Основы анатомии человека: как рисовать руки

В этом уроке мы разберем анатомию руки и проясним все сомнения на её счет, так что в дальнейшем вы сможете смотреть на руку, как на сумму простейших форм, и, легче её рисовать.

Из всех частей тела руки кажутся самыми сложными для рисования. У нас у всех есть тёмные истории о том, как мы рисовали руки наших героев в карманах или за спиной – лишь бы только не сталкиваться с трудностью. Но, как ни парадоксально, руки – это самый доступный референс, постоянно находящийся в поле нашего зрения. С помощью небольшого зеркала и небольших усилий мы можем увидеть, понять и нарисовать руки с любой стороны и в любом положении. Единственное «но» в этой истории – то, что руки являются сложным инструментом, полным сочлененных деталей, и, рисуя их, не всегда знаешь, с чего начать.

Я сократил название пальцев до буквы и номера по порядку: большой палец – П1, мизинец – П5. Поехали.

Основы строения руки

Вот вам экспресс-строение руки (рис. слева). Голубым цветом обозначены восемь костей запястья, фиолетовым – пять пястных костей, и розовым – четырнадцать фаланг. Поскольку на данном этапе человеческой эволюции половина из упомянутых костей неподвижна, можно упростить схему (рис. справа) – это всё, что вам пока следует запомнить.

Следует отметить, что фактическая нижняя черта между пальцев, — сустав, который крепится к костяшкам, — намного ниже, чем складка кожи, которая его покрывает. Это очень важный момент, к которому мы вернемся.

Исходя из вышесказанного, простейший способ начать рисование руки – нарисовать ладонь. Ладонь по форме должна напоминать кругловатый, прямоугольный или трапециевидный стейк с закругленными углами, к которому будут крепиться пальцы.

Если у вас проблемы именно с рисованием пальцев, то представьте их как череду цилиндров. Такая простейшая форма поможет вам нарисовать пальцы под любым углом. Взгляните на рисунок: края цилиндров становятся линиями сгиба, точками, где расположены суставы.

Вот что еще важно: параллельные суставы располагаются не по прямым линиям, а, скорее, дугообразным.

Кроме того, пальцы также не прямы, а слегка наклонены в сторону пространства между П3 и П4. Следуя этому знанию лишь чуть, вы уже придадите руке естественный вид.

Не забудем и о ногтях. Нет необходимости рисовать их постоянно, лишь в случае, когда рука на рисунке близко к зрителю и нуждается в подобных деталях. Вот что нужно знать о ногтях:

  1. Ноготь начинается посредине верхней фаланги пальца.
  2. Линия, где ноготь отделяется от кожи, у разных людей расположена различно. Если линия лежит довольно низко (пунктирная линия), ногти будут казаться маленькими и широкими.
  3. Ногти не плоские. Их реальная форма напоминает черепицы, с разной степенью изгиба на каждом пальце.

Пропорции

Теперь давайте поговорим об отдельных длинах пальцев. Базовой единицей будет выступать указательный палец, П2. Итак, как же он соотносится с другими пальцами:

  1. Максимальное расстояние между П1 и П2 = 1,5.
  2. Максимальное расстояние между П2 и П4 = 1. П3 может удаляться от П2 на такое же расстояние.
  3. Максимальное расстояние между П4 и П5 = 1.
  4. Максимальный угол между П1 и П5 = 90°.

Эти величины примерны и могут варьироваться у разных людей. Отклонения от нормы, без сомнений, случаются, но если вам потребуется универсальная схема, смело воспользуйтесь этой.

Детали

Основная форма является лишь одним аспектом руки. Что насчет складок и линий? Многим новичкам с первого раза они не даются, поэтому давайте заглянем в схематический рисунок.

  1. Воображаемая внутренняя линия, идущая от запястья, отделяет П1 от остальных. Небольшая линия выдает сухожилие.
  2. Когда пальцы собраны вместе, как на рисунке, П1 прислоняется к ладони и немного прячется за неё.
  3. Длина П2 и П4 порой такая же, как и у П3.
  4. Костяшки покрыты складками эллиптической формы, на выпрямленной кисти костяшки менее очерчены. На натруженных руках костяшки более заметны даже при расслабленной руке.
  5. Складки в области суставов пальцев параллельны на внутренней стороне кисти и эллиптичны на внешней; распрямляются от натяжения.
  6. С внешней стороны кисти пальцы кажутся длиннее из-за складок кожи.
  7. Нижние складки пальцев наклонены в стороны вниз от П3.

Также, обратите внимание, что на схематическом рисунки ногти не прорисованы полностью, а присутствуют «скромными» линиями в верхних фалангах пальцев.

Складки и линии не должны чрезмерно усеивать руку, так как это старит её.

И еще о линиях:

  1. Наиболее заметными линиями на руке являются т.н. линия жизни, ума и сердца – это линии сгиба ладони. Для новичка, желающего рисовать реалистично, этих линий предостаточно.
  2. Не путайте линию жизни с контуром П1, её радиус намного больше, а верхний конец практически отмечает точку реального начала П2.
  3. Со стороны бугорок в основании каждого пальца нужно нарисовать небольшими параллельными изогнутыми.
  4. Эти линии усиливаются при изгибах.
  5. Здесь также присутствует кожная складка, которая исчезает при натяжении.

Что же мы видим сбоку?

  1. Задняя линия запястья беспрепятственно переходит в кисть, перетекая в бугорок.
  2. Часть ладони возле П1 более выпуклая, поэтому с этой точки зрения всё еще видна.
  3. С этого же угла наблюдения верхний сустав П4 отлично виден благодаря низко посаженному П5.
  4. Сбоку спереди П3 может быть не виден, или виден совсем чуть-чуть.
  5. Передняя линия запястья переходит в кисть более резко, имеется «касательная».

Также, помните, что сзади ладонь обретает другую контурную линию: от запястья к основанию П5.

Диапазон движения

Множество деталей руке даны не просто так: рука постоянно движется. Не только в практических целях, вроде удерживания кружки или стука пальцами по клавишам, но и в экспрессивных — когда нам нужно понятнее передать значение своих слов, эмоций. Итак, чтобы знать, как нарисовать руку, нужно понять, как она движется.

Большой палец и компания

Начнем же с П1, который работает отдельно от компании. Его истинное основание находится очень низко – практически, у самого запястья.

  1. В естественном, расслабленном положении между П1 и другими пальцами остается пространство.
  2. С помощью П1 можно дотянуться до основания мизинца, но у некоторых людей это требует болезненных усилий.
  3. П1 может удаляться от пальцев на расстояние ладони, и это также может вызывать болезненное ощущение у некоторых людей.

Остальные четыре пальца обладают боковым движением, а также изгибом вперед, параллельно друг другу. Каждый палец может двигаться отдельно, но некоторые движения требуют задействованности нескольких пальцев – потому что пальцы крепче связаны между собой. Например, попробуйте максимально согнуть средний палец, и посмотрите, что случится с остальными. Большой палец же является в этом плане свободным.

Когда рука сгибается в кулак, и пальцы постепенно сгибаются с ней, вся кисть будто стремится обнять шарообразную форму. С увеличением изгиба воображаемый шар становится все меньше.

Когда кисть выпрямлена, пальцы могут лежать на одной прямой с ней, или слегка приподниматься назад , — смотря, насколько она гибкая. Если на пальцы надавить, можно максимально отогнуть их назад на 90°.

Отдельно рассмотрим кулак:

  1. Складки сомкнутого пальца образуют крест.
  2. Вторая складка пальца заметно удлиняется.
  3. Складка кожи большого пальца, который является отдельным от остальных пальцев, слегка закрывает кончик указательного пальца. Вы можете нарисовать указательный палец неприкрытым этой складкой, как и в реальной жизни, можете выдвинуть поверх этой складки, но вы вряд ли так сделаете при естественной надобности.
  4. Костяшка П3 – самая высокая, и остальные костяшки отклоняются вниз в стороны от неё. Таким образом, с обратной стороны (не с передней) можно наблюдать параллельные линии пальцев.
  5. Складки П5 также образуют крест.
  6. П1 сгибается так, что его последняя фаланга видна «сверху».
  7. Здесь кожа немного выпирает.
  8. В кулаке костяшки выпирают достаточно, чтобы рисовать их как «скобки».

Кисть как единое целое

Когда рука расслаблено направлена вниз, пальцы слегка согнуты, когда расслаблено направлена вверх – пальцы согнуты чуть более, благодаря гравитации. В обоих случаях П2 остается самым ровным из согнутых, остальные чуть более согнуты в сторону П5, который имеет наибольший сгиб. Таким образом, видя руку сбоку спереди в расслабленном состоянии, в зазоре между П1 и П2 будут видеться еще 2-3 пальца.

Вот еще один способ придать руке естественность. Мизинец очень часто бессознательно «оттопыривается», а П2 и П3 или П3 и П4 всегда работают попарно. Иногда в паре остаются П4 и П5 – но очень редко, в расслабленном состоянии.

Пальцы не одной длины, они представляют собой градацию. Таким образом, когда рука хватает что-либо, наиболее заметно окружает объект П3, а П5 еле заметен.

При удерживании карандаша или ручки П3, П4 иП5 сгибаются обратно к ладони (проверьте). Если нужно применить больше давления, то П3 возвращается и участвует в процессе. При максимальном давлении пальцы направлены так, как показано на схеме.

Как вы уже заметили, рука и кисть руки отлично сложена, у каждого пальца практически своя жизнь, и именно поэтому рисование рук приводит новичка в тупик. Теперь, когда нам известны подробности строения, есть вероятность впасть в другую крайность – слишком рационально подходить к рисованию рук. В результате руки будут акцентированы больше чем остальное тело, станут такими же многозначительными, как и глаза, и это может иметь положительный эффект, но не всегда. Иногда достаточно изобразить их простыми, но правдоподобными. Для этого можно воспользоваться эмоциональной жестикуляцией (с которой легко переборщить) или применить естественное, небрежное положение – в обоих случаях вы можете понаблюдать за движением рук знакомых или простых прохожих. Вот несколько примеров жестов:

Следует отдать должное жестикуляционной специфике, например: профессиональные бойцы сгибают руку в кулак, принудительно держа пальцы параллельно друг другу, иначе при ударе они могут повредить свои суставы.

А руки бывают разные

Строение рук индивидуально, как черты лица. Мужские руки отличаются от женских, молодые от старых, и так далее. Ниже приведены несколько классификаций, но они не охватывают всего спектра разнообразия рук. У руки может быть характер – и это подходящее слово, когда речь идет об их различиях. Как бы вы описали руки, которые видели сегодня? Нежные, неотёсанные, влажные, сухие?…

Формы рук

Различие в пропорциях пальцев и ладони:

Формы пальцев

И ногти различны у разных людей! Даже при одинаковом размере ногтевой пластины можно применить желаемый маникюр.

Простое упражнение

Взгляните на руки – свои и людей вокруг себя. Как расположены пальцы? Как меняются их линии при различных жестах? Как выглядят мужские руки на фоне женских? Чем отличаются руки твоей бабушки от твоих? Можете ли вы узнать своих друзей по их рукам? Сделайте много быстрых скетчей рук, которые увидели в жизни или которые заинтересовали вас на фото и видео. Не переживайте из-за пропорций, просто ловите их выражение.

Нарисуйте собственные руки в различных положениях, с помощью зеркала, с разных ракурсов, всегда начинайте с простейших форм. Также можете делать энергичные наброски, а потом дорисовывать детали. Не гонитесь за подробностями, ищите широкие, простые формы.