Будучи художником, вы постоянно оказываетесь под постоянным огнем критики. И это не самые приятные ощущения: чаще всего критика приносит боль и высасывает всю радость, доставляемую вам процессом творения. Иногда давление необходимости вписаться в стандарты и желание избегнуть негативной критики бывает настолько велики, что они могут заставить кого-то перестать рисовать вовсе. Но.. откуда появляется это давление? Разве каждый рисунок обладает такой ценностью, которая подлежит критике? У всех ли есть право критиковать, или иногда у кого-то такого права нет?
Вашему вниманию представляем еще одну статью о психологии и отношении к жизни и процессу от автора статьи «Определение искусства и его оценка».
Предупреждаю — эта статья будет более психологической направленности, чем художественно-прикладной. Мы обсудим темную сторону творчества, о которой многие даже не подозревают. Однако, если вам удастся ее понять, то перед вами может открыться такая свобода творения, о которой вы и не подозревали!
В чем ценность рисования?
С критикой есть одна единственная проблема, и корень ее находится внутри нас. Мы просто обожаем обманывать себя! С точки зрения логики – это чистой воды бессмыслица, но природа человека такова, что мы ставим комфорт выше, чем правду. Чтобы объяснить это явление, придется погрузиться в пучину психологии еще глубже. Готовы к путешествию внутрь человеческого разума?
Мы — люди, и по сему постоянно судим всех и вся. Создавая суждение о чем-то, мы определяем ценность этого объекта. Ягода – хорошая? (читай: лучше, чем другая ягода или камень) Сосед – милый? От этого ощущения лучше, чем от того? Оценки ведут нас к лучшему будущему, помогают нам выжить и быть счастливыми. Они настолько важны, что захватили всю нашу жизнь целиком. Мы оцениваем каждую мелочь,чтобы удостовериться, что все в порядка. Мы привешиваем ярлыки на предметы, ситуации, людей. Но на самом деле, вещи не такие-то или какие-то иные, они просто существуют.
Жизнь — это постоянный процесс оценивания вещей — нам необходимо оценивать, что для нас хорошо, а что — плохо, чтобы принимать соответствующие решения.
В мире без сознательности/самосознания вещи просто случаются. Нет ничего хорошего, ничего плохого, нет таких категорий как «лучше» и «хуже». Если молния ударит в дерево и кого-то убьет, это просто будет очередным событием. Если вулкан начнет извергаться и затопит потоками горячей лавы все окрестности, — это тоже просто будет очередным событием. Чтобы дать оценку ситуации, придать ей ту или иную ценность, необходимо прибавить сознательное существо, например, человека. У объекта как такового нет ценности, но когда суждение о нем создает смотрящий, он может стать таким:
- Прелестный — мозг смотрящего создает приятную реакцию, когда воспринимает определенный визуальный сигнал;
- Долговечный — объект остается в своей базовой форме на протяжение долгого времени и может быть полезным для смотрящего;
- Полезный — объект служит определенной цели смотрящего, помогает в достижении какого-то его замысла;
- Тяжелый — мышцы смотрящего сильно устают, пока он/она несет объект;
- Вредный — смотрящий может пораниться, используя объект.
Результатов процесса суждения может быть два: факт и точка зрения.
- Факт — это просто описание увиденной ситуации/объекта. “Фрукт для человека ядовит”, “во время спаривания это животное крайне агрессивно” .Факты — это наблюдения, подтвержденные большим количеством людей — любой, кто сомневается, может сходить и проверить. Результат будет тем же (а если нет, то это заявление никогда не было фактом). Факт объективен, и не нуждается в подробном описании, чтобы начать существовать. Белладонна ядовита для человека, вне зависимости, в сознании ли он или нет, и может ли составлять суждения или нет.
- Точка зрения — это факт с прибавленной к нему личной оценкой. “Пицца вкусная”, “это самый прекрасный лес, который я видел в своей жизни”. Ценность создается в сознании смотрящего и не существует вне его. Если много людей разделяет одну и ту же точку зрения, это может быть похоже и восприниматься как факт (“клубника — вкусная”, “розы прекрасны”).
1—констатирование факта; 2—формулирование точки зрения. Заметьте, что сами объекты не меняются — даже в голове смотрящего.
Ни у чего нет иммунитета от суждений: все, с чем мы можем так или иначе взаимодействовать, можно подвергнуть оценке. Таким образом мы узнаем, является ли то или иное событие или предмет выгодным для нашего существования или нет. Оценка действует как усики у насекомых, и мы ей все время двигаем, чтобы лучше видеть. На протяжении жизни, у нас собирается набор убеждений, основанных на фактах и точках зрения, а в силу того, что все убеждения хранятся в одном месте, факты и точки зрения запросто могут перемешаться.
Из этого вытекает еще одна проблема:
Почему нам так больно, когда нас оценивают?
Можете вспомнить первый раз, когда кто-то оценил вашу работу положительно? Эта эйфория была великолепна! А первую негативную оценку? Возможно, после нее вы даже перестали рисовать на какое-то время (или навсегда!). Без всяких сомнений, оценка обладает огромной силой, но откуда такая сила берется?
Ответ прост: мы и есть ее источник. Несознательное существо не беспокоится о каких-то там оценках, просто потому, что не в состоянии этого сделать. Если вам не все равно, то это значит, что вы впускаете что-то в свое сознание. А когда вы постите картинку, вам очень даже не все равно! Вы провели много времени, работая над ней, вам она нравится, и вы хотите, чтобы остальные чувствовали то же самое. Так что вы открываете свое сознание для их оценок — вы готовы получить от них позитивную энергию. К сожалению, негативные точки зрения идут по тому же самому каналу, принося с собой негативную энергию. И один негативный комментарий может затмить 10 позитивных, потому что ему здесь не рады!
К сожалению, нельзя только черпать энергию из позитивных комментариев и игнорировать негативные. Как я уже сказала, они идут по одному и тому же каналу, и вы можете или открыть его, или закрыть. На это вы можете сказать: “это только твоя личная философия, я не обязан с ней соглашаться”. Я уверена, что следующий раздел несколько все прояснит.
Им лучше знать
Мы очень часто себя обманываем. В рисовании это выражается опасной верой в то, что “точка зрения становится фактом в то мгновение, когда ее высказывают вслух”. Конечно, это не правда, но такой образ мыслей позволяет высасывать огромное количество энергии из каждого положительного комментария. Они значат так много, потому что с каждым новым позитивным отзывом картинка — фактически — становится более и более красивой!
Немногие рисуют исключительно для себя, некоторые рисуют ради денег, но подавляющее большинство рисует ради того, чтобы услышать похвалу. Это такое незабываемое чувство, когда другие хвалят твои работы! К сожалению, чем более фееричные ощущения у вас вызывают положительные мнения, тем хуже вам становится, когда на сцене появляется критика. Позитивная оценка даст вам пару минут блаженства, но негативный комментарий вполне может испортить весь день и серьезно пошатнуть вашу самооценку.
Таким образом, мы подошли к важному выводу. Чем менее вы в себе уверены, тем больше вы склонны воспринимать такие точки зрения как факты. Это происходит потому, что человек с низкой самооценкой придает чужому мнению большее значение, чем своему собственному. Если вам нравится ваша картинка, а кто-то приходит и говорит, что она ужасна, на вас внезапно накатывают ужасные чувства — кто-то пришел и разрушил все ваше удовлетворение просто высказав вслух свою точку зрения! И после этого вы постите следующую картинку с дрожью, не зная, что скажут о ней другие? Как будто речь идет о каком-то голосовании и на кону стоит ценность арта!
Ценность комментария определяется в вашей голове
Мнения — это те кусочки, из которых вы строите свою самооценку. Если для того, чтобы ее построить, все компоненты вы берете у других, то в каких-то случаях вам бросят целое бревно, а иногда и, наоборот, горящий факел. Если вы верите в то, что правы все, кроме вас, вы не можете выбирать материал, из которого строить. Вам приходится брать, что дают, потому что им-то лучше знать. Всего один “факел”, полученный вместо ожидаемого кусочка дерева, с легкостью разрушит все то, что вы успели построить.
Когда похвалы становятся топливом
«И что, я не должен вообще ни к кому прислушиваться? Похвалы — это то, что заставляет меня рисовать!». Такой подход тоже крайне опасен. Когда вы рисуете за похвалу, ваша цель — не стать лучше, а только стать более любимым. Эти два намерения могут идти рука об руку, но вместе с тем, существует серьезный риск того, что вы пойдете по пути наименьшего сопротивления и начнете обводить чужие работы, рисовать исключительно фанарты или придерживаться одного надежного, опробованного стиля, потому что развитие — это путь попыток и ошибок, а ошибки — это то, чего вы, похвалозависимые личности, не выносите. Лучше уж вы нарисуете еще одного пони для своих фанов и получите тонны позитивных комментариев, чем запостите какую-нибудь экспериментальную работу — ведь может быть, она будет лучше с технической точки зрения, но получит куда более слабый отклик.
Да, похвалы вызывают привыкание, и рисовать для публики — это всего лишь привычка. Представьте, что какой-то незнакомец скажет вам что-то в таком вот духе:
«Серьезно, это один из лучших … нет САМЫЙ лучший художник, из тех, что я видел за всю свою жизнь. Твой стиль абсолютно уникален и не такой скучный, как у остальных. Просто глаз не могу отвести от твоих работ. Ты вкладываешь в них столько труда и каждая из них что-то о тебе рассказывает. Не знаю, как объяснить, но сквозь них я вижу твою личность. И я хочу узнать тебя получше. Рисуй дальше!»
Что вы чувствуете? Адреналин, эйфорию, внезапный всплеск мотивации? Чувствуете себя чуть более живыми, чем секунду назад? Бьются ли ваши сердца чаще? Замечательные ощущения, не правда ли? Чем лучше ощущения, тем больше вероятность, что вы будете бороться за то, чтобы почувствовать их снова. Именно так работает механизм возникновения психологической зависимости. Похвалы становятся наркотиком для вашего мозга.
И таких “наркотиков для мозга” существует достаточно много. Без них мы вообще бы ничего не делали! Все действия, необходимые для выживания, приятны и таким образом они заставляют нас совершать их снова и снова, но не все приятные действия хорошо влияют на наше выживание. Рисование ради комплиментов может в некоторых случаях сделать из вас первоклассных художников. В конце концов, все мы начинаем именно с этой фазы! Однако, должен наступить момент, когда вы поймете, что с вами происходит — и тогда вы должны поставить перед собой новую цель и забыть о том, что ожидают от вас ваши поклонники.
У комплиментозависимых нет будущего. Они будут жаждать внимания, позитивных отзывов, большего количества просмотров, и большего количества знаков восхищения. И в то же время, один негативный комментарий с легкостью сможет испортить им настроение на весь день.Они будут от таких отзывов защищаться, пытаясь убедить вас, что ваше мнение не в счет: “Это мой стиль! Ты не можешь его осуждать!”, “что ты вообще знаешь! Ты сам-то не умеешь рисовать вообще”, “да, ну ты-то, конечно, знаешь как выглядят драконы”…
Не будьте тем парнем!
«Но если я не буду обращать на них внимание, зачем мне рисовать?». Для того, чтобы стать лучше, как художник. Чтобы найти работу, которая будет приносить вам чувство самореализации. Чтобы чувствовать удовлетворение от самосовершенствования. Чтобы иметь цель в жизни. Чтобы оценивать свои работы самому, и не зависеть ни от кого в этом вопросе. В конце концов, у комментариев есть ровно столько силы, сколько вы им даете. И это не значит, что вам следует игнорировать мнение любого, кто что-то говорит про ваши рисунки. Слушайте их и выбирайте то, что вам полезно — советы, как рисовать лучше. Теперь мы подошли к главной теме статьи:
Что можно назвать критическим разбором, а что — нет?
Для критического разбора (critique) существует несколько более и менее формальных определений, но давайте выведем свое, основываясь на том, о чем мы только что говорили. Критический разбор — это точка зрения, основанная на логических фактах. Также существуют точки зрения, выглядящие как критические разборы, но на самом деле основанные на довольно шатких взглядах. Когда вы решаете отойти от похвалозависимости и использовать комментарии на благо собственного развития, вам необходимо будет научиться их различать.
За всем, что мы говорим, есть свой смысл. Мы не роботы, у нас есть эмоции, что существенно усложняет процесс передачи информации, а истинное значение делает двусмысленным. Чтобы понять, что же на самом деле нам хотели сказать, нужно глубоко вдохнуть и отложить все эмоции в сторону. Это не всегда возможно сделать “в пылу сражения” , так что если комментарий вас действительно задевает, пойдите развейтесь и вернитесь к нему позже. Это довольно просто сделать, если комментарий сделан в письменной форме, но если кто-то высказал его вслух, вам надо расслабиться незамедлительно. Не начинайте защищаться — никто не сможет навредить вам своими словами, если вы лично не дадите ему такой силы.
Разделанная точка зрения теряет свои клыки
Вот что нам надо делать — копать, копать и еще раз копать, пока не докопаемся до истиной сути мнения. Нам нужно найти факт и определить, достоин ли он того, чтобы обращать на него внимание. Давайте рассмотрим пример.
Если коротко — любое мнение, в котором в графе “предмет” фигурирует смотрящий, нужно отбрасывать. Потому что, если суть в смотрящем, то что вы можете поделать? Этот человек ведь не платили вам за то, чтобы вы удовлетворили их визуальные потребности или подтвердили убеждения!
Позитивные критические разборы
Критические разборы — это не исключительно негативные отзывы, однако на негативных комментариях учиться легче всего. Однако позитивные комментарии, могут успокоить нас относительно чего, то вызывавшего сомнения. В техническом плане они не настолько полезны, но они помогают подготовиться к негативным отзывам. Мы все люди, и для большинства из нас избавиться от необходимости в похвалах и принятии нашего творчества, практически невозможно. Критика всегда будет доставлять вам боль, хоть и небольшую и на пару мгновений. Вы выживете и впредь будете внимательнее!
Необходимо понимать, что сила суждения лежит внутри нас. Сомневающийся в себе самом разум интерпретирует любое мнение как упрек, в то время как для предполагающего разума все будет похвалой. Посмотрите, как воображаемая “вина” передается от смотрящего (позитивное мнение) автору (негативное мнение).
Мне нравится, что ты рисуешь, но мне не нравятся, твои картинки
С позитивными комментариями есть еще одна проблема — картинка не является однородным объектом. Она состоит из темы, техники, средств, стиля, жанра и многих других составляющих, о которых вы даже не задумываетесь в процессе творения. А критиковать эти составляющие публика очень даже может именно поэтому рисование фанартов так популярно — ведь даже если такая картинка нарисована технически плохо, люди увидят в ней тему, которая им нравится, и таким образом картинка в целом понравится им тоже. Или если сама идея кажется очень привлекательной, но уровень ее воплощения может быть не на высоте. В этом случае мы можем получить комментарии такого типа:
- «Я люблю котят!»;
- «Всегда хотела увидеть [персонажа A] и [персонажа Б] вместе! О Боги!»;
- «Именно то, о чем я мечтал, спасибо огромное Вам за эту картинку!»;
- «Вы — гений! До такого я бы сам никогда не додумался»;
- «Нереально крутая идея»;
- [вставьте сюда любой референс соответствующего фандома]
Это однозначно позитивные комментарии, с ними-то что не так? Они же ничего не говорят о самой работе! У вас может быть куча поклонников, вы можете получать десятки таких хороших комментариев каждый день и не получить ни грамма полезной критики. Это очень опасно для вашего дальнейшего развития — людям нравится то, что вы рисуете, так что вы — хороший художник, верно?
Вам это может казаться классным положением дел, но только на какое-то время. Вы получаете восхищение со стороны других людей только потому, что удовлетворяете их нужды (рисуете их любимых героев, ситуации, которые им нравятся, способом, который им нравится) и на этом вы застряли, потому что если вы начнете делать что-либо иное, скорее всего, им это совсем не понравится. А зачем вам рисовать что-то, что не даст вам вожделенного восхищения?
Вы никогда не можете быть уверенным, нравятся ли им ваши картинки или нет, если они никогда о них конкретно ничего не говорят.
Цепляясь за фанарт, вы заключаете себя в клетку. Скажем, вы всю жизнь рисуете персонажей из “Короля Льва” и теперь хотите нарисовать рыцаря, побеждающего дракона. И люди внезапно или замолкают, или начинают замечать то, на что не обращали внимания. Вы чувствуете разочарование — почему они не написали ни одного коммента о гениальности вашей идеи, как раньше? Вы только поменяли тему, но это по-прежнему ваша картинка! Почему же им не нравится? Истина заключалась в том, что им никогда не нравилось. Им нравилась ваша интерпретация “Короля Льва”, а не ваши работы.
Позитивная критика — это тоже критика
Мы склонны думать, что позитивные комментарии — это нечто, само собой разумеющееся, и есть критика, которую неприятно слушать. Однако между позитивными и негативными комментариями технически нет разницы — все они исходят из суждений. Когда вы говорите “это просто тренировочный скетч, пожалуйста, не судите его строго”, а потом отвечаете “спасибо огромное” на каждый положительный комментарий — вы лукавите. Это как если бы вы сказали, что не хотите принимать гостей в этот вечер, а потом чистосердечно радуетесь каждому пришедшему. За этим должно крыться некое очень закрученное обоснование!
Почему бы вам не хотеть получить положительные комментарии? Потому что, когда вы ждете комментариев для того, чтобы они утвердили статус и ценность вашей работы, даже их отсутствие является своего рода обратной связью. Это где-то между “неплохо” и “не очень хорошо”. Если обычно вы получаете большое количество приятных комментариев под каждой картинкой, а потом внезапно смотрящий затихает — за этим должны крыться какая-то причина: возможно, они не могут сказать вам ничего приятного, так что они не говорят ничего.
Когда вы говорите “пожалуйста, не надо критических разборов” и от этого получаете только позитивные комментарии, вы начинаете думать,что ваши творения безупречны. Это работает на подсознательном уровне, так что вы не можете бороться с этим механизмом. Все происходит от того, что недостаток критических замечаний обычно означает, что критиковать нечего. Вот что скрывается за “не судите меня строго” — “не говорите, что здесь все неправильно”. Не используйте фразу “Не критикуйте” в качестве щита, за которым вы спрячетесь ото всех негативных комментариев, которые может вызвать ваш арт!
Тот факт, что вы не получили негативных комментариев, еще не означает, что ваши работы их не заслуживают.
Отношение “Только-положительные-оценки” очень хорошо видно в жанре фотографии обнаженной натуры. «Она — такая горячая штучка» — это хороший комментарий, но комментарий «она такая жирная» будет встречено воинственными ответами. Почему первый коммент — хороший, а второй — плохой? Они оба оценивают тело модели, а не саму фотографию. Между ними нет никакой разницы — и нет необходимости писать” спасибо” в ответ ни на один из них.
И еще кое-что: негативные комментарии обычно нейтрализуют заявлением, что у комментирующего нет необходимых знаний, чтобы судить об искусстве. Удивительно, но для того, чтобы оставить позитивный комментарий, никаких особых знаний не требуется. Как такое возможно? Теперь вы уже должны знать ответ.
Продолжение, как водится, следует.
Во второй части вы узнаете о том, как правильно принимать чужую критику и писать свою.