Супер очевидные вещи, которые я бы хотел, чтобы преподавали в художественных школах

Автор этой статьи - Фил МакЭндрю, иллюстратор и художник-мультипликатор из Нью-Йорка. Он работал с MAD Magazine, Cartoon Network, Nickelodeon, IFC, BOOM! Studios, Crown Publishing, Workman Publishing. Его основное направление работы – смешные истории и карикатуры, он также создал сборник рисованных историй «Crying In Front of You Dog and Other Stories» и много других замечательных комиксов.

Я получаю большое количество писем от студентов художественных ВУЗов и молодых мультипликаторов. Одни хотят провести со мной интервью в качестве домашнего задания, другие, как правило недавние выпускники, приходят за советом о том, как, после окончания обучения, стать профессиональными иллюстраторами/мультипликаторами. Мне задают вопросы о том, как продвигать свои работы, как пробиться в индустрию комиксов, как найти клиентов, как набрать подписчиков в сети и т.д.

Я часто посмеиваюсь, читая эти и-мэйлы, потому что я сам все еще изо всех сил стараюсь сводить концы с концами, несмотря на то, что я штатный иллюстратор и мультипликатор. Я пытаюсь выяснить, какие стратегии работают, а какие — нет. Однако дела постепенно налаживаются, медленно, но уверенно.

Мне прекрасно знакомо то пугающее чувство, которое приходит с окончанием колледжа или с решением бросить основную работу, чтобы сделать первые шаги в карьере иллюстратора или аниматора, так как я сам лишь недавно прошел через это. Годик-другой можно поучиться у тех, кто уже начал двигаться в этом направлении. Я сам многое узнал, переписываясь по сети и общаясь с более опытными иллюстраторами и мультипликаторами. Я до сих пор частенько обращаюсь за советом к своим коллегам по работе. А некоторым вещам я научился на собственном горьком опыте, методом проб и ошибок. Я все еще не могу дать ответы на все вопросы (да и вряд ли когда-нибудь смогу), но есть несколько важных вещей, которые я усвоил. Многое покажется вам очевидным. Так оно и есть на самом деле. И все же, я надеюсь, кому-то эта запись окажется полезной!

Рисуйте каждый день

Если рисование не увлекает вас на столько, чтобы вам хотелось заниматься этим каждый божий день, тогда вам, пожалуй, стоит подумать о другой сфере деятельности! Я не знаю, как обстоят дела у других фрилансеров, но лично я работаю семь дней в неделю.

Творческие способности – это своего рода мышцы. Если вы хотите, чтобы ваши мышцы были сильными, вам нужно упражняться каждый день. Если вы забросили привычку рисовать каждый день, потом бывает очень сложно втянуться. Мышцы теряют тонус гораздо быстрей, чем растут. Так что не переставайте рисовать, никогда! Везде носите с собой альбом для набросков. Держите скетчбук рядом с кроватью. Всегда носите один в сумке или рюкзаке. Снесите AngryBirds с вашего телефона и делайте наброски, пока стоите в очереди в банке или едете в метро от одной станции до другой. Рисование – вот ваша новая религия.

Бросайте себе вызов

Беритесь рисовать то, что, как вам кажется, лежит за гранью ваших возможностей. Попробуйте нарисовать комикс, не делая предварительных набросков карандашом, беритесь сразу за тушь. Купите дешевый акварельный набор и играйте с цветами, пока в ваших глазах не закружатся сердечки, пока вы не влюбитесь в краски, а они не ответят взаимностью, и все будут рыдать счастливыми акварельными слезами и обнимать друг друга. Если вы считаете, что не можете нарисовать мотоцикл, тогда вперед, рисуйте по мотоциклу каждый день, пока вы не освоите это дело в совершенстве. Запишитесь на урок рисования с живой натуры и порисуйте обнаженных людей (поверьте, это весело!)

Я повторюсь, творчество — это мышцы. Вам никогда не стать крутым качком, если вам страшно поднимать вес больше пары килограмм.

Невозможно развиваться, оставаясь в своей зоне комфорта. Иначе будете похожи на маленькое заросшее болотце заплесневевших и покрывшихся тиной возможностей, которое кишит всякими жучками, отчаянно спаривающимися и откладывающими яйца. Нужно чтобы ваши творческие силы стремительно вырывались, словно потоки величественного водопада! Заставляйте себя рисовать то, что вам кажется сложным. Рисуйте то, что вас совершенно не интересует и найдите способ сделать этот процесс увлекательным. Одно время я отвратительно рисовал окружение и пейзажи. Мне гораздо больше нравилось рисовать людей, и я старался избегать задних планов любыми возможными способами. Тогда я решил потратить год на то, чтобы сфокусироваться на создании прекрасных задних планов.

Теперь я люблю рисовать окружающее пространство не меньше, чем людей, и я несомненно стал более сильным и гибким иллюстратором, нежели прежде.

Будьте вежливыми с людьми

Многие предложения о работе и сотрудничестве в моей жизни были прямым результатом общения с людьми и умения быть добрым с ними. Ни раз были случаи, когда знакомые друзья иллюстраторы отдавали мне те заказы, от которых им пришлось отказаться ввиду своей занятости. Я подружился с мультипликаторами, которые уже добились невероятного успеха, и они в свою очередь делали ссылки на мои работы, буквально направляя ко мне толпы новых читателей. Не пренебрегайте людьми, которым нравятся ваши работы, и ПРОСТО НЕ СМЕЙТЕ считать их чем-то само собой разумеющимся. Бывает довольно мерзко, когда наконец на каком-нибудь конвенте или автограф-сессии удается встретить художника, чьими работами ты восхищаешься, а он даже не то, чтобы не смотрит на вас и не улыбается, он даже не отрывает глаз от своего альбома, чтобы показать, что он признателен за то, что вы любите его работы и даже готовы за них заплатить. Работая с новым клиентом, постарайтесь изо всех сил быть приятным и вежливым, расположите человека к себе. Едва ли кто-то решит продолжить работу с вами, если вы были весьма неприятным типом. Часто благодарите. И будьте искренне, когда говорите «спасибо». Будьте благодарны за то, что кто-то платит вам за то, чтобы вы рисовали, не выходя из дома! Если же вам пока еще никто не платит, будьте благодарны тому, что вы были рождены с обеими руками.

Не говорите гадостей о чужих работах, даже если они действительно отстой. Я с ходу могу назвать кучу мультипликаторов, которые куда более успешны, чем я, но чьи работы, на мой взгляд, бессмысленны, скучны и нарисованы паршиво. Однако сплетничать об их комиксах и сравнивать их успехи со своими ни как не поможет мне преуспеть. Такое поведение приведет только к саморазрушению. Не важно, сколько людей читает ваш твиттер. В любом случае, будьте обходительны с пользователями и спам ботами, которые на вас подписаны.

Получайте удовольствие

Мои лучшие работы, те, которые вызывают во мне больше всего энтузиазма и те, что нравятся людям и получают больше всего отзывов – это, как правило, то, что я рисую чисто ради удовольствия. Обычно художественный прорыв случается тогда, когда я что-то чирикаю в блокноте без особой цели. Скетчбуки – то пространство, где вы можете рисовать все, что хотите, и именно здесь рождаются идеи. Выделите немного времени для ежедневных набросков и убедитесь в этом сами. Рисуйте ДЛЯ СЕБЯ.

Вам доводилось, будучи ребенком, сидеть на полу и рисовать? Как правило, все дети этим занимаются. А вы помните как это было весело? Это было ужасно увлекательно! И было не важно, что получалось в итоге. Вам просто нравилось это делать. Я помню, как я рисовал монстров и страшные замки вместе со своими братьями. Это было одним из наших любимых дел. Мы могли пропадать часами за этим занятием. Мы рисовали именно замки и монстров, потому что они нас жутко интересовали, а еще потому что сам процесс рисования был веселым и увлекательным. Не забывайте о том, каким увлекательным может (и должен быть) процесс рисования. Забудьте о том, чтобы пытаться поразить кого-то. Просто получайте удовольствие от того, что делаете. Не давите на себя мыслями о том, что вы должны нарисовать что-то потрясающее, потому что если вы приметесь рисовать с установкой «Я должен нарисовать что-то крутое», то так и останетесь сидеть, уставившись на пустой листок бумаги. Вместо этого просто берите и рисуйте.

Цели и сроки – очень важны

Хотите нарисовать комикс? Рисуйте. Перестаньте уже говорить об этом и принимайтесь за дело. Не ждите, пока у вас появится больше свободного времени или вы станете лучше рисовать. Чем вы старше – тем меньше у вас будет свободного времени. А единственный способ поднять свой уровень – это много рисовать. Рисовать примерно в таком количестве, чтобы хватило на несколько комиксов. Так что установите для себя крайний срок, к которому вы закончите свою работу. Дедлайны ОЧЕНЬ ВАЖНЫ. Сейчас я работаю над проектом, который по началу пугал меня. Тогда я сел и посчитал, что чтобы выполнить этот проект за месяц, мне нужно рисовать по три рисунка в день. Таким образом я точно знал, что я во что бы то ни стало, должен заканчивать в день три рисунка, и если я пропускаю один день, то на следующий я должен сделать в два раза больше работы. Самоорганизация и отслеживание хода работы превращает весь процесс в своего рода игру. Я нарисовал таблицу, чтобы отмечать свой прогресс. Я закрашиваю по одной ячейке каждый раз, когда заканчиваю рисовать или раскрашивать страницу. Возможность визуально отмечать этапы своей работы — очень здорово, и я с еще большим рвением берусь за большие проекты. Я также говори себе, что если я не закончу этот проект к концу месяца, у меня случится мини-истерика, мое лицо тут же покроется морщинами и я превращусь в пыль как от бедняга-нацист в конце «Последнего крестового похода» (прим. переводчика – речь идет о фильме «Индиана Джонс и последний крестовый поход»). DEADline! От слова «смерть». Усекли? *легонько подтолкнул локтем*

Не забывайте делать перерывы

Копаете ли вы в поисках сокровища или же склонились над рабочим столом, не забывайте время от времени делать перерывы. Без них ваш глаз замылится, мозг перестанет работать (а тело — устанет).

Я люблю брать небольшие паузы, но часто. Рисую где-то с часок, а затем отправляюсь на короткую прогулку, перекусываю или же просто сижу и пялюсь несколько минут в окно. Награждайте себя за усердную работу!

Не загоняйте себя в рамки

У нас у всех есть художники, которых мы любим и чьи работы так или иначе повлияли на нас. Но худшее, что может случиться с вами, так это если вы абсолютно помешаетесь на них или станете их копировать. Да, изучать работы других художников и учится у них бывает очень полезно, однако не ограничивайте свои интересы только одним или двумя авторами, чьи работы вас вдохновляют. Есть еще ЦЕЛОЕ МОРЕ работ, с которыми стоит познакомиться. Если вы ограничите себя влиянием работ Джеймса Кочалки (James Kochalka), вы в итоге станете не более чем жалким подобием Джеймса Кочалки. Никто не рисует лучше Джеймса, чем он сам. Какое будет другим дело до ваших работ, когда они могут просто пойти и насладиться артбуком Кочалки. Джеймс Кочалка – прекрасный художник-мультипликатор и вы можете многому у него научиться, НО убедитесь, что вы также учитесь чему-то и у других иллюстраторов. Если вы рисуете комиксы, постарайтесь на время ограничить свой контакт с комиксами других авторов. Попробуйте найти вдохновение в романах или документальных фильмах о природе, старых видео Этты Джеймса (Etta James) на Youtube или даже в стихах или газетных статьях. Если вы сделаете это, ваши комиксы станут на порядок лучше. Вы не достигнете успеха, если единственным источником вдохновения для вас будут другие комиксы, которые уже сами по себе достигли успеха. В этот самый момент тысячи людей пытаются создать что-то похожее на ту самую работу, которую вы очень любите, и реальность такова, что многих из них так и не добьются успеха. Очень важно выходить в свет, общаться с людьми, пробовать то, что никогда раньше не делал. Мир сам снабдит вас новыми идеями и источниками вдохновения. Если единственная тема ваших рассказов и шуток это видео игры, то пусть милостивый бог комиксов сжалиться над вашей пропащей душой.

Не наговаривайте на себя

Если вы хотите, чтобы люди уважали ваши работы, воспринимались вас всерьез и платили вам за ваши рисунки, тогда не говорите плохих вещей о своих работах. С чего вдруг кто-то станет относится к вашим работам серьезно, если даже вы сами, человек, которых их создал, в открытую говорит, что это – полный отстой? Хотите, чтобы людям нравились ваши работы (и они хотели нанять именно вас для выполнения заказа)? Тогда покажите, что ВАМ САМИМ нравится то, чем вы занимаетесь.

Прим. переводчика: Я просто знаю, что я был рожден звездой. Мне судьбой предназначены великие дела.

Вот вам небольшая история о том, как я пришел к идее о том, что надо радоваться собственным работам. Когда мне исполнилось 20, издательство New Reliable Press впервые напечатало мой комикс в первом номере «You Ain’t No Dancer». В этом выпуске также печатались работы таких художников, как Джеффри Браун, Николас Гуревитч, Хоуп Ларсон, Джим Мафуд, Брайан Лии О’Малли, Лилли Карэ… Обложку делал Дейв Купер. Я оказался в очень хорошей компании. Сборник дебютировал на SPX (прим. переводчика: Small Press Expo – ежегодный форму для художников, авторов и издательств комиксов, учрежденный в 1994 году), который в тот год я посещал впервые. Мне посчастливилось познакомиться с другими авторами, участвовавшими в создании этого сборника, авторами, которых я любил и которыми восхищался. Вполне естественно, что я немного нервничал (Мой первый конвент! Первая публикация моего комикса! В реальном сборнике! Наряду с другими очень-очень клевыми авторами!). Я встретил Брайана Лии О’Малли и спросил, не подпишет ли он мне копию этого выпуска «You Ain’t No Dancer». Он с удовольствием согласился. Пока он делал скетч на одной из страниц, я смущенно признался, что мой комикс тоже вошел в сборник. Он оживился. «Правда? Покажи, какая из историй – твоя?» спросил он, листая книгу. Мне стало ужасно неловко, я испуганно смотрел себе под ноги и промямлил «А… Ну… Он… Это… Не очень хорош…» Когда я поднял взгляд, я тут же понял, какую ужасную вещь я только что ляпнул. Если у Брайана и был какой-то интерес к моей работе, то он тот час же испарился. В итоге, создатель работ, которые меня вдохновляли и человек, с которым я бы с удовольствием подружился, весьма невысокого мнения обо мне и моих работах, если он вообще меня помнит.

Рутина — для слабаков

У каждого случаются перерывы в работе или же периоды, когда вы просто не довольны тем, что получается. Со всеми бывает! И это совершенно нормально! Однако если вас затянула рутина, не стоит отчаиваться и переставать рисовать. Вы не сможете преодолеть этот период, если не будете ничего создавать. Просто примите тот факт, что не каждый ваш рисунок или комикс будет отличным, и просто продолжайте работать. Отвлекитесь на какое-то время на свой скетчбук. Если чувствуете, что пропал интерес к проекту, спросите себя, почему вы больше не чувствуете вдохновения? Что вы можете сделать, чтобы исправить это? Берите и пробуйте!

Рисуйте клевые штуки и выкладывайте их в интернет

Я испробовал целую кучу способов продвижения своих работ. Я отправлял открытки по почте, трещал без умолку на конвентах и экспо, отправлял навязчивые письма соискателя по электронной почте и даже подумывал о том, чтобы предлагать свои услуги арт-директорам различных проектов (и до сих пор обдумываю эту возможность!). Самой эффективной стратегией оказалась самая простая: рисуйте и выкладывайте свои работы в сеть. Следуйте этому совету какое-то время и увидите, что хорошие вещи начнут происходить с вами.

Ого! Какой большой пост вышел. Теперь мне надо наверстать упущенное и закончить все то, что я должен был нарисовать, вместо того, чтобы писать это сообщение! И все же, надеюсь, кому-то эта статья поможет.