Художник Сандрин Моги показывает, как проработать детали и передать точные цвета в этом ботаническом рисунке.
1. Сделайте эскиз
Я начала с того, что зарисовала орхидею в свой альбом для набросков. Мне хотелось запечатлеть каждую особенность этого растения: цветки разной степени открытости, малиновые бутоны, стройный стебель и листья, похожие на острые лезвия. Я добавила цвета, присутствующие в моем объекте, к которым собралась обращаться в дальнейшем, когда буду делать тени. Затем я перенесла рисунок на лист белой плотной бумаги.
2. Смешайте гармоничный серый
Тени были написаны по-мокрому в технике гармоничных теней, которая состоит в том, чтобы использовать серый, смешанный из трех основных цветов, которые будут в работе. Красный здесь — антрахиноидный красный, синий — негранулированный виндзорский синий (красный оттенок) и желтый — гуммигут новый. Я написала желтые пятна на основаниях лепестков, чтобы потом случайно не перекрыть их темными тенями.
3. Варьируйте насыщенность теней
Перед тем как перейти к цвету, я написала тени по всему рисунку, используя замешанный мной серый цвет, но с разной степенью густоты. Для бутонов понадобилась более темная версия цвета, потому что в результате они должны быть темно-малиновыми. На лепестках тоже нужно было сделать тени, но более светлые, чтобы желтый слой оставался ярким, поэтому для них я использовала более разведенную версию серого цвета.
4. Тени на листьях
Я написала тени на листьях по-мокрому тем же самым цветом, который смешала для цветов. Работая по-мокрому важно следовать текстуре модели. На листьях этого онцидиума — очень заметные и жесткие продольные прожилки. Поэтому и тени я написала на листке продольно, нарисовав линии от основания до кончика, тем самым создав намек на текстуру.
5. Выбирайте цвета вдумчиво
Я выбрала несколько красных красок, чтобы выразить его оттенки, присутствующие в моем объекте. Основным — антрахиноидный красный, бархатистый холодноватый цвет, который я очень люблю; его можно заменить ализариновым красным, но второй несколько менее насыщенный. Для красно-оранжевых тонов подойдет виндзорский красный, а фиолетовый перилен — в самых глубоких тенях. Для того, чтобы передать мадженту, подойдет красно-фиолетовая краска.
6. Защитите свой рисунок
Я нарезала несколько кусков прозрачного пластика и закрыла ими те места, над которыми я в данный момент не работаю. Продвигаясь в работе, я передвигаю их и приклеиваю скотчем друг к другу. Так можно избежать случайных брызг или смазанностей. В верхнем левом углу пластика отражается то самое живое растение, которое я изображаю.
7. Покрасьте тени
Тени были постепенно покрыты несколькими слоями цветов. Один из цветков я проработала дальше, чем остальные, чтобы, даже когда растение начнет увядать, мне было на что ориентироваться. Правда, в конце концов мне пришлось использовать два разных растения, купленных с разрывом в пять недель.
8. Добавьте слои
На этом этапе у бутонов и верхнего цветка есть только один слой поверх теней, написанный по-мокрому, чтобы переходы оставались мягкими. На левом центральном цветке — два слоя, на нижнем левом — четыре. Правый нижний цветок уже завершен; а в правом верхнем, что виден с тыла, на лепестках чуть больше мадженты.
9. Раскрасьте бутоны
Бутоны были написаны по-мокрому. Сначала я нанесла немного антрахиноидного красного, формируя от кончика к основанию текстуру сложенных лепестков и стараясь не затемнить самые светлые места. Когда первый цвет высох, я нанесла новый слой, снова по-мокрому, на этот раз красно-фиолетовой краской. На бутоне, что побольше, виден еще один слой сверх того — фиолетовый перилен, его еще предстоит нанести на более маленький бутон.
10. Сотрите карандаш
Я дала полотну как следует высохнуть за ночь и на следующее утро, прежде чем приняться за работу, стерла все карандашные линии. Я использовала для этого ластик-клячку, потому что он мягче, чем обычная стерка. Я вскрыла и немного сдвинула его прозрачную упаковку, но равно настолько, чтобы было удобно за нее ухватиться, так как ластик очень липкий. Затем я аккуратно стерла линии по всему рисунку краем ластика.
11. Выделите жилки
За основу был взят травяной зеленый, смешанный с виндзорским синим (красный оттенок), с капелькой мадженты на нижней стороне и лимонным желтым — на верхней. Прожилки, следующие продольной текстуре жилок в листьях, были написаны по-мокрому. Затем я выжала кисть, вытерла ее сухой тряпочкой и провела ей линии по краям зеленого, чтобы слой не растекался.
12. Пятно цвета
Для того, чтобы сделать пятно красного и чтобы оно плавно смешалось с остальными цветами, я намочила весь лепесток. Тем не менее, желтый центр был оставлен сухим, потому что им с красным смешиваться как раз не надо. Остальная часть желтого слоя будет проступать через красный, придавая ему оранжевый оттенок.
13. Добавьте рефлексы
Рисовать стебель перед листом может быть затруднительно, потому что они одного цвета. Для того, чтобы различить их, я затемнила лист за стеблем, там, куда тот отбрасывает тень. Также я сделала рефлекс на левой части стебля, так, что светлая его часть оказалась как раз напротив темной части листа. С правой стороны стебля тоже светлый край, потому что источник света находится справа.
14. Естественное завершение
Верхняя и нижняя части листьев выполнены в слегка различных цветах. Нижние части — синее и темнее, верхние — желтее и светлее. Я сделала меньше слоев на верхних частях, а в конце добавила на них полупрозрачный слой лимонного желтого. Все это было написано по-мокрому крупной кистью, чтобы сохранить неправильность и легкую шероховатость, и чтобы листья выглядели естественно завершенными.
15. Сделайте узоры
На нижнем лепестке открытого цветка есть несколько видов текстур. От центра к краям по жилкам и складкам идут темно-бордовые полоски, заканчивающиеся не достигая края. Между линиями до конца краев идут красные пятнышки: светлее линий, но выделяющиеся на фоне более светлых лепестков.
16. Красные пятнышки
Я разметила линии бледным фиолетовым периленом. Как только получившийся узор меня устроил, я усилила эти линии, добавив еще того же цвета, работая сухой кистью, чтобы они не растекались. То же самое я повторила с пятнышками, только взяла антрахиноидный красный с винздорским красным. Как только они высохли, я сделала сверху новый слой большой мягкой кистью, обмакнутой в чистую воду, чтобы узор влился в текстуру.
17. Завершите прожилки
Последними штрихами на листьях мы акцентируем жилки. Я выбрала несколько случайных жилок, до этого написанных по-мокрому, чтобы сделать текстуру частично более заметной, но не перестараться в этом. Следующий слой был сделан по-сухому и сразу же покрыт сверху слоем чистой воды, чтобы прожилки влились в структуру листьев. Цель была не выделить каждую отдельную жилку от кончика до основания, а акцентировать некоторые из них, чтобы показать текстуру.
18. Завершающие штрихи
В последнюю очередь я взялась за сердцевинки цветков. Точные детали их сложной структуры надо делать сухой кистью. Сердцевинки рыльцев были сделаны смесью, приготовленной для теней. Я добавила немного перманентного красно-фиолетового, потому что сердцевники не чисто белые, но с розоватым оттенком. К желтым пятнам добавила красные линии.