Змей рисуют чаще других животных, если вообще не чаще всех. Казалось бы, не найти проще существа: конечностей нет, рельефных мышц нет, голова без ушей, а хвост составляет практически большую часть тела – что там рисовать? Но не тут-то было.
Итак, добро пожаловать в идеальную отправную точку к миру рисунка животных: в урок по рисованию змей! Я расскажу вам, как нарисовать безобидных и крайне ядовитых змей, как не ошибиться в пропорциях и реалистично изобразить чешую. Этот материал не об отдельно взятых видах змей, он о технике рисования практически любых змей, воспользовавшись которой, вы сможете нарисовать любую змею без адских усилий.
1. Змеиное туловище
Основные данные
Начнем с основ змеиной анатомии. Я знаю, вы (и я когда-то) привыкли думать, что большую часть тела змеи составляет хвост. Но истинна в том, что большая часть змеиного тела – это очень длинная грудная клетка.
Внешне безобидное утверждение, будто змея – это голова с хвостом, приводит к совершенно ошибочным рисункам. Не смотря на простоту их строения, не каждый художник о нем осведомлен. Было бы полезно представить скелет змеи как череду бусин. Крупные бусины составляют большую часть тела – грудную клетку. Бусины шеи меньше бусин грудной клетки, они постепенно сужаются в сторону головы. Когда художник думает о змее, как о сплошном хвосте, он рисует череду бусин, которые сужаются от головы к хвосту.
Длина и ширина шеи и грудной клетки варьируется между видами. У некоторых грубых видов шея не будет заметна, а некоторые виды будут настолько стройны грудной клеткой, что явный переход также не будет заметен. Если вы не ставите перед собой задачу нарисовать какой-то определенный вид, то можете экспериментировать, как захотите. Лишь помните, что змеи не всегда стройны – иногда они набивают брюхо добычей и выглядят совсем неуклюже!
Приём с воображением змеи как бусиной нити хорош при создании трехмерной позы. Если вам трудно держать в голове объемность шаров, рисуйте кубы.
Нарисовав больше кругов между основными, формирующими позу, вы сможете с большей легкостью продолжать работу.
Что насчет знаменитых капюшонов, как у кобр? Капюшон – часть тела змеи, растянутая выпрямленными рёбрами. Ширина капюшона ограничена параметрами тела, так что не переусердствуйте.
Типы движения
Чтобы создать реалистичную позу, нужно знать, как двигаются змеи.
1. Извивающееся движение – классическое движение змеи. Животное использует свое сильное гибкое тело, чтобы постоянно отталкиваться от поверхности в каком-либо направлении. При этом попеременно сокращаются мышцы на боках змеи, так что туловище S-образно извивается.
2. Движение гармошкой – движение, при котором змея циклично собирает свое тело и выталкивает вперед , словно гармошка или аккордеон. Змеи двигаются так во время движения по тоннелям и при лазании вверх.
3. Движение гусеницей – напоминает чисто горизонтальное движение гармошкой, змеи используют его, чтобы преодолеть небольшое расстояние по прямой линии.
4. Боковой ход – эффективен при передвижении по скользким или горячим (как в пустыне) поверхностям. Змея передвигается качающимися движениями, приподнимая бока, и сдвигаясь немного в сторону.
2. Змеиная голова
Форма
Шаг 1
Я нарисую для вас голову параллельно в трех вариантах: вид сбоку (1), вид спереди (2), и вид сверху (3).
А начну я с плоского шара. В дополнение к срединной линии, я помечу также нижнюю треть.
Шаг 2
Теперь нужно обозначить подбородок и щеки. Стрелочками я указываю направление формы.
Шаг 3
Добавляю сзади шар побольше первого.
Насколько он должен быть «побольше», зависит от вида змеи: у ядовитых змей задняя часть головы намного крупнее.
Шаг 4
Теперь я обвожу шары контурной линией.
Шаг 5
Глаза располагаю в верхней передней половине меньшего шара «черепа».
Шаг 6
Теперь улыбочку! Змеиная пасть широка и явно очерчена. Не забываем о ноздрях.
Шаг 7
С помощью вспомогательных линий вам удастся нарисовать и остальную часть тела. А я смелее навожу линии. Не забудьте про небольшое отверстие между губ, которое позволяет змее высовывать язык, не открывая пасти!
Шаг 8
При создании вида снизу, просто определите расположение рта и забудьте про глаза и ноздри.
Чешуя
Если вам надоело рисовать чешуйки наугад, вот вам несколько советов. Во-первых, помните, что змея змее – рознь, поэтому вместо универсальной схемы я покажу вам наиболее распространенную, особенно среди безобидных змей.
Шаг 1
Начинаю с основных вертикальных линий. Одна прямо под глазом, две – по его бокам, и еще две ближе к кончику носа. Рассмотрите линии с разных сторон на рисунке, вам будет легче понять их направление.
Шаг 2
Теперь горизонтальные. Я рисую линию от носу к глазу, от глаза она делится на три. Кончик носа также покрыт более мелкими чешуйками.
Шаг 3
Теперь задняя часть головы. Сразу после головы чешуйки будут ложиться рядами, более шаблонно.
Шаг 4
Немного более детальный подход к виду снизу.
Шаг 5
Если вам сложно запомнить такой пазл, вот вам цветная схема. Также помните, что змеи отличаются, и схемы их чешуи тоже.
Шаг 6
У ядовитых змей (и некоторых неядовитых, питонов, например) есть теплочувствительные впадины на голове. Они обычно расположены рядом с ноздрями, у верхней или нижней губы – не обязательно так, как показано на рисунке. Такие чувствительные зоны помогают змеям отслеживать жертв по разнице в температуре (фактически видеть инфракрасную картину мира).
Ядовитые змеи также обладают более жесткими чешуйками на голове. Если хотите придать змее агрессивный вид, сделайте их ноздри больше, а надбровную дугу грубее и нахмуренней.
Глаза
Время деталей. В общем, ядовитые змеи обладают вертикальными зрачками, а неядовитые – круглыми. Сам глаз змеи круглый, но вид его может меняться благодаря надбровным дугам.
Змеиные глаза бывают разных цветов. Что бы вы не придумали, будет смотреться, если только вы правильно нарисовали сам глаз.
Челюсти
У змей одна из самых интересных конструкций черепа. Начнем. Клыки должны быть загнутыми внутрь, чтобы змея сама себя не кусала (кстати, даже если это случится, змея не умрет – у неё иммунитет к собственному яду).
Далее, верхнюю и нижнюю челюсти соединяет небольшая кость, благодаря этому челюсти очень подвижны. У некоторых змей имеются сверхострые клыки, которые змея может прятать и выпускать, когда того требует случай.
Но и это не все: стороны нижней челюсти не соединены и могут двигаться независимо друг от друга. Теперь ясно, как им удается заглатывать крупную добычу!
Детали
Давайте присмотримся к голове:
- Клыки – острые, как иглы, часто покрыты толстым слоем кожи у основания. Такие – только у ядовитых змей!
- Ядовитый канал – через него яд течет из желез прямо в жертву через полость острых клыков. Некоторые виды просто плюют ядом.
- Голосовая щель – отверстие, часть дыхательной системы. Позволяет змее дышать, пока она ест. Участвует в создании всем известных шипящих звуков.
- Язык – длинный, тонкий (но не плоский) и блестящий. Змея буквально «лижет» им воздух, а затем, возвращаясь обратно, касается специального органа внутри змеи, который расшифровывает вкус и запах. Раздвоенный кончик – для более объективной информации с обеих сторон. Поза на картинке, кстати говоря, невозможна в жизни, так как язык выскальзывает лишь при закрытой пасти.
- Щеки – сильные мышцы, которые управляют движением челюстей. Они достаточно тверды и сильны, чтобы такими их и рисовать.
3. Чешуя
Чешуя – то непростое в простых змеях. На этом этапе нужно набраться терпения и рисовать чешую одну за другой, красить и тонировать её одну за другой. Нет, я не покажу вам магический метод избежать этой нудной работы, но я подскажу вам, как сэкономить время.
Структура чешуи
Мы уже разобрались со структурой чешуи на голове змеи, вдоль тела они растут ровными простыми рядами. Спинные чешуйки покрывают спину и бока, остальное место занимают длинные пластины живота. Они могут составлять ширину тела, а могут быть уже.
И, конечно, есть место, где заканчивается брюхо, и начинается хвост. Это та самая попа змеи, место, где расположена анальная пластина, и расположение чешуи здесь зависит от того, ядовита змея или нет: ядовитые змеи имеют одну анальную пластину, и чешуя после неё расположена такими же одиночными пластинами; неядовитые змеи имеют разделенные пластины, и чешуя так же поочередно разделена к кончику хвоста.
Рисовать чешую само по себе занятие несложное, давайте попробуем. Нарисуйте несколько линий, а затем диагонально пересеките их линиями, чтобы создать ромбовидный орнамент, который в последствии станет чешуей.
Но вот несколько советов для тех, кто хочет добиться большей реалистичности.
Шаг 1
Трюк в том, чтобы слегка изогнуть диагональные линии, в различном направлении от срединной линии. В общем, вместо ровных линий, вам нужно рисовать интегральные знаки, или очень вытянутые английские S– как вам удобней.
Шаг 2
Линия за линией, я повторяю нужный изгиб. Получается узор.
Шаг 3
Теперь, вы можете заметить, что чешуйки, которые получаются из этого узора ближе к краю, немного уже, чем те, что по центру, и это тот самый залог трехмерности.
Работать с этим методом чуть проблематичнее, когда нужно нарисовать узор на специфически изогнутом теле. Но и по этому поводу у меня есть рекомендации.
- Нарисуйте вспомогательные линии на тех частях тела, которые расположены перпендикулярно поверхности (части А и В на рисунке)
- Нарисуйте ряд вспомогательных параллельных линий между частями А и В в одном направлении (голубые линии)
- И то же в другом (розовые линии)
Если вы все сделали верно, то переплетение узора выглядит естественно.
Текстура
В общем, есть два типа чешуек: гладкие и килеватые (в виде щитков). Гладкие блестят, но они не влажные. Килеватые выглядят шероховато, не имеют блеска.
Килеватые чешуйки могут иметь и заостренную форму.
Чешуйки не соединены между собой, они соединены с кожей, и это можно заметить, когда тело змеи достаточно растягивается.
Узоры
Поняв строение чешуек, вы можете перейти и к их цвету. Вариаций очень много! В то время, как многие животные имеют скучный камуфляжный окрас, змеи просто-таки демонстрируют себя! И, чем ярче цвет, тем интенсивнее сигнал о ядовитости. Вы можете использовать довольно насыщенные цвета, но это не будет выглядеть вычурно для змей.
Вот цветные узоры, которые хорошо смотрятся на змеях.
Простой узор
Он может стать базой для необычного узора, а может остаться таким, как есть – любой цвет подойдет.
Вариация этого узора – мягкое перетекание в другой цвет. Обычно для брюшка это – свет посветлее, для головы – потемнее.
Кольца
Кольца вдоль тела с простым узором смотрятся эффектно.
Вариация обычных колец – перекрестные кольца. Такие кольца прерываются у чешуек брюшка.
Брызги
Хаотично уменьшающиеся в направлении к спинным чешуйкам «брызги» более светлого цвета
Полосы
Полосы расположены вдоль всего тела, имеют равное расстояние между собой.
Пятна
Могут быть разного размера и формы, ими усеяно все тело.
Вариация этого узора – ярко отмеченные другим цветом края пятен.
Бриллиант
Блоки, напоминающие драгоценную огранку, равномерно расположены вдоль тела, края имеют четкие границы темного цвета.
Вссссссё на ссссегодня!
Сегодня мы усвоили, что змей не так сложно рисовать, но и не так просто. Их боятся и ненавидят многие люди, но художникам не чуждо прекрасное даже в самом пугающем. Оторвитесь от привычных котят и пони, и нарисуйте змей. Глотающих котят и пони.
Удачи!