Поэтапное рисование стопы человека.
Стопа — это достаточно сложный для рисования предмет. Она сильная, гибкая и, возможно, самая изящная часть человеческого тела. Существует некоторое анатомическое сходство между стопой и ладонью, это поможет нам при рисовании.
Ступня человека изначально была хватательной конечностью, напоминающей руку, но в итоге ставшая «платформой», которая поддерживает вес нашего тела. Первые гоминиды использовали свои ноги, чтобы лазать по деревьям, хватать ветки и удерживать инструменты и пищу. Большой палец ноги изначально был похож на современный большой палец руки, т. е. являлся полупротивостоящим.
Когда люди начали ходить прямо, первый палец стопы сдвинулся, вытянувшись вдоль остальных для создания более устойчивой опоры. Он стал обеспечивать дополнительную поддержку и выталкивать нас во время ходьбы. Ступня состоит из пяточной кости, длинной сводчатой плюсны и гибких пальцев. Поначалу вас может испугать тот факт, что все эти элементы нужно согласовывать при рисовании стопы, однако, все не так сложно.
Рассмотрим стопу в двухмерном пространстве и разобьем ее на формы. Изучим ее строение, расположение основных частей и общую перспективу.
Начнем с простых форм, которые помогут нам распознавать различные части стопы. Затем мы уточним наш набросок, заложив основу для объемного рисунка. После этого добавим необходимые детали, такие как морщинки, сгибы и мышечный тонус.
Особое внимание мы уделим созданию ощущения веса. В качестве референсов я использовал отражение собственных стоп в зеркале и фотографии.
Я работал в диджитале, но такие же принципы используются и в традиционном рисовании. Если вы используете традиционные графические материалы, помните, что вам придется долго и упорно выстраивать освещение и объем на протяжении всей работы.
1. Что внутри?
Знание анатомии стопы поможет выстроить общую форму
Стопа состоит из костей, сухожилий, жира и множества связанных тканей. Ступни очень сильные и, возможно не такие же гибкие как руки, зато способны на широкий круг движений. Не лишним будет взглянуть на анатомические схемы стопы и даже сделать несколько быстрых зарисовок.
При рисовании нужно понимать как располагается плюсна в стопе и насколько на самом деле крупный пяточный бугор. Мы легко можем найти такие структуры как пятка, плюсна и суставы пальцев, поскольку они расположены близко к поверхности кожи.
2. Найдите подходящую позу
Быстрые скетчи помогут найти интересную позу
Раз мы в достаточной мере изучили строение стопы, то можем начинать делать наброски в движении. На этом этапе не нужно беспокоиться о точности или анатомии. Напротив, нужно сосредоточиться именно на изображении динамики и интересном расположении. Я использую пятку и большой палец как ориентиры.
На этой стадии сосредоточьтесь на контуре и не уточняйте детали. Используйте собственную стопу как образец с целью найти идеальное положение. В работе вам помогут собственные ощущения: вы сможете понять как располагаются кости и мускулы, как они сгибаются и двигаются.
3. Очертания создают форму
Теперь у нас есть набросок позы стопы и мы можем начинать придавать ей форму и объем. Контур будет направлять наш рисунок. Он поможет понять, как изменяется форма стопы.
Помните, в рисунке важно использовать формы. Это поможет сохранить перспективу объекта и создать чувство глубины. Я пометил, с какой стороны располагается большой палец. Теперь переходим к следующему шагу.
4. Построение малых форм
Различные формы добавляют объем
От нашего грубого контура мы переходим к построению стопы как объемного объекта. Это означает, что нам нужно понять, где поверхность стопы переходит в трехмерное пространство. Я использую объемные формы: сферы, блоки и цилиндры, которые помогут при построении стопы. Продолжаем рисовать через эти формы, сохраняя структуру. Таким образом, выстраивается объем.
5. Используйте контуры для детализации и объемаРасположение стопы изменится в процессе рисования
Т. к. я работаю в диджитале, то увеличиваю прозрачность наброска. Если вы работаете традиционными материалами, то просто начните сильнее нажимать на карандаш.
Смягчаем контур, создаем объем при помощи легкого рендеринга. Вы видите, что на этом этапе я привел в порядок контур стопы. Помните, что вы не привязаны к изначальной позе, она может измениться в процессе.
6. Черты стопы
Детали и тени создадут объем
Теперь сделаем нашу стопу более реалистичной. Я понял, что оставляя линии построения, сделанные карандашом или в диджитале, сделал свой рисунок более живым. Рисуем ногти и морщинки на поверхности пальцев.
Линии построения наброска помогают найти те места, которые создадут объем в рисунке. Важно сохранять плавность линий. Пока я рисую, стараюсь, чтобы вместо запястья двигалась вся рука. Это помогает сохранить органичность и свободу линий.
7. Корректировка и детализация
Тени у основания добавляют объем
Теперь мы можем убирать первые слои и начинать проработку деталей. Рисуем морщинки, добавляем уголки у пальцев и создаем объем при помощи штриховки.
Также используем следующий прием: нижнюю часть стопы обводим толстыми линиями, чтобы появилась тень и ощущение веса, а верхнюю часть — тонкими линиями, т. к. эта часть стопы освещена. Помните, что человеческое тело не идеально, поэтому несовершенство в такой работе — ваш друг.