Всё, что вы хотели знать о свете. Часть 3.

Продолжая серию статей о свете, художник Richard Yot рассказывает о естественном освещении в разное время суток и его свойствах.

У естественного света множество разнообразных свойств, и разница между ними может быть огромной. Источником любого естественного света является солнце, однако его свет обладает разными характеристиками в разное время дня и в разную погоду, превращая один-единственный источник во множество варьирующихся от яркого и тёплого до мягкого и холодного.

Основные характеристики света, соответствующие обычному безоблачному солнечному дню, описаны в схеме в части 1.

Эта схема представляет солнечный свет в середине утра или в полдень, то есть самое типичное по цвету и яркости солнечное освещение. Однако есть два фактора, существенно влияющие на характер солнечного света: рассеивание и облачность.

Как уже было упомянуто в части 1, атмосфера Земли рассеивает короткие волны света, отчего небо кажется голубым, а свет, исходящий от самого солнца – красноватым. Чем плотнее слой воздуха, через который проходит свет, тем сильнее он рассеивается. Это означает, что когда солнце опускается за горизонт, свет проходит через более плотный слой атмосферы, отчего он сильнее рассеивается в начале и в конце дня.

Отсюда очевидно, что солнечный свет имеет существенно отличающиеся характеристики в разное время суток. Кроме того, особенно стоит отметить ночное время, когда солнце находится за горизонтом, а рассеянный в атмосфере солнечный свет становится единственным источником освещения.

Облака также существенно влияют на цвет и интенсивность света. Облака полупрозрачны, поэтому пропускают свет, при этом рассеивая его. Когда свет проходит сквозь прозрачную поверхность, например, стекло, лучи остаются параллельными, однако в полупрозрачным поверхностях лучи света отражаются от структуры вещества и проходят сквозь поверхность в разных направлениях. Этот феномен похож на рассеивание голубого света в атмосфере, однако в облаках рассеиваются волны любой длины, а не только короткие.

Таким образом, облака рассеивают и смягчают свет, превращая маленький яркий источник (солнце) в большой и мягкий (всё небо). Облака также существенно влияют на цвет, так как они скрывают небо и свет, исходящий от него.

Солнечный полдень

Когда солнце находится в наивысшей точке на небосклоне, его свет наиболее сильный и белый. Контрасты довольно резки, тени тёмные настолько, что на фото- и видеосъёмке выглядят чёрными, хотя невооружённым взглядом всё же можно различить некоторые детали в тени. Чтобы правдоподобно воссоздать такое освещение, понадобится очень яркий и контрастный источник света.

При настолько ярком освещении цвета бледнеют и теряют насыщенность. Резкие контрасты вряд ли будут выглядеть привлекательно, но в некоторых ситуациях, когда естественные контрасты должны быть мягче, подобное освещение даст хороший эффект. Вода, например, сильно выиграет от такого яркого освещения, поэтому многие фотографии тропических побережий сделаны именно в полдень.  Резкие контрасты можно использовать и для достижения нужного творческого эффекта.

Маленькие тени и яркий свет плохо раскрывают форму, кроме того, ненасыщенные, тусклые цвета – это еще один недостаток. Большинство фотографов избегают яркого полуденного освещения, однако это не означает, что его совсем нельзя использовать. Как и с другими эффектами, идущими вразрез с традиционными представлениями, такое освещение может привести к необычным творческим решениям.

  • Это фотография с типичным полуденным освещением. Заметьте, что песок на переднем плане белоснежный, а тень чёрная. Контраст слишком резок, чтобы фотография могла полностью воспроизвести разнообразие оттенков.

  • Фотографии воды особенно удаются в полдень, так как солнечный свет падает под прямым углом и не отражается в глаза зрителю. В отличие от других объектов, такой тип освещения очень эффектно подчёркивает цвет океана.

  • Здесь фотограф пользуется резкими полуденными контрастами, чтобы подчеркнуть контрасты, присущие самой сцене. Инфракрасный фильтр еще больше усиливает этот эффект. Цветной фотография, вероятно, не выглядела бы такой привлекательной.

Полдень/ранний вечер

Когда солнце садится за горизонт, его свет постепенно становится теплее и к вечеру приобретает  заметный желтый оттенок. Цвет неба также переходит в более глубокий оттенок синего, так как света становится все меньше.

Вечернее освещение считается очень приятным, тёплые цвета и мягкие контрасты легко воспринимаются нашим взглядом. Примерно за час до заката этот эффект наиболее заметен — фотографы и операторы называет это время «золотым часом» из-за невероятно фотогеничных качеств освещения.

В это время цвета очень насыщенны, и цвет самого освещения оказывает огромный эффект на наше восприятие объектов, придавая им тёплый и глубокий оттенок. По приятному совпадению, цвет теней почти комплиментарен по отношению к свету (жёлтый против синего): основной источник света тёплый жёлтый, а тени холодные синие. Благодаря этим эстетическим характеристикам вечернее освещение часто можно увидеть на фотографиях, в фильмах и рекламе.

  • На этой фотографии можно отчетливо увидеть яркий жёлтый оттенок вечернего света на трубах электростанции Баттерси.

  • Блестящая шерсть этой собаки красиво отражает жёлтый вечерний свет с одной стороны и синий свет неба с другой.

  • Вечерний свет настолько красив, что придаёт приятное сияние любому объекту. Эта фотография была бы очень скучной без красивого освещения.

Закат

На закате солнце приобретает глубокий оранжевый или красный цвет, а его свет ослабевает, поэтому цветовые контрасты теперь очень мягкие. Слабый солнечный свет также означает, что свет неба оказывает больший эффект, а тени приобретают глубокий и насыщенный синий оттенок. Очень длинные тени хорошо раскрывают текстуру объектов.

Небо на закате играет разнообразными красками, если плывут облака — и в отличие от другого времени суток они освещены снизу, переливаясь оттенками красного и оранжевого. Добавляясь в богатую палитру вечернего неба, эти оттенки влияют на цвет теней, благодаря чему тени иногда становятся розовыми или сиреневыми.

Закаты многообразны по цветам и атмосфере. Пронаблюдав несколько закатов, вы не увидите ни одного одинакового.

  • Здесь глубокий оранжевый цвет заходящего солнца и многообразие оттенков неба придают теням фиолетовый оттенок.

  • Контрасты очень мягкие и солнечный свет и свет неба почти одинаково ярко освещают эти камни.

  • Закаты очень коротки, и свет изменяется очень быстро, поэтому подобный пейзаж можно наблюдать лишь пару минут, прежде чем солнце скроется за горизонтом.

Сумерки

Сумерки — особое время суток с непредсказуемым, но иногда очень красивым освещением. Солнце уже скрылось за горизонтом, и само небо остается единственным источником света. В результате свет становится очень мягким, цвета — нежными, а тени и контрасты сглаживаются.

В ясный день после заката в восточной части неба довольно часто можно заметить розовый отблеск, феномен, называемый «свечение Альп» (отблеск лучей солнца на вершинах гор при восходе или закате солнца).Такой отблеск может придать заметный розовый оттенок отражающим поверхностям, таким как белые дома, песок или вода. Однако розовый свет слишком слаб, чтобы повлиять на тёмные поверхности, например, на листву, поэтому в это время пейзаж может выглядеть очень тёмным.

Однако на закате не всегда можно наблюдать розовое свечение; иногда небо на востоке просто синее. Зато западный край неба всегда освещен жёлтым или оранжевым свечением солнца из-за горизонта. Такое свечение может продолжаться в течение часа после заката, хотя оттенки восточного края неба меняются очень быстро. Стоить отметить, что небо на западе может быть и розовым, и жёлтым, и красным.

Если вы наблюдаете за небом из дома, оно покажется вам глубоким насыщенным синим, особенно в сравнении с оранжевым светом домашних вольфрамовых ламп.

Если погода облачная, небо всегда будет синим (для розового свечения нужно чистое небо) и гораздо более тёмным, а ночь наступит намного быстрее.

  • Розовое свечение на востоке можно явно увидеть на этой фотографии, хотя в природе вы редко замечаете его, так как розовый цвет обычен для сумеречного неба. Обратите внимание, насколько тёмными становятся неотражающие поверхности, такие как листва, в то время как отражающие поверхности, например, краны, всё ещё кажутся светлыми.

  • Здесь нежный сумеречный свет придает воде и лодке  розовые и голубые оттенки.

  • В облачную погоду сумерки приобретают глубокий насыщенный синий цвет.