Хорошо исполненные, узнаваемые силуэты всегда очень важны, будь это элементарейшие формы или детально проработанная иллюстрация. С их помощью вы донесете свою мысль и ответы на любой вопрос, даже не присутствуя лично. Но что делает их настолько эффективными?
Силуэт лучше всего передает жесты, рассказывает историю отображенной позы. Когда все начинает разбегаться и двоиться в глазах, имеет смысл посмотреть на персонажа или модель как на сумму геометрических фигур. Можно прищурить глаза, чтобы не видеть лишних деталей. Многие художники так делают, когда рисуют с нуля: это помогает сконцентрироваться на основных формах и построить композицию.
Как вы можете видеть в этом примере, силуэт выдает много важных подробностей: пол, одежда и возраст персонажа, его действие и движение. Все эти вещи (в идеале должны быть) видны без единого намека на цвет, объем и светотень.
Теперь наберитесь терпения: нам потребуется небольшой исторический экскурс.
Когда пещерные люди только учились коммуницировать между собой, нарисовать пиктограмму (силуэт!) было гораздо более эффективным, чем ухать и бить себя в грудь. Точные и выразительные изображения газели в прыжке или захватывающей охоты на быка или гигантского мамонта сохранились до наших дней и говорят больше, чем тысяча слов. Впечатление от сложного предмета корректнее всего передается упрощенным до силуэта на бумаге – или на стене, если необходимо. Оно говорит без слов и преодолевает языковые барьеры, если выполнено качественно.
На много лет позже на экраны выходит один из первых мультипликационных фильмов: «Динозавр Герти». Анимация дала нам возможность увидеть то, чего нет в реальной жизни – в этом преимущество искусства.
Итак, вернемся к нашим силуэтам. Анимационный дизайн – не больше чем порождение таких давно известных жанров как театр, новый способ донести до зрителя историю визуально. И хотя современные фильмы и передачи используют множество трюков с ракурсами и прочими выразительными возможностями, главное все же сама история, презентируемая динамично и вызывающая у зрителя определенные мысли и эмоции. От Шекспира до более проработанных современных спектаклей и пьес важнейшей деталью остается понятность, «читабельность». Хороший пример — известный мюзикл «Призрак Оперы». Зайдите в ближайший театр и посмотрите сами на множество примеров универсально узнаваемых, культовых дизайнов. Великолепная маска с афиш, костюмы и грим изуродованного лица Призрака – все это было тщательно проработано и отлично видно даже с галерки. Каждый элемент – результат старательной подготовки в плане цвета и формы, действенный даже на большом расстоянии. Мы, художники-аниматоры – счастливчики, потому что имеем возможность еще больше усилить визуальную коммуникацию со зрителем и создать нечто большее, чем в реальной жизни. Мы можем по необходимости преувеличивать движения и формы до гротеска – или сворачивать их до тонкого намека.
Как вы уже поняли, для графической понятности силуэта жизненно важны повсеместно известные символы и атрибуты. Правда, создать четко видный на каждом кадре атрибут практически невозможно. Поэтому нашей главной целью остаются выразительные, говорящие позы. Жесты и положение тела должны сложиться в узнаваемый силуэт.
Эти наброски я рисовал с великолепного Джона Такера. Такер – отличная модель для поз, он вдохновляет. Годы работы в мультипликационной индустрии дали ему огромный багаж четко понятных движений и жестов. Мы просто счастливчики, раз работаем с ним! Он превращается в любого необходимого персонажа.
Мы, художники, просто берем карандаш и пытаемся перенести на бумагу что-то новое и способное нас снова радовать по прошествии времени. Ну, это чувство, что ты создал что-то стоящее – особенно когда ты убил на это кучу времени и сил. Имейте смелость не просто копировать увиденное, а преувеличивать, достигая гораздо большей экспрессии. Силуэт – концентрат, компримированная эмоция, а не то что мы видим в реальной жизни. Пытайтесь ухватить, что чувствует, через что проходит персонаж. Конечный результат – говорящая сама за себя иллюстрация, не нуждающаяся в объяснении. Помните: выразительный силуэт является одним из важнейших инструментов!