Сегодня у нас в гостях Григорий Вяткин, художник из Санкт-Петербурга (рождённый в Киеве в 1984 году), ныне проживающий в Чехии, городе Прага.
Григорий Вяткин работал с 2000 года в области дизайна и иллюстрации. Успел побывать Арт директором в топовых издательствах журналов и рекламных агентств. Иллюстрировал журналы и рекламы с 2004 года по 2015. Работал в геймдеве с 2008 по 2010 год на фрилансе для Centauri Entertаinment, Pterodon и 2K Czech.
В 2012 стартовал личный брэнд и YouTube канал, посвященный дизайну и цифровой живописи. С того времени и по сей день создано и проведено более 20 курсов, как платных, так и бесплатных.
С 2014 года — совладелец компании бренда супер-фуда, в которой занимается эстетикой продукта и визуальной коммуникацией.
С 2016 года — совладелец компании по производству одежды из текстиля Merino с иллюстрированным дизайном. Помимо этого, с 2016 года Григорий снова активно преподаёт базовые навыки рисунка и иллюстрации (в основном CG).
Григорий Вяткин работал с 2000 года в области дизайна и иллюстрации. Успел побывать Арт директором в топовых издательствах журналов и рекламных агентств. Иллюстрировал журналы и рекламы с 2004 года по 2015. Работал в геймдеве с 2008 по 2010 год на фрилансе для Centauri Entertаinment, Pterodon и 2K Czech.
В 2012 стартовал личный брэнд и YouTube канал, посвященный дизайну и цифровой живописи. С того времени и по сей день создано и проведено более 20 курсов, как платных, так и бесплатных.
С 2014 года — совладелец компании бренда супер-фуда, в которой занимается эстетикой продукта и визуальной коммуникацией.
С 2016 года — совладелец компании по производству одежды из текстиля Merino с иллюстрированным дизайном. Помимо этого, с 2016 года Григорий снова активно преподаёт базовые навыки рисунка и иллюстрации (в основном CG).
Virink: Каким был ваш путь как художника? С чего он начался, с раннего детства, или с более осознанного возраста?
Григорий Вяткин: Мой путь художника начался с 5 лет. Я жил у бабушки и рисовать мог часами. Родственники это вовремя подметили, за что я им очень благодарен.
Virink: Учились ли вы в художественной школе, институте, студии, или кружках?
Григорий Вяткин: Да, кружок с 6-го класса, там я встретил свою первую наставницу Татьяну Николаевну. Это момент, когда начался мой прорыв в творческом росте. Она нам показывала новые техники и задавала прикольные задания, что коренным образом повлияло на моё развитие — я ей по сей день благодарен. Всем рекомендую найти своего наставника.
Потом в моей жизни был лицей, целых 4 года, и подготовительные курсы в институт на промышленный дизайн в Питере. Там я не добрал несколько баллов и уехал в Чехию, где через 2 года я уже был Арт-Директором в журнале.
Virink: С чего именно у вас появилось желание стать художником-профессионалом?
Григорий Вяткин: Хороший вопрос. Мне всегда нравился обмен за творчество! Первый такой обмен я помню в 3 классе, однокласснику нужна была пятёрка по рисованию, чтоб подтянуть полугодовую оценку. Он рисовать вообще никак не мог… А для меня было не проблемой дополнительно на уроке нарисовать, кроме своей, ещё 2–3 работы. Он меня попросил и сказал, что даст мне модельку машинки взамен (военный УАЗик). Я согласился… Потом мама у меня её нашла, наругала и заставила вернуть.
Virink: Как вы считаете, важно ли человеку, который мечтает стать профессиональным художником и зарабатывать на творчестве, получить классическое художественное образование?
Григорий Вяткин: Я думаю намного важнее внутреннее состояние… Школа даёт скорее рамки, окружение единомышленников, способ не сбиться с пути в подростковом возрасте… С другой стороны, если человек осознанно и, например, в 21 год начал с нуля учиться рисунку с намерением освоить выбранное направление… То у него намного больше шансов, чем у талантливого разгильдяя, которому легко давалось в художественной школе… Таких примеров куча. В наши дни нужно искать скорее наставника и окружение, чем «образование». Поэтому мой ответ: нет, не важно.
Virink: Сколько, в среднем, у вас уходит времени на создание полноценной, проработанной картины?
Григорий Вяткин: Классический вопрос. У меня нет «проработанных картин». Я не любитель долго «телиться» и привязываться к своему творчеству… Например, я очень легко дарю картины. Полотно на День Рождения другу, я всегда пишу акрилом в вечер накануне праздника. А если серьёзно по CG, то иллюстрация занимает часов 10 чистого времени. Концепт-арт от 5 минут до 4 часов. Многие демо-видео на моём канале ускорены в 2 или 3 раза, по длине видео можно легко посчитать.
Virink: Сейчас в мире изобразительного искусства и среди профессий, связанных с рисованием, очень модным стал спидпейнт. Но, он дается далеко не каждому. Поделитесь парочкой секретов, какого пути нужно придерживаться, чтобы научиться качественному спидпейнту?
Григорий Вяткин: Отличный вопрос! Моё мнение, спидпейнт не нужен новичкам вообще, пока не закрепят базу.
По Сунь Дзы (китайский трактат «Искусство Войны») точность и скорость — это последние два шага к уровню «мастера»… Перед этим должны идти: техника, количество, качество и сила…
Но если, кто хочет, то для вас по секрету… Только никому не говорите! Эксклюзив, договорились? Научитесь быстро срисовывать, например, пейзажи. Откройте окно с референсом и поставьте его рядом с окном холста. Переведите референс в ЧБ, слегка в новом слое его размойте фильтром фотошопа. Поставьте себе задачу закрасить холст за 5 минут мягкой кистью, придерживаясь оттенков серого. Начните с огромной кисти и постепенно уменьшайте. Смотрите на картину целиком и пропорции пятен, в этом поможет zoom-out. Как только у вас копия размазанной картины, снимите на референсе слой с размытием и пройдитесь теперь твердой кистью по световым и теневым ударам в картине. Нужно «танцевать» по целому полотну и не смотреть на пятна, как на символы (горы, лес). Пятна это просто пятна, без смысловой нагрузки. Если вы зарылись где-то в одном месте, то «гейм овер». Таких пейзажей надо сделать хотя бы 10. Иначе не появится уверенность. Лимит на пейзаж 15 минут. Ставьте таймер на телефоне.
Virink: Существует мнение, что человек творческий всегда внешне и по поведению отличается от других людей. Согласны ли вы с этим?
Григорий Вяткин: Не всегда, но часто.
Virink: Как вы относитесь к традиционному рисованию? Рисуете ли сами на бумаге, или храните верность компьютерным программам?
Григорий Вяткин: Положительно. Рисую на бумаге и пишу полотна. Всем рекомендую челлендж INKTOBER: это когда в Октябре каждый день нужно рисовать на бумаге тушью. Многому научит…
Virink: Какой, по вашему мнению, лучший способ для художника показать себя и привлечь заказчиков?
Григорий Вяткин: Ответ в вопросе… «Показать себя!» Делать, как для мамы. Много дарить и ничего не ждать взамен. Иметь портфолио 5–8 последних топ-работ. Идеально однородных. Душить «эго художника», когда просят «переделать», искренне этому радоваться. Корону снять и переплавить на вставные зубы.
Virink: Есть ли у вас хобби, отличающееся от рисования? Помогает ли оно в творчестве?
Григорий Вяткин: Люблю восточную философию, фильмы, цигун и бизнес-литературу. В творчестве помогают личностное развитие и философия. Принятие, прощение, позитив и т. д. Глубокая тема, так сразу не ответишь.
Virink: Говорят, что характер живописи повторяет характер художника. Многие из тех, кто рисовал маслом или акварелью, сохранили метод рисования при переходе на компьютерную графику. Насколько ваше творчество отражает вас самого?
Григорий Вяткин: Метод при переходе сохраняется, это правда, я сам в слоях рисовать не сразу начал, хотя это мощнейший инструмент конкретно в CG.
Моё творчество отражает меня идеально. Оно коммерчески ориентировано с 3-го класса, как и я, поэтому я совладелец 3-x компаний. Техническое задание – это совместное творчество, коллективное. Каждый профессиональный цифровой художник, выполняет под-задачи, какой-то большей задачи. Например, продать книгу… Подзадача: обложка. Художник её рисует. В игре, например, придумать персонажа – это не финальный продукт, а только крохотная часть большего плана…
Наверно, как каждый художник, есть только 5% работ, которые я хочу показывать в портфолио… Сейчас идет полный рестарт меня, как художника. Именно поэтому, в моём портфолио так мало работ… Последние 2 года я не рисую на заказ, а только для своих задач в бизнесах, своего YouTube канала или для студентов на моих курсах. Душа требует.
Virink: Возвращаясь к теме CG — какие программы вы предпочитаете и почему именно их?
Григорий Вяткин: Фотошоп. Это стандарт индустрии. Я в нем рисую с 2004 года.
Скетчбук Про. Нравится оптимизация для рисования, хорош для планшетов с экраном без клавиатуры.
Virink: Владеете ли вы каким-либо программами из сферы 3D? Стоит ли художникам их изучать, или они могут послужить просто приятным дополнением к умению рисовать?
Григорий Вяткин: Хороший вопрос, всем, кто начинает изучать CG и планирует карьеру в геймдеве, будет чем дальше, тем больше нужно уметь работать в 3D-программах. Тренды сейчас: Modo, ZBrush. Я владею Zbrush, 3Dmax и Blender, но только на уровне базового моделлинга.
Virink: Как вы относитесь к использованию референсов?
Григорий Вяткин: Наверное, лучший вопрос! Вся история обучения ремеслу опирается на референсы или «срисовывание», наверное, уже тысячелетия… Леонардо ДаВинчи ходил в морг за референсами, срисовывая резанные трупы… вживую, Карл!!!… На сотни зарисовок, чтоб загрузить знания анатомии в голову и потом уже перенести на фрески… Не понимаю, где берётся у людей пренебрежение референсами, они реально думают, что гениальнее ДаВинчи, и они сразу смогут рисовать из головы? Это так не работает… Референсы «маст хэв», пока через мышечную память не загрузится в подсознание повторяемой отрисовкой.
Virink: Помимо творчества и работы вы также довольно известны как педагог cg-живописи. Планируете развиваться в этом направлении дальше? Может, посвятите все свое рабочее время преподаванию?
Григорий Вяткин: Преподавание для меня – это сильная внутренняя потребность передавать знания, фишки и читкоды накопленные за 16 лет профи-карьеры. Первые моменты, что у меня это получается, появились ещё в 2006 году, когда работодатель попросил сделать воркшоп для новых дизайнеров. Мне тогда это очень понравилось, когда видишь, что человек за несколько занятий раскрывается и «левелапит», а потом говорит тебе: «Класс, мне этого никто до тебя не мог объяснить». Поэтому я и завёл YouTube канал в 2012 году — внутренняя потребность.
Конечно, планы с развитием в преподавании есть… Оно хлопает «много мух одним ударом». Как я говорил, в связи с деловой занятостью, я сейчас не рисую коммерчески для клиентов и пропал из окружения творческих людей, поэтому я решил сам его создать. Оно держит меня в творческом тонусе, и я сам рисую с учениками.
Преподавание меня зажигает и даёт энергию, люблю совместно решать задачи и помогать ученикам достигать своих целей в CG. Успех ученика – это более 50% мотивации преподавать для меня… Но посвящать всё рабочее время, скорее всего, не буду… Хотя… «Никогда не говори никогда»!
Virink: Поскольку наша беседа подходит к концу, задам традиционный вопрос. Что бы вы пожелали начинающим и продолжающим художникам?
Григорий Вяткин: Вечно начинать, продолжать и никогда не заканчивать 🙂