В этом уроке будут рассмотрены еще две базовые техники - "сухая кисть" и "мокрым по мокрому".
С остальными вышедшими частями можно ознакомиться здесь:
Часть 3. Наложение и разбрызгивание
Часть 4. Сграфитто, штампы, размытие
Сухая кисть
Шаг 1. Сушеный художник
Материалы: акварельная бумага Arches #140 CP, плоская соболиная кисть 1″ Grumbacher, колонковая плоская кисть №4, соболиная круглая кисть №8.
Цвета( различные производители): Кадмий желтый средний, кадмий оранжевый, кадмий красный средний, ализарин малиновый, лазурный, кобальт синий, ультрамарин, темно-зеленый, сиена жженая и умбра жженая.
Для начала я набросал основу пейзажа мягким карандашом по акварельной бумаге. Тонким слоем светло разведенной лазури я грубо наметил небо, повозив кисточкой (плоской, 1”), чтобы создать текстуру.
Шаг 2. Рисуем основу
Мне хотелось сперва создать некую тональную основу, чтобы уже поверх наносить мазки сухой кистью. Для этого я светло развел на палитре темно-зеленую краску с капелькой малиновой и провел полосу на заднем плане – обозначил берег озера. Фиолетовым я закрасил затененные области древесного ствола, грубо, чтобы заливка была не сплошной. Покакраскасохла, ядобавилсинихакцентов. Все это – круглой кистью №8.
Шаг 3. Сушим первый слой
Я постарался, чтобы первый слой выглядел настолько сухо и грубо, насколько это возможно. Исключением было только озеро, которому надо было оставить бликов и плавности воды.
Используя смесь жженой сиены, синего и темно-зеленого я нанес несколько сухих мазков на берег на переднем плане и после этого дал основе как следует высохнуть.
Шаг 4. (Входит дерево)
Я смешал на палитре концентрированный синий кобальт и ультрамарин с использованием плоской кисти №4.
Держа кисть под сильным углом, я делал мазки с разным усилием, чтобы обозначить тени и текстуру древесного ствола.
Шаг 5. Осень!
После того, как я закончил со стволом, я решил, что покажу осень (была, кстати, и вправду она) и использовал весь спектр кадмия – желтый средний, оранжевый и красный средний – когда грубыми яркими мазками рисовал листву. Для листвы я тоже пользовался кисточкой №4.
Шаг 6. Планы меняются
С революцией цвета на дальнем берегу было покончено, я добавил светлого оранжевого для отражения в воде самого большого дерева и желтого вниз вдоль берега до дальних деревьев. Затем я темно смешал синий и жженую умбру и сделал несколько быстрых мазков на стволе на переднем плане.
В этот момент я передумал насчет пламенеющих деревьев, мне пришли в голову темные бордовые клены, растущие через улицу. Используя предварительный тон как основу, я поскреб смесью малинового с зеленым, так что мне удалось получить подходящий бордовый. В работе над большим бордовым деревом я положился на мазок, который дает кисть №8, он стал основой текстуры кроны.
Шаг 7. Эффект воды
Я решил, что вода в озере должна быть зеленовато-коричневой. Я использовал темно-зеленую и жженую умбру, чтобы получить подходящий цвет.
Я начал проводить линию параллельно горизонту чуть влажной кистью №4.
Шаг 8.(Входит озеро)
Пока я рисовал озеро, я менял давление на кисть, чтобы придать воде живость и блеск.
Подсказка: Если кисточка слишком мокрая, у вас получится обычная заливка. Отожмите кисть на сухой губке или бумажном полотенце, чтобы отрегулировать количество воды на кисти.
Шаг 9. Детали и внутренняя борьба.
Я набрал на палитру темно-зеленого в средней концентрации. Затем набрал краску на кисть №4, отжал и немного разлохматил пальцами.
Короткими, направленными снизу вверх мазками я добавил травы под деревом, и тот же цвет использовал на заднем плане.
Шаг 10. Еще чуть-чуть – и готово
Я решил, что озеро будет слегка заболочено у берегов, и добавил тонких штрихов, чтобы показать рогоз (во избежание: рогоз и камыш — прим.пер.).
К этому моменту небо начало выглядеть слишком светлым на общем фоне. Я развел чуть более темной, чем в первый раз, лазури и слегка прошелся по небу второй раз.
Тем же синим и круглой кистью №8 я добавил отражение неба в воде.
Конец!
Мокрым по мокрому
Шаг 1. Подготовка
Материалы: распрыскиватель для воды, чистая губка, акварельная бумага Arches #140 CP, плоская кисть 1” Grumbacher и старая добрая колонковая кисть Kalish№8.
Цвета красок (разные производители): желтый кадмий, ализариновый красный, железная лазурь, жженая сиена, фталоцианиновый зеленый, темно-зеленый.
Я начал с того, что на предварительно закрепленный лист распылил воду, чтобы пропитать поверхность.
Шаг 2. Выравниваем влажность
Чистой влажной губкой слегка разгладьте лист и соберите все излишки воды. Продолжайте, пока лист не будет равномерно пропитан водой, лист должен выглядеть тусклым и матовым.
Если бумага блестит после пропитки водой, то она слишком мокрая. Выжмите губку и соберите лишнюю воду.
Шаг 3. С чего начать?
Создавая простой быстрый пейзаж, я решил начать с неба. Я набрал на палитру немного лазури и выбрал плоскую кисть 1”, чтобы наметить облака. В технике “мокрым по мокрому” проще вести работу от крупных деталей к мелким.
Вращающими движениями я начал наносить мазки на небо: я работал в духе каллиграфии, чтобы получить интересный эффект.
Шаг 4. “Прости, я целую небо” (“S’cuseme, while I kiss the sky” – цитата из песни “Purple Haze” Хендрикса – прим. пер.)
Я продолжил работать с небом, добавляя мазков, чтобы выглядело приятно.
Первые мазки, которые вы кладете мокрым по мокрому, расплываются и расползаются на влажной бумаге, так что следите за ними.
Шаг 5. Спланированный первый план
Я хотел, чтобы первый план расплылся определенным образом, так что быстренько набрал на палитру зеленого с добавлением желтого и нанес несколько широких мазков, насчет которых решил, в конце концов, что они похожи на купу кустарников на каменистом участке.
Слой краски на переднем плане был потолще, чем тот, что я использовал для неба, и поэтому растекся меньше.
Бумага сохнет в процессе работы, и чем суше она, тем меньше расплываются мазки.
Шаг 6. Добавляем формы
Я набрал на палитру фталоцианинового зеленого и малинового, чтобы получить холодный серовато-зеленый. Этот цвет я использовал для елей вдоль горизонта; их я рисовал круглой кистью №8.
Шаг 7. Усиливаем структуру
Пока я добавлял деревья на горизонте, мне пришло в голову добавить завершающих темных акцентов.
Я набрал темно-зеленой краски погуще, и круглой кистью добавил деталей.
Шаг 8. Меж двух камней*
Чтобы обозначить каменистый участок, я взял черный и жженую сиену, чтобы получить теплый серый оттенок.
Я рисовал поверх уже имеющегося слоя, в котором оставались белые просветы, чтобы добавить переднему плану объема.
*Прим. пер.: Вообще, “A Rock and a hard place…” 1) точно транслируется в русское “между молотом и наковальней”, но это выпадает из контекста, 2) вероятнее всего тоже вытянуто с музыкальной полки: так называется песня Rolling Stones, но это — просто приятно.
Шаг 9. Ставим жирную точку
Мне понравилось, как вышло, но захотелось добавить ярких акцентов, чтобы получилась совсем уж “настоящая картина”.
Я набрал густого малинового с добавлением фталоцианинового зеленого, чтобы сделать цвет чуть темнее, и начал с того, что добавил нечто цветущее в левом нижнем углу. Эти красные точки так растеклись, что я решил: они перегружают и перетягивают на себя всю работу.
Я дал красному подсохнуть и затем, чистой и отжатой круглой кистью №8, я собрал краски из центра этих клякс.
Шаг 10. Что в итоге?
Я накапал чистой воды в серединки некоторых растений, чтобы они расползлись посильнее и смешались с соседними цветами.
Один из самых важных моментов в работе, особенно в этой технике, — знать, когда остановиться. Намеренно добиться тонких деталей здесь сложно, и пока вы продолжаете добавлять и добавлять краски, предыдущие слои все расплываются и смешиваются, так что, если не соблюдать аккуратность, в итоге можно получить довольно грязный результат.
Работа в этой технике может дать разочаровывающий результат, но процесс всегда увлекателен. Есть что-то гипнотическое в том, как краска расплывается и смешивается у вас на листе.