Существует огромный набор подходов к дизайну окружения в комиксах, и хотя определенные ключевые элементы отличают комикс от кино и анимации, в данном случае комиксы полезно разделить на два основных лагеря: фильм и ситком.
Современные газетные стрипы, особенно юмористическая их разновидность, использует почти те же правила в отношении фона, что и ситкомы. Ситкомы происходят от сценических и радиовыступлений, где основное внимание уделяется диалогам. Большая часть физических взаимодействий происходит между персонажами, и актёры очень редко поворачиваются спиной к аудитории (отчасти потому, что звук их голосов должен исходить в сторону зрителя). По существу, в разновидности комикса-ситкома часто минимально проработан фон, так как главная цель здесь – донести ключевой момент словесной шутки. Можно отыскать немало превосходных примеров стрипов в таком стиле, хотя лично мне кажется, что этот подход очень переоценивается в американских комиксах, особенно веб-разновидности, и часто используется в тех стилях комиксов, которые совсем не выигрывают от минимализма.
Другой вид комиксов, однако, сравним с кино. Благодаря своей природе, фильм по существу (хотя и не исключительно) более ориентирован на локации, чем сцена, и комиксы в таком стиле в свою очередь опираются на сильную связь между персонажем и окружением. Суть комикса в эффективной передаче концептов и настроений, и такой стиль требует глубокой связи между читателем и миром, который рисует художник.
На странице комикса выше художник Enrique Fernández даёт значительную часть информации и о персонаже, и о его окружении. Кроме таких очевидных элементов, как личность персонажа, передаваемая через язык его тела, многое подсказывает и само окружение. Верхний кадр показывает далёкий исчезающий горизонт, создавая впечатление, что мужчина проделал большое путешествие, чтобы добраться до этого места. Нижний угол кадра №2 подчёркивает высоту, на которой происходит действие, а так же потенциальное расстояние (и опасность) падения. Тёмные тени и узкие проходы в кадре №3 отмечают изменение настроения от свободы до надвигающейся опасности/обнаружения (в кадре пробивается узкая полоска света и силуэт персонажа особенно эффектен). Последний кадр подчёркивает, что персонаж не хочет быть замеченным; кажется, стена будто пытается вытолкнуть его за границы кадра. Нам хочется узнать, на что он смотрит; предыдущие кадры зарядили нас ощущением движения, и теперь, хотя он, кажется, замер, окружение стало главным действующим лицом. Мы вовлечены без единого слова диалога.
Fernández также хорош в превращении окружения в персонажа самого по себе.
Как в случае со страницей выше, часто история требует, чтобы сеттинг был не просто местом, где разворачивается сюжет, а активным участником противоборства или поддержкой для персонажей. Наконец, вне зависимости от своей особой цели, он должен быть привлекательным для читателей, приглашая их в мир, что вы построили, и поддерживая их интерес к разворачивающемуся повествованию.
Супергеройские комиксы, как ни странно, должны больше всех выигрывать от окружения, но в них редко встретишь его эффективное использование. Художники тяготеют к беспредельной сосредоточенности на дизайне и позах персонажей и очень мало внимания уделяют тому, как эти персонажи взаимодействуют с окружением. По иронии судьбы, западные супергеройские книги, кажется, заимствуют приёмы из ситком-школы, где очень часто персонажи будто позируют для несуществующего фотографа.
Очевидно, это не относится ко всем супергеройским комиксам, но такое направление преобладает в большинстве популярных стилей. Есть, однако, несколько ярких исключений, таких как искусный Frank Quitely:
Суть в том, что необходимо решить, какие инструменты лучше всего сработают для рассматриваемого комикса. Ошибиться с выбором легко, однако такая ошибка может повлечь за собой серьёзные последствия.