все упрощать, чтобы думать и реагировать быстрее. Фактом становиться нечто, с чем согласны все, но «все» часто упрощается до «все, кого я спросил». И потому, если ты спросишь десять человек, у каждого из них появится суперсила создать «факт», просто озвучив собственное мнение.

Если ты принимаешь все в таком ключе, каждый услышанный тобой комментарий может стать очень опасным. Иногда лучше просто полностью их отключить («Без комментариев, пожалуйста, я только учусь»). Но так ты не получишь и ни одного положительного отзыва и никогда не узнаешь, хороша ли твоя работа. У тебя есть два пути решения проблемы:

  • рисовать что-нибудь в совершенстве, чтобы получать только положительные отзывы;
  • рисовать что-нибудь несовершенное, а всех недовольных называть лжецами.

Первый путь нереален – невозможно понравиться абсолютно всем (но можно искусственно создать такую ситуацию, в которой твои работы будут видеть только благосклонные зрители). А второй просто нечестный: ты будто заявляешь: «прав только тот, кто согласен со мной».

Как это исправить?

Позволим мнениям быть тем, чем они и являются – выражениями личных ощущений. Если ты не любишь помидорки, к примеру, ты же не должен объяснять почему; просто для тебя они на вкус не очень. Они не хорошие и не плохие, пока какой-нибудь любитель доморощенных томатов не попросит тебя их продегустировать. Твоя нелюбовь к ним не сделает их хуже, а вот дачник-любитель может расстроиться.

У всех есть право не любить твой арт, так же как и ты не обязан восхищаться Моной Лизой. Кто-то сказал, что твои рисунки плохи? Чудно! В их словах не больше правды, чем в словах тех, кто твоим артом восхитился. Реагируй на все мнения одинаково сдержанно. Однако, есть вполне объективные признаки, по которым можно определить факт.

Мы выделяем вещи из ряда других вещей, давая им определения. Если что-то не подходит под свое определение, оно становится нетипичной версией этой вещи, строго говоря, не этой вещью. Если тебе встретилась птица, которая не откладывает яйца, значит, это не птица. Если ты видишь лошадь с крыльями, это не лошадь. А вот лошадь, у которой коленки выше положенного, по-прежнему остается лошадью, но нетипичной.

Слева направо: кот, странный кот и не-кот. И ты никого не можешь обвинять за замечание, что твой кот выглядит странно.

Это значит, если кто-то говорит: «вообще-то, у волка лапы длиннее», он утверждает факт, а не высказывает мнение. И мантра «я художник, я так вижу!» здесь не сработает и не изменит тот факт, что у твоего волка лапы короче, чем у настоящего волка. И людям может это не нравиться (мнение), но человек, указавший на правду, останется прав.

Сами по себе факты не хороши и не плохи – твое мнение о них делает их таковыми. И твоя ярость по отношению к ним свидетельствует лишь о твоем желании, чтобы факты были другими. К примеру, если кто-то говорит, что твой медведь не похож на настоящего медведя (потому что у него лапки как у собаки), ты злишься. На самом деле ты зол на свою неспособность нарисовать реалистичного зверя. Но ты думаешь, что именно человек, озвучивший факт, его и создал, поэтому перенаправляешь свою злость на него.

Если ты хочешь стать лучшим художником, будь открыт критике. Это лишь слова о твоей работе, не более. Ты можешь не обращать на них внимания или же использовать, как двигатель для самосовершенствования. Спроси этого комментатора, почему он считает, что твой медведь выглядит нереалистично. И что тебе сделать, чтобы он стал больше походить на настоящего медведя.

Зачастую твои комментаторы видят больше, чем ты. Прислушивайся к фактам, учись у них и применяй их советы в отношении своих рисунков. Со временем ты будешь получать все меньше критики, потому что будешь делать меньше ошибок. Не обманывай себя тем, что уже хорош, или ты никогда не станешь таковым.

Чуть больше по теме ты можешь прочесть здесь:

Не принимайте слишком близко к сердцу, или как заставить критику работать на вас

О реализме, фотореализме и стиле вообще

Вместо заключения

Легкость рисования обманчива, и непонимание этого запросто может стать серьезной преградой для твоего совершенствования. Надеюсь, эти семь грехов никогда не встанут на твоем пути!

Если тебя интересует тема самосовершенствования как художника, взгляни на статьи:

«Могу ли я рисовать?» — Как понять что ты достаточно хорош

10 мифов о рисовании, которые блокируют ваш прогресс