Композиция – это путеводная нить по рисунку для наших глаз, вот и все. Вы можете её контролировать. Определять композицию – это определять, куда направить взгляд зрителя, где остановиться и куда направить его далее.
Я вижу, вижу…
Куда же ты смотришь?
Разберемся с ошибками, которых лучше не допускать:
Получается, главная функция композиции – удерживать взгляд на рисунке, не утомляя и направлять его «четко по адресу».
В целом, идеально иметь один композиционный центр.
Что является темой работы? Где происходит основное действие? В чем суть, что ты хочешь этим передать? Ответив на эти вопросы, ты определишь композиционный центр и сможешь направить туда взгляд зрителя.
Контроль над чужими глазами
Многие вещи способны направлять взгляд. Среди них контраст, направляющие линии и детали.
1. Контраст
Сделай область интереса очень светлой или очень темной по отношению к окружающей среде, чтобы зритель обратил на неё внимание.
Не используй ярчайший белый и темнейший черный цвета в нейтральных областях. Они должны появляться в центре событий, в центре композиции.
2. Направляющие линии
Это линии, которые указывают прямо на центр композиции или водят вокруг него.
На практике источником таких линий становятся ландшафт,дороги и тропы, атрибуты вроде стрел и прочий реквизит.
3. Детали
Поскольку смотреть в полупустое пространство неинтересно, глаз обращается к деталям.
Вот почему стоит рисовать фон попроще, чтобы он не отвлекал от главного фокуса.
4. Многоплановость
Вместо просто заднего и переднего планов используйте задний, средний и передний.
«Поставив на переднем плане объекты, которые направляют глаза к композиционному центру, к центру действия, вы обрамите композицию. Объекты заднего и переднего плана могут быть тусклее или вне фокуса – всё, чтобы привлечь взгляд к среднему плану», – говорит Билл Тиллер (художник фонов для the Curse of Monkey Island).
5. Насыщенность
Капля чистейшего цвета в области, на которую вы хотите обратить внимание, сотворит чудеса.
Множество примеров этого можно видеть в картинах эпохи Возрождения с младенцем Иисусом.
Другие приманки
- Если на картинке есть текст, глаза сначала устремятся к нему (будьте осторожны и с авторскими подписями).
- Далее глаза устремляются к лицам (людей и антропоморфных зверей).
- Далее – следят за взглядом этих лиц.
- Глаза следуют за движением (кто куда идет, куда что кидает и т.д.).
- Пятно цвета вне основной палитры также привлекает внимание.
- Небесные светила также привлекают внимание благодаря высокому контрасту.
- Объект большего размера притягивает взгляд первее.
«Хорошая композиция сама ведет ваш взгляд» — Мэтт Ласковски.
Что это за схемы?
Это – композиционные схемы, их линии помогут вам удачно расположить объекты на рисунке. Глаз же с удобством пройдется по ним, вернее, по вашему рисунку, если вы воспользуетесь ими.
Правило третей
Представьте, как линии делят ваш рисунок на три части по высоте и ширине. Если у вас на рисунке будут прямые предметы, разместите их по этим линиям, а перпендикулярные пересечения – на пересечении эти линий. Зачем?
- Вы не ставите объект мертво по центру, и оставляете пространство для блуждающих глаз.
- Это неравномерно делит рисунок, а значит, выделяет какую-то одну часть и привлекает к ней внимание.
Есть и другие причины того, почему правило третей работает.Некоторые люди думают, что правило третей соотносится с «золотой серединой». Я не думаю, что композиция с «золотой серединой» лучше или хуже, потому что её линии и линии третей практически одинаково работают с нашим взглядом.
Золотое сечение
Основано на «золотой середине». Его плюсы:
- Кривая мягко ведет взгляд.
- Детализация постепенно увеличивается, что, опять же, удерживает и замедляет взгляд.
любителям наглядности и стереокартинок
Золотые треугольники
Эта композиция тоже основана на «золотой середине». Чем она выгодна?
- Диагонали создают прямые направляющие.
- Глаз быстро справляется с «бегом по прямой», поэтому работа кажется динамичной и живой.
Композиционные схемы помогают избежать проблем, о которых было сказано в самом начале, например, сдвигают центр (работа становится не так скучна), концентрируют детали в определенном месте (и задают этим фокус), и дают общие указания движущемуся взгляду.
Как их использовать?
Итак, нужно решить: вы помещаете на указанное линиями место персонажа или объекты окружающей среды?
Если персонажа, то пусть его тело располагается там, где находятся схематичные линии (если это голова, разместите её так, чтобы схематическая линия разделяла ее по центру, или так, чтобы глаз находился на пересечении линий).
Если это окружающая среда, то есть горизонт, стены дома, механизмы, расположить их линии в соответствии со схематическими будет еще проще.
Но, подчеркну, что этим схемам не нужно следовать строго, это обычные проверенные практические правила, а если их можно нарушить во благо композиции, сделайте это!
Нарушать во благо?
Для этого нужна идея того, как нестандартно, но комфортно направить взгляд.
Если в рисунке есть четкие направляющие линии, которые не выталкивают ваш взгляд за пределы рисунка, забудьте о правиле третей.
Композиция с четким центром отлично работает, если уделено достаточно внимания симметрии (но, бойтесь симметрии в рисунке, потому что она может сделать его статичным).
Интересные варианты
Контрапункт
Расположите главный объект фокуса на одном из пересечений схемы, а вторичный – на противоположном по диагонали.
Изгибы линий
«S»работает отлично, она позволяет глазу медленно и мягко двигаться по фигуре вниз (или вбок) в отличии от прямой линии. Кривая «С» может дать такую же мягкость, но движение взгляда по ней происходит быстрее.Прямая же линия вмиг направляет взгляд в точку, в которую направлена.
Персонаж
Грамотный фотограф перед тем, как сфотографировать какое-то городское место, подождет прохожего. Человек в кадре придает месту характер, живость. Как художник, воспользуйтесь персонажем, за которого зацепится взгляд зрителя.
Глубина
С помощью глубины можно задвинуть область, которая не является вашим фокусом, подальше в задний план. Для этого:
- Включите средний план.
- Перекройте одними объектами другие.
- Воспользуйтесь воздушной перспективой (чем дальше объект, тем он светлее и размытее).
- Не детализируйте отдаленные объекты.
Смена точки зрения
Чем ближе точки схода друг к другу, тем драматичнее эффект, чем дальше – тем спокойней, обыденней.