В третьей части поговорим о наложении и о приемах разбрызгивания краски.
Остальные вышедшие уроки можно посмотреть здесь:
Часть 2. Сухая кисть, мокрым по мокрому
Часть 4. Сграфитто, штампы, размытие
Наложение
Шаг 1, информационный
Чтобы продемонстрировать принципы наложения в акварели, я решил набросать простенький пейзаж.
Материалы: акварельная бумага Arches #140 CP, 1” плоская кисть Grumbacher, круглая соболиная кисть №8 от KalishKolinsky, плоская и круглая колонковые кисти, обе №4, от KalishKolinsky и кругля кисть №8 от Winsor & NewtonSeries 820. Фен.
Цвета (разных производителей): кадмий желты светлый, кадмий желтый, кадмий оранжевый, кадмий красный средний, розовый устойчивый, пурпурный диоксазин, кобальт синий, ультрамарин и зеленая. Выбранные цвета прозрачные или полупрозрачные.
Используя плоскую кисть 1”, я сделал заливку области неба, гор и реки синим кобальтом. Заливка не сплошная: я размыл область водопада чистой водой.
Шаг 2. Горы и красные облака
Этот урок построен так, чтобы происходящее было насколько возможно очевидным. Использование ярких прозрачных цветов дает возможность понять, как проявляются нижележащие слои на каждом следующем этапе заливок. Заодно это помогает мне попробовать новый стиль.
На все ту же 1” плоскую кисть я набрал прозрачного розового и прорисовал на небе полосу красных облаков.
Потом я промыл кисть, набрал светлого желтого кадмия и начал рисовать горы. Я также наложил желтый цвет на переднем плане, изображая берег.
Шаг 3. Вступают синие
Я смешал ультрамарин и синий кобальт и набрал все на ту же кисть, чтобы обозначить линию гор на горизонте и маленький холм на заднем плане.
После того, как я закончил с холмом, я зачем-то провел вниз синюю полосу до нижнего левого угла, и еще и уголок закрасил.
Подсказка 1: Дайте каждому слою высохнуть, прежде чем накладывать следующий цвет. Для ускорения процесса можно использовать фен, но на низкой скорости, не меньше чем в 25 см от листа, и не забывайте им двигать. И НИКАКОГО ПАРА!
Шаг 4. Больше цвета!
Та же кисть – другой цвет. Чтобы разбавить и сбалансировать синий, с которым я только что закончил, и добавить цветов поинтересней, я набрал на палитру оранжевого, и использовал его для берегов на переднем плане и для неба (поверх розового и синего).
Обратите внимание, какой ювелирной точности можно добиться при работе с чистыми цветами в технике наложения. С тем же успехом ее можно применять и для того, чтобы обозначить бледно-серую одинокую скалу в большом фотореалистичном пейзаже.
Шаг 5. Смотри-ка, новая кисть
Переключаемся на крегулую кисточку №8. Я выбрал очень концентрированный синий, чтобы подчеркнуть линию гор на горизонте, регулируя ее ширину вращением кисти и изменением усилия.
Шаг 6. Сочиняем на ходу
Все той же кистью и тем же синим я нарисовал водопад, спадающий с дальнего берега. Иногда визуальные клише могут сослужить вам хорошую службу: несколько синих барашков у подножья определено синего холма – и основание водопада готово.
Как следует промыв кисть, я набрал на палитру желтого и подчеркнул им берега, а еще нарисовал несколько кругов в той злополучной синей области слева внизу.
Шаг 7. Больше барашков
После того, как предыдущий слой высох, я использовал фиолетовый разной концентрации, чтобы добавить разнообразия барашкам на переднем плане.
Шаг 8. Глубокий вдох перед важным решением
Мне хотелось добавить крупных элементов, которые бы собрали пейзаж воедино, так что первым, что пришло на ум, оказались деревья. Среди хлама в студии я даже нашел кое-что круглое трех разных размеров, чтобы можно было обвести.
Кисточкой №8 я набрал прозрачной яркой зеленой краски и нарисовал три круга.
Шаг 9. Цветочки и стволы
Все той же кистью и светлым красным я прорисовал стволы под чудесной зеленой кроной.
После промывки кисти я набрал синего и добавил акцентов воде у ближних и дальних берегов, а также небу. Слева на переднем плане я добавил оранжевого.
После я использовал синий, розовый и зеленый, чтобы обозначить травинки.
Шаг 10. Завершающий штрих
Чтобы добавить деталей, я использовал розовый и красный. Оказалось, что деревья – фруктовые, и плоды как раз созрели и местами даже попадали на землю. Стволы я раскрасил как традиционные парикмахерские столбики.
Если поближе посмотреть на готовую работу, то можно увидеть, как каждый следующий слой взаимодействовал с предыдущим. Понятно, что работа получается более темная, но цвета, которые получаются при наложении, могут оказаться по-настоящему красивыми и эффектными.
Разбрызгивание и распыление
Шаг 1. Брызгаться краской весело!
Кто-то пользуются этой техникой целенаправленно, но вообще, это веселый и озорной способ нанесения краски.
Первым делом я смочил нижнюю половину листа водой, чтобы посмотреть, сработает ли метод по мокрому так же, как по сухому. Что ж, волнующий эффект создается вдохновенным движением. Я набрал на полуторадюймовую малярную кисть желтой краски и небрежно натыкал ей в нижнем углу листа. Затем я добавил немного желтой охры и начал постукивать краем кисточки о палец, так, чтобы с кисточки во все стороны слетала краска.
Шаг 2. Стряхиваем краску
Потом я переключился на соболиные кисточки №4 и №8 и взял синий ультрамарин, ализариновый красный и зеленую (у меня было хорошее настроение).
Если вы набрали на кисть слишком много воды, то не сможете как следует контролировать процесс, когда начнете разбрызгивать с нее краску. Для начала стряхните несколько капель, чтобы создать иллюзию контроля. Я обычно использую собственные пальцы, чтобы обстукать кисточку, но если вам вдруг больно, то можно взять, например, ручку с резиновой насадкой.
Кроме разбрызгивания я еще выжал несколько капель желтого из круглой кисти с высоты примерно метра, чтобы посадить три большие кляксы (на готовой работе в конце будет видно).
Шаг 3. Распыляй без лишних слов
Перед тем как начать эксперимент с распылением, я нарвал мелких кусочков бумаги и насыпал их в верхнем углу листа, а нижнюю половину смочил чистой водой, и сделал бледную заливку фиолетовым цветом.
Поищите старую зубную щетку, как следует отмойте щетинки, если остался какой-нибудь осадок. И приготовьтесь испачкаться.
Шаг 4. Зубная паста для вашей музы
Есть несколько способом набрать краску на зубную щетку. Можно макать ее непосредственно в лунку с краской, но так краска неравномерно распределится по щетинкам. Я использую для этих целей круглую кисть №8. Преимущество такого способа в возможности регулировать объем краски и равномерно ее распределить, вам же не нужно, чтобы с щетки капало.
Шаг 5. Распыление атакуэ!
Если вам хочется побыть частью процесса, то поднесите щетку к голове и проведите по щетинкам большим пальцем. Это добавляет атмосферы, но непременно потребует после основательной уборки.
Я использовал ручку кисти №5 и двигал ей вдоль щетинок, чтобы распылить краску. Быстрым движением оттягиваете щетинки назад и так регулируйте скорость и расстояние распыления.
Шаг 6. Бардак продолжается
Я продолжил заполнять лист с примером цветами, которые уже использовал раньше при разбрызгивании. При наборе каждого следующего цвета следует основательно промывать щетку.
При достаточной практике можно научиться немного контролировать процесс. Правда, только совсем немного, но ведь иногда это все, что нужно.
Шаг 7. Результат стараний
Эдакие пуритане от акварели считают эти приемы уловками, трюками и верят, что только мазок кисти подходит для традиционной акварельной живописи.
Естественно, они не правы! Используйте все, что угодно: инструменты, техники, приспособления, все, что придет вам в голову, пока это помогает вам выразить свой художественный взгляд.