Почему так сложно рисовать из головы? Часть 1

Вот как всё начинается. В голове у вас - могучий дракон с ужасающей мордой, сверкающей чешуей, у него роскошные крылья и длинный хвост с шипами… Он так реален, что его можно потрогать!

Вы хватаете карандаш или планшет, чувствуете, как энергия творчества проходит сквозь пальцы и… все не так. Просто не так. Было бы понятно, если бы вы плохо рисовали, но нет, вы спокойно рисуете в реализме, пока перед глазами референс, правда? Линии чистые, вы контролируете карандаш, и пропорции правильные, но только до тех пор, пока есть что-то реальное, к чему можно обратиться.

Рисование из головы – это более высокий уровень, нежели просто перерисовывание того, что существует реально. Рисуя, вы оживляете то, чего раньше никто не видел, это ли не созидание в чистом виде? Все эти удивительные существа и фантастические истории в вашей голове только и ждут, когда вы выпустите их на свободу. Вам охота увидеть, как они появятся на листе бумаги, станут взаправдашними, чтобы все ими восхищались, как вы. Почему же это так сложно? Как установить четкую связь между картинкой в голове и рисунком?

Как вы рисуете?

На этот вопрос нужно ответить в первую очередь. Рисование не так-то просто, как можно подумать, оно включает в себя множество аспектов (именно так создается куча стилей при всем при том, что реальность у нас только одна). Таким образом, процесс вашего рисования по референсам может полностью отличаться от того, как вы рисуете из головы. Если это так, то не удивляйтесь, почему что-то из этого вам дается легче, а другое представляется невозможным, хоть и обе эти вещи зовутся рисованием.

Тот же эффект может быть достигнут несколькими путями. Например, можно получить реалистичное изображение лошади четырьмя способами:

— сделать фото лошади

— вылепить скульптуру лошади и сфотографировать её при нужном свете

— использовать капли пигмента и нарисовать картину лошади

— использовать точки света и создать компьютерный рисунок лошади

Все эти методы, если действовать с умом и прямыми руками, приведут к одному результату – реалистичному изображению лошади. То же самое с вашими рисунками – хоть даже и рисование по референсу и из головы было выполнено теми же руками, теми же линиями, с помощью одних и тех же мозгов, нарисованы они по-разному. Другими словами, в вашем мозгу происходят два разных процесса — созидание и воссоздание.

Рисование по референсу: копирование

Выберите референс, попробуйте порисовать и понаблюдайте, как вы это делаете. Как это работает? Что вы, по сути, делаете, помимо рисования? Следите за процессами в вашей голове, анализируйте их. Какие вопросы вам бы хотелось задать самим себе и как бы вы на них ответили?

Самый популярный способ использования референса – скопировать контур. Чтобы это правильно сделать, нужно набить руку в копировании пропорций – видеть расстояния и воспроизвести их в другом ключе. Это относительно легко, даёт быстрый результат, а так же создаёт впечатление, что вы неплохо рисуете.

Однако вы всего лишь учитесь лучше копировать линии и пропорции. Если у вас хорошая память, вы можете даже их запомнить и рисовать один и тот же объект без референса и потом, только это не имеет ничего общего с навыками, которые нужны для рисования из головы. Не говоря уже о том, сколько линий приходится запоминать и как легко их потом забыть.

Референс (1), визуально превращенный в линии (2), а затем скопированный (3)

Точное копирование контура искажает ваше понимание предмета – со временем оно буквально распадается на части в памяти и чтобы заполнить белые пятна, приходится работать наугад.

Рисование из головы: Вѝдение

Попробуйте теперь нарисовать что-нибудь из головы. Какие возникают вопросы? Что вы делаете, чтобы на них ответить?

Типичный процесс рисования из головы происходит примерно так: в мыслях появляется какая-нибудь картинка, вы ее чувствуете, вы принимаетесь за рисование. Идея в вашей голове прозрачна и неуловима: вы не видите ее целиком как реальную картинку, но есть ощущение, что стоит только взять карандаш и эти пробелы в вашем воображении автоматически заполнятся. А когда этого не происходит, ощущается полная безнадёга.

Идея в голове не может быть превращена в контур, как в случае с референсом.

Вот почему эти два способа рисования разнятся. Нельзя скопировать пропорции и контуры того, что вы еще не видите. Только после того, как рисунок закончен можно увидеть, то это получилось или не то. Но… почему? Почему картинка в голове ощущается такой четкой, когда это на самом деле не так?

Изображения в воображении

Воображение – это черта вашего разума, позволяющая смешивать разные части реальности, чтобы создать их новые версии. В этом плане ваши творческие способности отображают ваш навык. Чем более вы творческий, тем оригинальнее вы можете преобразовать уже существующие вещи.

Воображение позволяет создать новую реальность из «кусков» нашей реальности

Все мы в какой-то мере творческие, кто-то больше, кто-то меньше. Отметим, что большинство детей очень креативны, потому что у них нет понятия об абсурде. Они просто воплощают свои идеи, не судя их и не отказываясь от самых безумных. С возрастом мы узнаем все больше разных вещей и наша креативность от этого часто страдает, потому что мы боимся неудачи, боимся выставить себя дураком.

Подсказка: если хотите развить свои творческие способности, найдите партнера и позадавайте друг другу сложные вопросы, на которые нельзя ответить «я не знаю». Чем страннее вопросы с ответами, тем лучше!

Иметь способности к творчеству достаточно, чтобы воображать что-то, но не достаточно, чтобы воплотить это что-то. Нужно иметь понятие об определенных элементах реальности, которые вы использовали, чтобы вообразить вашу задумку.

Не важно, что вы хотите нарисовать дракона, а их нет в природе. Существует общее понятие, т.е. концепт дракона (например, в западной культуре это большая чешуйчатая рептилия с крыльями), живые существа, клыки, челюсти плотоядных животных, наглядное строение крепких ног, крыльев и так далее. Огромное количество информации, которой, как вы думаете, вы обладаете, но так ли это на самом деле?

Память

Существует два типа памяти – пассивная и активная. Пассивная память используется только чтобы распознать что-то. Например, объект-1 сохранен в пассивной памяти с характеристиками A, B и C, и когда вы видите объект с характеристиками A, B, и C, он обозначается как объект-1. Запомнить что-то посредством пассивной памяти не требует много усилий и сохраняется оно в ней долгое время, но в то же время у вас нет к этому предмету прямого доступа – вам нужно увидеть что-то, что приведёт вас к нему. Без этого информация об объекте для вас просто не существует.

Пассивная память собирает информацию вокруг вас и не нуждается в том, чтоб её об этом «попросили». Она очень подробна, но по сути недоступна. Вы можете только принять информацию из окружающего мира, а потом все просто, как в уравнении (Имеет ли какой-нибудь объект в моей памяти характеристики A, B и C?).

Активная память это нечто большее. Она содержит информацию, которую вы однажды получили и решили сознательно сохранить. Когда вы пытаетесь что-то вспомнить, вы, в сущности, воспроизводите копию этой информации. Однако со временем она блёкнет, поэтому приходится к ней возвращаться, чтобы обновлять ее каждый раз. Это механизм запоминания и повторения.

Пассивная память

Давайте поближе рассмотрим процесс вспоминания. Пассивная память полностью бессознательна – вы смотрите на вещь (1), затем ее характеристики сохраняются в вашей памяти (2). Вы об этом даже не догадываетесь. Таким образом, к примеру, вы помните прически и лица ваших друзей, не задумываясь об этом специально.

Пассивное запоминание

Пассивная память дает чувство ознакомленности с объектом, который уже был сохранен. Это потому что ваше подсознательное пробивает его по базе данных, есть ли он там. Вот почему ребенок очарован всем, что видит вокруг (его пассивная память почти пуста), а взрослый этих вещей даже не замечает. Когда мы видим что-то впервые в жизни, оно привлекает наше внимание, чтобы мы могли сохранить его в пассивной памяти. Потом интерес к этому предмету угасает.

Пассивное вспоминание

Пассивная память, хоть и «ленивая», но полезная и быстрая. Она позволяет вам распознавать вещи вокруг, не обращаясь к сознательному разуму, на автомате. Вы просто смотрите на что-то, глаза доносят информацию до мозга, и вы внезапно понимаете, на что смотрите – вы даже не знаете, что был этот самый короткий миг незнания. Вы понятия не имеете, что у вас был вопрос, потому что вы уже получили ответ на него.

Можете ли вы достать из закромов пассивной памяти информацию, не пользуясь всем этим сравнительным механизмом? Да, но только подсознательно. Подумайте о своих снах: в некоторых из них, в особенно четких, вы видите невероятное количество деталей и они почти настоящие. Весь мир снов построен на ваших пассивных воспоминаниях, хотя они могут быть и смешанными. Это также одна из причин, почему вы вспоминаете о чем-то, о чем долгое время не думали: ваше подсознание старается ответить на вопросы, даже если сознательно вы «сдались».

Активная память

Активная память более сложно устроена. Она работает под руку с вашим сознанием, чтобы что-либо запомнить. Она включается всякий раз, когда вы пытаетесь запомнить имя или номер, когда вы хотите что-то запомнить.

Активное запоминание

Усилия того стоят: активная память позволяет вам воспроизвести что-то из своей головы, пользуясь тем же «рецептом», что вы использовали для запоминания этой вещи.

Активное вспоминание

Активная память, как и подразумевает название, работает с вами в сознательном состоянии, поэтому она медленнее. Вы осведомлены и о вопросе, и об ответе (или его отсутствии). Вам нужно сделать усилие, чтобы достать информацию из глубин памяти.

Допустим, ваш друг постригся. Ваша пассивная память говорит, что что-то не так (что-то не вписывается в шаблон). Теперь вам нужно вспомнить, как ваш друг выглядел раньше, используя активную память. Если вы никогда этим вопросом не задавались раньше, то вполне вероятно, что у вас в голове нет сохраненной копии этой информации – только шаблон, созданный вашим бессознательным, недоступный сознательному. Так, пассивная память говорит вам, что вы это знаете, но в то же время вы не можете сказать, что вы знаете.

 

Я не знаю, что я знаю

Итак, активная и пассивная память в сущности одинаковы. Их различает только то, каким образом происходит запоминание и вспоминание.

Вообразим, что воспоминания могут быть помещены в контейнер с органической мембраной. В ней нет никаких отверстий, так что если вы хотите положить туда еще воспоминаний, то придется их сделать. Если вы делаете это бессознательно, это будет очень легко. Однако вы не можете сознательно достать воспоминание обратно через «бессознательное» отверстие. Единственное, что может через нее пройти – это короткая информация: «да» или «нет», как ответ на вопрос «есть ли внутри нужная мне информация Х?». Это наша пассивная память.

Разместить внутри память, работая бессознательно, легко — ведь об этом даже думать не надо!

«Что такое Х?», спросите вы. «Ты знаешь, что это», отвечает пассивная память. И у вас нет выбора, кроме как поверить этому.

Если вы хотите сохранить какую-то информацию сознательно, то это займет больше сил и времени. Каждый кусочек-воспоминание должен пройти через свой собственный вход в тот самый контейнер и если вы с этим справитесь, то сможете доставать их обратно с тем же успехом. Это наша активная память.

Вам нужно понимать, что происходит запоминание, чтобы запомнить информацию сознательно. Если это просто, то ничего не получится

Теперь вы можете достать информацию в том виде, в каком вы её положили в наш контейнер-память.

Проблема в том, что с каждым разом, когда вы обращаетесь к контейнеру, мембрана самоисцеляется, т.е. вам становится все труднее достать из него информацию. Потому что бессознательные отверстия для «да» и «нет» настолько малы, что вы можете обращаться к ним спустя долгое время после последнего использования. Сознательные, хоть и исцеляются с такой же скоростью, но они становятся слишком мелкими для той быстрой информации, что в них хранится, поэтому снова к ней обратиться становится невозможно. Единственный способ сохранять отверстия «неисцеленными» — это доставать из них информацию до того момента, как они станут слишком маленькими для этого. Чем чаще вы это делаете, тем медленнее зарастают отверстия.

Чем больше времени прошло с момента запоминания, тем меньше можно будет извлечь информации, пока у вас не останется ничего, кроме ощущения того, что она просто есть.

Конечно, это только один из множества способов упрощенного изображения того, что происходит в наших мозгах. Человеческая память до сих пор не изучена полностью, но она гораздо сложнее устроена, чем то, было написано выше. Но, метафора, описывающая пассивную и активную память — это все, что нам нужно для решения проблемы рисования из головы.

Вторая часть