Драконы - не просто ящерицы с крыльями, у них есть свой характер. Вот восемь заметок по их рисованию, которые могут пригодиться профи.
Эта статья научит вас рисовать драконов и, в отличие от других уроков по рисованию, она будет сосредоточена на тех особенностях, которые отличают драконов от остальных существ — знание того, как надо рисовать медведя не поможет вам нарисовать дракона.
Я всегда любил и драконов и динозавров, однако они — не одно и то же. Мне нравится изучать животных этого мира, так как это помогает мне рисовать мифических существ убедительнее, однако я считаю, что приравнивая драконов к динозаврам мы теряем то неотъемлемое, что делает каждого из них особенным в истории, мифологии и сказках.
Благодаря этой статье вы поймете, почему характер и личные качества важны для дракона, а работа с примерами поможет научиться вдыхать в драконов жизнь.
1. Дайте вашему дракону историю
Смауг Толкиена — это больше чем просто олицетворение физической жестокости
Дж. Р. Р. Толкин приводит убедительные аргументы в пользу наличия различия между драконами и динозаврами в своем эссе «о Волшебных сказках». В нем автор рассказывает о том, что когда он в юные годы занимался биологией и палеонтологией, старшие говорили ему, что динозавры были, по сути, драконами.
Толкин хотел, чтобы взрослые признали это различие между реальностью и фантазией и не заменяли одно другим. Он писал: «Моя страсть к изучению природы пробудилась рано природы. На самом деле, гораздо раньше, чем страсть к чтению сказочных историй. Но я не хотел лишиться волшебства и быть обманом вовлеченным (очень спицефическое слово, оно нечто вроде нашего «играть словами») в науку людьми, которые, казалось, считали, что я, повинуясь какому-то первобытному греху, живу фантазиями. Хотя, повинуясь новым современным течениям, ставшим почти религией, я был обязан любить науку.»
2. У драконов есть мотивы
У драконов есть мотив и чаще всего это не просто жажда золота
В Смауге, драконе Толкиена из рассказа Хоббит, можно найти не только угрозу физического насилия, но и олицетворение чисто аристократической жадности. Этот дракон отказывается делиться своими богатствами, вместо этого бесцельно собирая их в своей огромной пещере на протяжении многих столетий.
В «Гренделе» Джона Гарднера дракон скорее олицетворяет духовную угрозу, нежели физическую. Дракон раскрывает перед Гренделем философские принципы, в которых он сначала сомневается, а затем отвергает. Это ведёт его к выбору, а точнее, принятию своей роли злодея в этой истории.
Дракон здесь олицетворяет глубоко нигилистический взгляд на мир: своё отношение к смыслу жизни он аргументирует тем, что все человеческие ценности это тлен и делать что-то бессмысленно. Поэтому он даёт Гренделю свой лучший совет — «Копи золото и стереги его», раз уж всё равно ничто не имеет значения.
Гарднер умело использует и драконий облик и мировоззрение, чтобы передать, какой опасной и разрушительной может быть идея, что отлично видно в последней встрече Гренделя и Беовульфа. Наподобие этих прекрасных примеров дайте вашему дракону историю!
3. Используйте символизм
Драконы — это воплощение внутренней борьбы человека, что, возможно, и помогло им выдержать испытание временем.
Драконы символизируют нечто большее, чем борьба человека с природой. Они, как и полагается в сказках, олицетворяют внутреннюю борьбу в человеке. Они так же показывают множество других конфликтов — внешних и внутренних. Но не все драконы злые. В «Драконе-лежебоке» Кеннет Грэм показывает классический драконий нрав, но переворачивает его с ног на голову, чтобы дать дракону доброе сердце.
В этом рассказе дракон осознает свою злую природу, но решает возвыситься над ней. Мародерству и поджогам она предпочитает чайные вечеринки и поэтические чтения. Дракона можно наделить любым характером, сохранив его зловещесть.
4. Рисуйте из жизни
Автор статьи съездил в зоопарк Alligator Adventure, чтобы порисовать одного из крупнейших крокодилов мира — Утана.
Рисуя с фотографий, вы делаете мысленные заметки об объекте. Как от носа находятся глаза? Насколько широка верхняя челюсть по отношению к нижней? Отражая эти детали в своем рисунке, вы добавляете их в свою мысленную библиотеку, которой вы можете воспользоваться в будущем. Это так же расширяет ваше общее понимание построения живых существ.
Автор статьи изучает различных живых существ, чтобы создать поистине уникального и реалистичного дракона.
Раз драконы имеют большое влияние в мире фантазий, то они вполне могли бы существовать и в реальном мире. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы показать их принадлежность к нему. В рисовании драконов это является ключевым моментом.
В мире есть много живых существ, которые могут стать референсами на драконов и обеспечить нас богатым материалом. Крокодилы — лучший тому пример. К тому же, они тоже выглядят довольно угрожающе. Среди всех современных ящериц, они имеют довольно ужасающий и грозный вид.
5. Люди как референсы
Делая зарисовки человеческих лиц и эмоций, вы скоро увидите, как они просачиваются в творчество.
В облике дракона мы ищем равновесие, ведь это существо обладает и змеиной злостью и человеческим интеллектом.
Касаемо последнего автор использует как свои собственные фотографии, так и изображения политиков из новостей — среди них есть личности особо зловещей наружности! Так, небольшой набег на политические веб-сайты привел к появлению вот этих любопытных зарисовок.
Теперь, имея хорошие референсы на человеческое коварство, мы можем вернуться к нашим драконам. Делая скетчи, я держу перед внутренним взором людей, которых рисовал ранее. Но даже не особо стараясь, выражения их лиц всегда будут видны в глазах и улыбках драконов. Зарисовки людей задали им эмоции.
6. Рисование драконьих глаз
Глаза — это зеркало души, так наполните же их эмоциями.
Распознавая в объекте живое существо, многие в первую очередь смотрят в глаза. Их прозвали зеркалом души. Это же справедливо для персонажа на картине: сначала мы обратим внимание на глаза и только потом примемся рассматривать остальную картину. Эта привычка глубоко засела в нашей природе.
Так что это очень важно — правильно нарисовать глаза. Уделите время тому, чтобы сделать несколько зарисовок глаз людей и глаз рептилий. Выделите самые выразительные из них. Какие из них лучше всего отражают то, что вы хотели передать? Попробуйте их скомбинировать, дабы создать что-то новое.
7. Работайте по памяти
Рисуя выражения человеческих лиц и работая по памяти, можно создать уникального дракона, обладающего своим характером, личностью.
Как следует поработав с зарисовками, постарайтесь работать, основываясь на том, что уже успели запомнить, в отличие от недавнего рисования с референсами. Если вы будете слишком много копировать, ваши драконы в конце концов растеряют всё человекоподобие и станут обычными жестокими зверюгами. Постарайтесь использовать референсы только чтобы свериться или чтобы решить какую-либо проблему, возникшую в процессе.
8. Чем грязнее, тем лучше
Не пытайтесь делать свои зарисовки слишком аккуратными. Это всего лишь тренировка навыков. Черновые рисунки — это прекрасный способ научиться рисовать эмоции и со временем построить свою мысленную библиотеку эмоций. Создав ее, я всегда спрашиваю, что же делает персонажа таким зловещим, лживым или хитрым?