В начале моей карьеры необходимость подобрать цвета означала для меня пытку. Цвета бывают «сложными», а мне было сложно управиться с любым из цветов. Будучи старшеклассником, я позволил внутреннему художнику задрать нос и заявить учителю, что «значение цвета переоценено», и что «черного и белого достаточно для воплощения моих задумок». Сейчас я улыбаюсь при этих воспоминаниях, но тогда я был весьма, весьма серьезен!
Лорд Фредерик Лейтон: Кимон и Ифигения
На самом деле, я толком не знал, как объединить цвета в единую палитру и использовать её, создавая рисунок. Что ли, взять красный и зеленый, оранжевый и немного голубого… но насколько оранжевого и какого голубого? Достаточно пары минут у стенда с красками (или в Photoshop!), чтобы осознать, как много есть оттенков голубого и оранжевого или любого другого цвета радуги. И это поначалу сбивает с толку.
Я чувствую, что прошел длинный путь познания цвета, и я знаю, что многие эксперименты и цветовые вызовы еще впереди, их будет достаточно, чтобы занять себя до конца дней. Имея всё вышесказанное ввиду, я могу подвести вас к своему подходу. Думаю, когда люди спрашивают у меня, как я подбираю цвета для рисунка, они в действительности спрашивают «как ты создаешь гармоничную палитру?».
В поисках гармонии
Давайте начнем с цветового круга. Любая другая геометрическая фигура, вмещающая все насыщенные цвета спектра, тоже подойдет нам. Для этого урока я создал цветовой круг с разными уровнями насыщенности цвета. В центре круга находится белый цвет, отражающий цветовую температуру света, который падает на цветовой круг.
Цвет света сужает количество доступных в спектре цветов. Лишь под белым источником света нам доступны все цвета. Если на вашем рисунке источник света красный, вы уже не сможете использовать цвета спектра наугад, и это то, что придает рисунку реалистичности. Давайте посмотрим, что случается с цветами под светом с разной цветовой температурой.
Рисунок выше показывает возможные для использования цвета при 50% красном фильтре (как если бы источник света был красноватым). Обратите внимание на то, как красный источник света ограничил цветовую палитру: зеленый и голубой потеряли насыщенность, желтые пооранжевели, а синие пофиолетовели. По умолчанию вы не сможете нанести на рисунок, к примеру, ультрамариновый, потому что он сразу потеряет естественность. Палитра не будет гармоничной.
Ниже – более радикальная версия, 90% красный фильтр.
Вызывайте врача, мы теряем цвет! Такой красный источник света можно представить, например, в виде солнца над далекой-далекой планетой с фантастического рисунка. Голубой комбинезон приземлившегося космонавта окрасится в фиолетовый, а белки удивленных глаз – в красный. Посмотрите на то, как изменились зеленые и желтые. Общая палитра отражает все цвета спектра, но под лучами экстремально красного источника. Используя цвета в пределах новосозданного цветового круга, художник убедит зрителя в том, что события действительно происходят под светом красного гиганта, и палитра будет гармоничной.
Теперь для сравнения еще раз посмотрим на два цветовых круга под источниками света разного цвета.
Разница в цвете очень заметна! И еще кажется, что вторая палитра ограничена. Но этого достаточно для создания рисунка. К тому же, для разделения объектов можно использовать не другой цвет, а тот же цвет другой насыщенности или яркости. Иногда полезно упрощать палитру до нескольких цветов, и в процессе пользоваться производными от их смешения. Представляйте, как изменится цвет вашей кожи под другим источником цвета, какой будет вода, земля, всё анализируйте заранее.
Эксперименты с цветовой температурой
Возьмем эту картину и поменяем её цветовую температуру.
Картина называется «Объятия Пьеро» и написана Гийомом Сеньяком. Я взял её потому, что в ней изначально белый источник света. Давайте сменим его на 25% красный.
Становятся ясными пара вещей. Белые объекты стали розовыми, и вся палитра сдвинулась немного в сторону красного. Кожа все еще выглядит естественно, и платье тоже видится желтым. Можно попробовать и другие цвета.
Благодаря относительности цветов, кожа остается кожей и под зеленым, и под фиолетовым источником света. И одеяния Пьеро также белые для нас – не технически, а через относительное восприятие. То есть, если бы я вырезал кофту Пьеро из рисунка с зеленым фильтром и поместил на оригинал, вы бы восприняли её как бледно-зеленую.
То же самое в естественной среде. Одев белую футболку и окунувшись в лучи аризонского садящегося солнца, не стоит удивляться, что она видится персиковой. Когда температура источника света меняется, меняются и все видимые цвета. Футболки, которая сохраняет белый цвет под разными цветами источника света, не существует, она не вписывается в законы физики. На протяжении дня цвет нашей кожи меняется, он разный утром, днем, вечером. О чем это говорит? Воспринимаемый цвет относителен.
Однажды у меня вел преподаватель, который сказал, что «цвет не имеет значения». Немного драматично, но он прав: нельзя отыскать конкретный цвет кожи или травы и пользоваться им по умолчанию, цвет и кожи и травы может оказаться любым, но он будет зависеть от цветов, с которыми взаимодействует и от источника света, в лучах которого находится. Сложно, но невероятно понимать: хотя палитра доступных цветов ограничивается, ограничения заставляют искать выход, и это мощный инструмент! Сравним рисунок под фильтром и оригинал!
Они оказывают разное впечатление — кажется, на них разное время дня. Палитры отличаются, но благодаря текстурам и относительности цвета, всё отлично читается. Это к утверждению, что «цвет не имеет значения».На самом деле, конечно, имеет, просто не нужно зацикливаться.
С помощью пипетки легко определить, что цвет кожи, который был бежевым в оригинале, все еще цвет кожи, хотя и стал лавандовым. Цвет читается через цвета, с которыми взаимодействует.
Выбор палитры
Так как же вышесказанное поможет выбрать палитру? Первое, что я делаю – определяю цветовую температуру источника света. Теплый или холодный? Яркий или мягкий? После выбора цвета освещения можно переходить к собственно цветовой палитре. Первый шаг к ограничению цветового спектра сделан. И я считаю его действенным. На рисунке не обязаны присутствовать все цвета радуги. Часть творческого процесса – делать выбор, согласовывая его со своим виденьем. Так сделайте же выбор в пользу нужных цветов и выкиньте остальные. Это нормально!
Понимание того, какое настроение вы хотите создать, хотя бы в виде погоды (затянувшееся тучами небо или насыщенный закат) поможет вам выбрать цвет источника света. Можете взять цветовой круг из Photoshop и применить к нему фильтр того цвета, какой излучает источник света на будущем рисунке. Инструмент для сравнения действия фильтров можно вызвать там же через Изображение > Коррекция >Варианты.
Позвольте мне отойти от темы на минутку. У Pixar просто замечательная работа с цветом. Люблю разглядывать их артбуки: особенно страницы с раскадровкой отснятого мультфильма, но это не классическая раскадровка, хотя она соответствует ходу событий, а особенная, призванная отразить используемые палитры.На студии это называют «цветовым сценарием».
Просто посмотрите на эти цвета. Как меняется настроение мультфильма и, соответственно, палитра. И обратите внимание на то, как окрас Немо меняется от палитры к палитре. А если Немо находится между разными источниками света, то на него действуют разные палитры с разных сторон. Ничего необычного, все просто и ясно, но понять, как действует цвет, можно лишь включив внимание и регулярно применяя его (разглядывайте артбуки).
Вам будет полезно увидеть следующую таблицу. Она напоминает цветовую таблицу умножения, пожалуй, так и есть: она показывает, как меняются цвета под воздействием света разного цвета.
Верхний ряд – цвет источника света. Смотрите на изменения оранжевого! Я выделяю именно этот цвет потому, что он часто является основой для кожи. Некоторые другие цвета заметно тускнеют при взаимодействии с источником света другого цвета.
Все это имеет отношение к физике света, к принципам поглощения и отражения падающих волн света разной длины. Электроны либо полностью поглощают энергию падающего света, начиная вибрировать и нагреваться (черный остается черным, но все же нагревается) или поглощают её частично, смещаясь на другую орбиту с новой энергией, и это называется квантовым скачком, а потом возвращаются обратно. Когда это происходит, остаток поглощенной энергии отражается как световые волны новой длины, то есть цвет. Чисто красный объект при белом источнике света поглотит почти весь спектр и нагреется, но отразит лишь длинные волны (красная часть спектра). Достаточно физики на сегодня!
Вернемся к цветовой сетке. Теперь предлагаю рассмотреть менее насыщенный спектр, соответствующий реальной окружающей среде.
Иметь такие таблицы под рукой довольно практично.
Давайте теперь посмотрим на другой рисунок. «Завтрак» Вильяма Бугро.
Теперь я покажу, что случается, когда нарушаются правила. Рисунок слева – скан оригинала. Рисунок справа – после обработки 50% голубым фильтром. Мне нравится оригинал, но и с фильтром рисунок симпатичный. А вот к рисунку посредине при обработке фильтром вклеена голова цвета оригинала. И мы получаем так называемый «Эффект Снуки» (Snookie Effect). Однозначно кожа головы не гармонирует с окружающей средой (как и с остальным телом), он слишком теплый, его цвет нереалистичен и невозможен при таком сильном голубом свечении.
Как и большую часть правил рисования, это правило вы тоже можете эффективно нарушать. В мультипликации (особенно сказочной) его нарушают постоянно. Цветовой контраст, в том числе контраст цветовой температуры – мощная вещь. Таким образом, сцены магической реальности, сюрреалистичные или импрессионистические картины могут иметь необычную палитру и освещение.
Поль Деларош в «Юном мученике» создал потрясающий температурный контраст. Палитра окружающей среды приглушена и холодна, но девушка освещена волшебным гало.
Алгоритм
Подводя итоги статьи, можно описать алгоритм обнаружения гармоничной палитры:
- Перед выбором палитры определите цветовую температуру света
- Выберите цвета из ограниченного цветового круга (любым методом)
- Не выходите за пределы палитры, если не задуман особый инородный или магический эффект
Надеюсь, эта статья помогла вам приблизиться к гармонии цвета!