Советы по созданию поистине ужасных картин

Энтони Скотт Уотерс объясняет, как проникнуть в самые темные уголки человеческой природы.

Что вы подразумеваете под ужасом? Вы должны его понимать, перед тем как начнём. Мы ведь говорим о Лавкрафте? Скуби-ду? Двадцать пять лет деятельности в искусстве научили меня, что мышление имеет самое большое значение. Шлифовка навыка без знания, куда именно вы собираетесь прийти, пробуя разные варианты — пустая трата времени.

Я имел удовольствие создавать страшных тварей для различных проектов, и прекрасно понимаю, что нас пугает и почему.

Людям свойственно распознавать двустороннюю симметрию. Если отклониться от стандартной человеческой формы то мы почувствуем себя некомфортно, даже страшно. Как человек с изъяном, я узнал это на собственном опыте. У каждого есть встроенное стремление к безопасности. Если сорвать покров защиты останется одно дрожащее от страха тело.

Имейте в виду, тут не без субъективности. Наше представление о страхе меняется в течение взросления. Можно дать конкретные причины для некоторых из наших страхов (развод, травмы, насилие). Они могут стать трансцендентным (жестокое обращение с детьми, изнасилование, убийство) в том понимании, как они меняют наш взгляд на мир.

Ужас это калейдоскоп. В одном случае мы можем представить монстра восстающего из могилы, но для родителей, чей ребенок был похищен и убит, смотреть на труп этого ребенка будет куда более ужасающе. Контекст дает нам определённое представление о том, как лучше всё обыграть.

01. Форма: кто ваша аудитория?

Спросите себя: кого я пытаюсь напугать? Ответ определит вашу аудиторию, которая установит границы полёта воображения. В первую очередь это касается возраста. С возрастом пороги повышаются. Подростков не испугаешь ведьмой, которая собирается готовить Гензеля и Гретеля. Мы должны показать плаху и кровавый тесак.

02. Испуг: к чему они восприимчивы?

Возможно, вы знаете эту песню из Улицы Сезам, One of These Things… (is Not Like the Other)? Суть в противопоставлении. Отличающиеся вещи замечаются сразу. Наши глаза тянутся к вещам, которые нас пугают – это биологически запрограммировано. «Это не холмик с травой, а грива льва, ты идиот! БЕГИ!» страх устанавливает степень потенциальной угрозы. Трепет это приближающийся плавник акулы. Страх же чует акулу под водой за 30 ярдов.

03. Отвращение: какой возможный исход самый худший?

Вот это щекотливая тема. Наша боязнь крови, боли, уродства и дегуманизации отражается прямо на нашем лице при виде вываливающихся кишок. Чем больше мы видим, тем быстрее шок притупляется. Без хорошего, солидного сюжета, зрители не будут переживать за персонажей, всё отвращение сводится к демонстрации потрохов, переизбыток которых опускает нас на нижний уровень эпатажа.

Cabin Fever хороший пример, или ремейк Evil Dead. (Такие фильмы предполагают целую подкатегорию хоррора – хоррора переполненного страданиями).

04. Искажение формы

Это самый простой способ, чтобы вызвать мороз по коже. У Бледного Человека из Лабиринта Фавна глаза располагались прямо на ладонях. Гениально. Мы покидаем зону комфорта, когда дело доходит до изменения нормальных соотношений человеческих форм. Подумайте над предназначением монстра и утрируйте присущие людям естественные пропорции, как у рода Мартенса из The Lurking Fear Лавкрафта, упыри имели сверхразвитые руки и плечи, позволявшие им передвигаться под землей.

05. Смешение и сочетание

Другой способ вызвать ужас обычно представляет собой сочетание элементов, которые не совместимы друг с другом. Пирамидоголовый из Silent Hill отличный пример такого микса. Борг из Star Trek еще один.

Не ограничивайте себя. Откопайте в интернете хороший референс, затем наложите его поверх другого и свяжите воедино, нарисовав что-нибудь гротескное. Кстати облик Чужого появился от применения Гигером современного промышленного дизайна в деталях туловища, рук и ног.

06. Думайте нестандартно

Могут ли объекты быть страшными? А как насчет машин или зданий? Все что угодно может казаться страшным. Не верите? Загуглите катакомбы в Париже, заброшенный госпиталь Белиц-Хайльштеттен или Припять. Разрушение и обезображивание помогает сделать место жутким, в таких местах, как Припять, вы понимаете – там должно было случиться что-то ужасное, даже ничего не зная об аварии на Чернобыльской АЭС.

Собор Здзислава Бексиньского ужасает. Я бы не коснулся головоломки именуемой Шкатулкой Лемаршана даже если вы предложите мне миллиард долларов.

07. Определитесь с темой

Насколько безумным должен быть ваш проект? Это зависит от желания аудитории. Тонкие материи страха требуют тщательного смешивания визуальных элементов. Сопоставьте привидение из Женщины в чёрном (которое соответствовало атмосфере эдвардианской эпохи) с армией Франкенштейна, имевшей самый причудливый дизайн монстров на то время. Тема является каркасом проекта, от её выбора зависит всё остальное, включая арт.

08. Откройтесь новому

Фильмы прямо как источник полезных ископаемых. От них можно взять идеи и вдохновение, особенно с богатых визуальными эффектами, вроде Сталкера, Чужого или что-нибудь от братьев Квей. Читайте авторов известных в творческой сфере. Чайна Мьевиль, Майкл Муркок, Говард Лавкрафт первые кто приходят в голову. Ищите художников, которые исследуют сверхъестественное и ужасное.