Марк МакДоннелл: Важно правильно подобрать позу

Это моя свежая журнальная статья. В ней приводятся примеры на тему важности динамичных и экспрессивных поз.

Создание динамичной и экспрессивной позы — расширение границ человеческой (или животной) физики. Это дается гораздо легче, если вы понимаете анатомическое строение тела. Многие художники посвящают всю жизнь выяснению механики тела и того, как «человеческая машина» реагирует на различные воздействия. Вся жизнь может уйти на доведение до совершенства механики телодвижений и достижение понимания, как все «кусочки» складываются в «пазл». Знание всех этих премудростей поможет вам при работе в анимационных студиях и индустрии развлечений.  Это так же важно, как понимание человеческой (животной) формы.

Изучайте человеческое тело и постоянно практикуйтесь до тех пор, пока у вас не вырастет длинная седая борода. Прям как у тех великих личностей, что были до нас. (Дамы, за отсылку к бороде простите.) Все они (Микеланджело, Рембрандт, Рафаэль, Пармиджанино и бесчисленное множество других) прожили свою жизнь, накапливая знания о человеческом теле и расписывая высокие своды, религиозные и культурные учреждения.

Вот такие эскизы я набросал на днях.

Однако вот эти мне кажутся более осмысленными.

Вы всегда должны помнить о сюжете, когда делаете наброски. Представление же о том, что думает человек, персонаж или животное, позволит вашей работе выделиться среди остальных, на которые вы можете наткнуться в блогах, портфолио или на  веб-сайтах, серфя инет в поисках источников вдохновения.

Как вы видите, скетчи на втором рисунке дают вам не только информацию о том, как освещена фигура. В них читается определенное состояние. Задумавшись над тем, что первой женщине больно, вторая чем-то обеспокоена, а третья кричит что-то конкретное, вы не только лучше поймете позу, но и увидите историю, за ней скрытую. Размышляя подобным образом, вы делаете первый шаг на пути создания динамичных и содержательных скетчей, которые в итоге будут отобраны для создания персонажа.

Вы, конечно, можете и без этого получить прекрасного героя, на которого положена невероятная и драматичная светотень, предполагающая, что он стоит на поле боя, усыпанном телами воинов, павших у его ног. Но, скорее всего, он выйдет безжизненным и неинтересным. А все из-за нехватки динамичности и экспрессивности.

Давайте начнем с примера людей, ждущих автобус.

Сперва запомните, вооружиться верным скетчбуком и наблюдать за жизнью — так же важно, как остро заточенный карандаш или стилус.

(Пожалуйста, имейте в виду, что я художник, который в основном работает в анимационной индустрии. Поэтому я перво-наперво проникаюсь характером и ищу позу, которая бы лучше демонстрировала действие и черту характера, которую проявляет персонаж.)

В примере «А» пожилой мужчина ждет автобус, надеясь благополучно добраться до пункта назначения.

Будучи дизайнером персонажей и художником по визуальной разработке, меня заботят не только черты характера, но и форма персонажа, как она будет читаться на расстоянии. Это то, что надо всегда учитывать, когда скетчишь.  Будут успехи и неудачи, но не забывай держать в голове целый силуэт и думать о том, будет ли читаться поза и как она будет восприниматься. Все это нужно для того, чтобы при изображении людей было понятно, кто они и что делают. Чем отчетливее вы это передадите, тем лучше. Вот почему экспрессивность в позе так важна и необходима в анимации и индустрии развлечений.

Иногда, например как в случае с пожилым мужчиной, в изображении человека больше необходима нежность, нежели самоуверенность. Знание, когда и что использовать, так же важно, как рисование само по себе. Вы видите, что пожилой мужчина немного не собран и не так уверенно стоит, как некоторые другие персонажи, ждущие автобус. Широко расставленные ноги, устойчивая позиция обеспечивают лучшее распределение веса.

  • В примере «B» мы видим, как женщина наклоняется вперед в надежде увидеть за углом долгожданный автобус. Она держит руки за спиной, демонстрируя свое нетерпение, причиной которого может быть то, что она опаздывает на важный прием.
  • В «C» по позе женщины видно, что она более агрессивно настроена. То, как женщина стоит, напоминает позу стражника. Широко расставленные ноги придают устойчивость ее положению.
  • В «D» девушка замкнута, углублена в себя. Она скрестила руки. Ее поза уравновешена, но говорит о том, что девушка готова в любой момент сорваться с места, если в этом возникнет необходимость.
  • В «E» и «F» видно, что эти двое — пара из окрестностей Голливуда. О том, что они вместе, позволяет предположить их близкое расположение друг к другу и схожий внешний вид. Девушка встала так, чтобы хорошо выглядеть, в то время как поза мужчины больше напоминает позы остальных персонажей. Он готов ко всему, что встанет у него на пути, в стремлении защитить свою девушку. Его поза схожа с позой в примере «C».

Посмотрите на следующий рисунок. На нем представлено множество примеров различных телодвижений (кликните на картинку, чтобы увеличить ее. — Прим. пер.).

Применяя подход к рисованию скетчей при рисовании с натуры, вы сделаете ваши работы более понятными и жизненными. Обратите внимание, определенные ситуации требуют более динамичные, напористые позы, в то время как другие — более нежные. Это наглядно представлено на рисунке с людьми, ждущими автобус. Вы можете сделать силуэт в целом более драматичным или нежным. Это придаст позе экспрессивности и динамичности, чего вы не сможете достичь, просто копируя то, что видите перед собой. Привнося в эскиз то, о чем думает персонаж, вы делаете его уникальным, не похожим на остальные.

Независимо от того, рисование ли это фигуры, дизайн персонажа, концепт-дизайн, дизайн фильма или что-то в этом роде, всегда помните: самое главное — поймать «искру жизни». Рисование фигуры — потрясающий и нескончаемый источник вдохновения. Он бесконечен, потому что вы будете практиковаться до тех пор, пока вам будет интересно экспериментировать с позами.

Есть одно хорошее правило, которому следует придерживаться, — изображать черты лица стоит в самый последний момент. На мой взгляд, поза должна говорить сама за себя. Выражение лица должно быть подобно глазури для торта — последним штрихом.

Посмотрите на следующие скетчи, чтобы увидеть подход к изображению жестов, прочувствуйте позу и, что более важно, поймите характер, передаваемый с помощью позы.

В скетчах балерины видно, что придание позе большей динамичности и экспрессивности позволяет вам лучше передать характер персонажа и вдохнуть в него “искру жизни”. Такой подход к рисованию набросков используется в анимации, при создании иллюстрации, дизайне фильма, в раскадровке, концепт-дизайне, при визуальной разработке, дизайне персонажа
и т. п. Это начало всего. Это то, с чего следует приступать к работе и чем стоит ее завершать. То, что не должно быть забыто в стремлении побыстрее закончить начатое.