Награжденная золотой медалью Королевского садоводческого общества, член Общества ботанических иллюстраторов, Джейни Пири предлагает несколько отличных советов как разнообразить ваши рисунки.
Смените технику
Если бы не карандаш и уголь, ботаническая иллюстрация никогда бы не появилась. Первая была создана именно в такой технике, краска пришла туда позднее. Из красок акварель хорошо подходит для того, чтобы запечатлевать живые растения во всей их красе, благодаря своей прозрачности и чистоте.
Тем не менее, теперь мы можем использовать еще и очень качественные карандаши. Жесткие цвета, которые мы помним со школьной скамьи, — больше не единственный вариант карандашей. Много не только замечательных производителей, но и выбор цветов очень велик. Одной любимой фирмы у меня нет, я просто выбираю нужные мне на данный момент цвета, обычно из «Derwent Artists», «Faber-Castell Polychromos», «Prismacolor Premier», «Caran d’Ache Pablo» или «Luminance».
Я не против акварели, на самом деле, я сама ее все еще использую, и мне нравится эффект, которого ей можно добиться — но скромные цветные карандаши будто молят, чтобы их признали. Я не солгу, если скажу, что в кругах ботанических иллюстраторов на карандаши все еще смотрят свысока. Тем не менее, молва о них распространяется, и некоторые созданные с их помощью работы восхитительны. Многие художники отмечают, что с карандашом управляться проще, чем с кистью. Также с карандашами у художника есть гораздо больше времени на работу, и цвета получается передать точнее.
Выберите другой объект
Нет ничего красивее самой природы. Нежный цветок, удивительная листва или просто интересные фрукты или овощи — всегда есть что-то, восхищающее и радующее глаз, если мы выделим время на то, чтобы как следует рассмотреть его и понять, как оно устроено. Мы каждый день видим листья и, скорее всего, многие умеем различать, но присмотритесь к некоторым из них, и вы заметите их поразительную сложность и красоту.
Воссоздать эти детали на листе бумаги — настоящее испытание. Фокус здесь в том, чтобы наблюдать: постарайтесь отметить все детали вашего объекта (и эффекты, которые на нем создает источник света) так точно, как только сможете. Этого можно добиться, оставив лист белым, чтобы подчеркнуть источник света.
Цвета, окружающие это пространство, могут смягчаться и переходить в него постепенно, чтобы выделить форму. Края лепестков, листьев и стеблей обычно бывают темнее, и этим подчеркивают формы объекта. Если вы примените этот способ, ваша работа будет выглядеть объемной.
Попробуйте новую композицию
Если вы выбираете объект, много раз изображавшийся прежде, попробуйте нарисовать его иначе.
Подумайте о композиции. Не нужно просто размещать объект посередине листа. Определите главные характеристики вашего растения и подумайте о том, как акцентировать на них внимание зрителя.
Подумайте и о ракурсе. Некоторые растения выглядят восхитительно, если смотреть на них сверху и вглядываться в их слои, как, например, капуста; на другие же приятнее смотреть сбоку. Есть растения, которые в природе висят, например, красная смородина, черная смородина или крыжовник. Постарайтесь, чтобы и в рисунке это было заметно.
Добавьте интересные детали
Не стоит рисовать свои объекты только тогда, когда они в наилучшей форме. Капли, увядание, урон, понесенный ими от насекомых — все это делает ваш объект интереснее и реалистичнее. Мне нравится, когда на растениях капли — так они выглядят свежими и живыми.
Чтобы удачно нарисовать капли, прежде всего, внимательно присмотритесь к ним — это не просто шарики воды. Там, где они соприкасаются с объектом, они плоские. Еще они тоже отбрасывают тени и бывают разной формы. Некоторые сливаются в одну, так что формы бывают и странные. Так или иначе, одно у них общее: они темнее по краям и у них есть яркая область, в которой они отражают свет. Убедитесь в том, что не оставляете капли воды белыми. Они будут примерно тоже же цвета, что и зеленый лист или розовый лепесток, на котором находятся, но именно маленький блик придает им реалистичный вид.
Думайте о целом
Время от времени все мы виноваты в том, что концентрируемся на одних деталях и забываем о других. Если главной части вашего рисунка уделено достаточно внимания, столько же стоит уделить и остальной. Взгляните на листья или стебли. Внимательно изучите их и подробно перенесите результат на бумагу. Это и правда может быть невероятно захватывающе. У листьев красивые прожилки, глянцевая или матовая поверхность, могут быть зазубренные края; на стеблях же будут узлы, разветвления, лишайник и иногда самые красивые цвета.
В свекольном листе проще всего увидеть зелень, но именно красный цвет по краям и вокруг отверстий делает его таким интересным. Хотя на самом деле это даже не красный. Приглядевшись, я увидела кармин и красно-пурпурный: цвета, которые я могла бы использовать для самой свеклы. Для листьев я использовала перманентный оливковый зеленый (167) и красно-фиолетовый (194) (для краев) карандаши «Faber-Castell Polychromos», также я использовала яблочный зеленый и оливковый зеленый фирмы «Prismacolor». Для стеблей, прожилок и краев вокруг отверстий я взяла светлую мадженту (119), средний пурпурно-розовый (125) и красно-фиолетовый (194) серии «Polychromos» вместе с ежевикой (1030) и черной вишней (1078) «Prismacolor»: возможно, неожиданный выбор, но именно он придал глубину цвету.