Человеческие руки – это одни из самых сложных для рисования части тела. Они способны принимать различные положения и, таким образом, выражать различные эмоции. И мультипликация – не исключение. Мы должны уметь изображать их под различными углами, чтобы они казались более динамичными и привлекательными для зрителя.
Что вам нужно знать
Несколько раз люди спрашивали меня в комментариях о том, как мне удается рисовать персонажей в разнообразных позах и выражающими различные эмоции. Все дело в том, что, практикуясь, вы начинаете развивать собственный стиль рисования и используете свои выработанные шаблоны. Шаблоны – это и есть те позы и экспрессия, которые вы изображаете наиболее часто. Также как вы постоянно рисуете одну и ту же прическу или одежду, ведь они удаются вам больше всего. Это гораздо более распространенная вещь, чем вы считаете — профессиональные художники все время так делают!
Но реальность такова, что делать то же самое с руками очень сложно! На голове, например, есть только одна движущаяся часть – это челюсть. Мы можем изменять выражение лица, но наши глаза, нос и рот всегда остаются на своих местах (по крайней мере в реальной жизни!). Но в случае с руками все иначе. В каком бы направлении вы не двигались — они полностью меняются. На самом деле, вполне вероятно, что в сцене диалога вы изменяете лишь небольшую часть мимики и движений рук персонажа в различных ракурсах.
Итак, целью этого урока будет перенесение реальной руки в мультипликацию. Мы не будем пытаться выучить названия всех костей и мышц руки, а постараемся найти простой и эффективный способ рисования рук.
1. Рука в самой упрощенной форме
Эй, мам! Я в Интернете!
Рука состоит из множества различных костей, особенно пальцы. Это означает, что они имеют разные размеры и могут сгибаться в различных направлениях. Поэтому вы должны знать как нарисовать руку в упрощенной форме и научиться видеть ее в виде «конструктора», состоящего из нескольких основных частей. Итак, давайте разделим руку на блоки:
Шаг 1
Начнем с тыльной стороны руки, нарисуем ее в виде слегка вытянутого полукруга:
Шаг 2
Теперь нарисуем треугольник, который прикрепляется к заготовке сбоку:
Спокойно: мы рисуем не чашку чая!
Шаг 3
Над треугольником рисуем фигуру, напоминающую кончик ножа.
Шаг 4
Пришло время пальцев. Скопируйте форму из шага 1, но в перевернутом виде. Таким образом, мы завершили «конструктор руки»:
Шаг 5
Великолепно! Теперь дополните рисунок тонкими контурами:
Линия пальцев более тонкая и нужно быть аккуратным, проводя линии в центре руки.
Заметьте, что форма пальцев неодинакова, они отличаются по размеру.
2. Упрощаем ладонь
Ладонь руки содержит некоторые дополнительные детали, о которых нам нужно знать. Давайте посмотрим на них:
Шаг 1
Еще раз нарисуем наш первый шаблон-конструктор:
Шаг 2
А теперь добавим кое-что новое – ладонь несколько более сложная по форме. Она может иметь разный рисунок, мы должны учитывать это. К счастью, сейчас мы изображаем лишь простые формы, которые должны нам помочь:
Шаг 3
Наконец, мы можем добавить контуры и закончить набросок еще парочкой деталей.
Заметьте, что мы закончили набросок тонкими, изогнутыми линиями. Представляйте себе ладонь как изящную скульптуру.
Ладонь в профиль
Когда мы смотрим на ладонь сбоку, то можем увидеть выпуклость мышцы большого пальца.
Чем более мультяшен ваш стиль рисования, тем больше линий и форм будут сглажены и упрощены. Существуют несколько шаблонов, которые помогли мне понять, что руки также могут быть нарисованы при помощи простых форм. Важно помнить, что вы ищете свой собственный стиль, который выразит индивидуальность и динамику ваших рисунков.
3. Больше форм и объема
Итак, вы же не можете рисовать плоскую ладонь до конца ваших дней, верно? Чтобы сделать руку подходящего объема, просто используйте технику, представленную ниже, но измените ракурс! Потренируйтесь с этим приемом до тех пор, пока не почувствуете себя уверенно в процессе рисования.
Чтобы сформировать пальцы, вы должны думать о них как о соединенных цилиндрах. Этот прием обычно помогает нам нарисовать пальцы под различными углами, поскольку упрощает нам построение перспективы.
Рука или робот?
Форм, которые может принимать рука – бесконечно много: одни, когда она открыта, и совсем другие, когда она закрыта! Это происходит, когда мы держим в руке какой-то объект, заставляя руку приспособится к его форме.
Давайте научимся рисовать кулак. Этот процесс несколько отличается от предыдущих, но вы увидите, что все сводится к упрощению на основе геометрических фигур.
Шаг 1
Во-первых, мы начнем с упрощенного изгиба мизинца, сделаем его в форме буквы «у».
Шаг 2
Мы заворачиваем палец в форму как на рисунке ниже. Обратите внимание, нужно выделить кривую, которая идет от мизинца к запястью.
Шаг 3
Продолжаем рисовать пальцы в перспективе. Сейчас мы нарисуем только три пальца. Я объясню это позже.
Шаг 4
Наконец, мы рисуем большой палец и восходящую кривую снизу.
Шаг 5
Хорошо! За несколько шагов мы заключили наш простой рисунок внутрь геометрических фигур. Обратите внимание, что его общая форма может быть выражена при помощи блоков различных размеров.
Видите, мы можем провести контур кулака, используя несколько блоков в перспективе.
Стараться упростить все формы, которые могут принимать руки с помощью различных приемов, несколько утомительно. Так что просто помните о том, что истинный секрет – это упрощение того, что мы видим в реальности.
Посмотрите на это с другой стороны: надо упрощать.
4. Классная четверка
Обычная практика – рисовать четыре пальца на руке мультипликационных персонажей. Эта техника, кроме того, что она придает динамику персонажам, также облегчает художнику жизнь – потому что становится меньше деталей, о которых стоит беспокоиться.
Руки с четырьмя пальцами разных размеров и стилей: «Будь проще!»
Все ваши знания о рисовании руки с пятью пальцами вполне могут быть перенесены на руки с четырьмя. Вам нужно лишь приспособить их для достижения наилучшего результата.
Другая деталь связана с кончиками пальцев. В мультипликации, они более округлые и гибкие, динамичные и интересные. Создавая персонажей, попытайтесь изображать руки так, как если бы они тоже были персонажами!
Вы чувствуете характер в этой руке?
Есть другая хорошая причина для того, чтобы рисовать руки с четырьмя пальцами. Вы можете делать их больше и, соответственно, более выразительными! Несколько известных персонажей извлекали пользу от использования этого приема: Симпсоны, Багз Банни, Флинтстоуны и Микки Маус.
Секрет мизинца
Один из главных секретов при рисовании мультяшных рук – это правильное использование мизинца! Если вы разместите его в положении, отличном от других пальцев, то избавитесь от скучного вида ваших рук.
Мизинец в этой сцене нарисован как бы отдельно от других пальцев. Обратите внимание, как вы придаете значение действию в этой сцене, направляя внимание зрителя к главному объекту – и даете больше информации о личности персонажа.
5. Поговорим с рукой
Если мы хотим увеличить интенсивность эмоционального переживания в мультфильме, то руки будут иметь огромное значение! Посмотрите на рисунки ниже: как руки пытаются отслеживать (и усиливать) мимику и выразительность тела персонажей.
- «У меня отличная идея!»
- «Как я выгляжу, дорогая?»
- «Я не верю… Оскар мой!»
- «Не понимаю… он только что был там!»
- «Аай! Голова болит!»
Руки также имеют свою собственную личность, и это достаточно странно! Кроме того, что они дополняют выразительность лица и тела, они также могут самостоятельно выражать чувства!
Вы чувствуете притягательность жестов выше?
В любом случае, много раз вы встретитесь с ситуацией, где ваши руки будут играть неуловимую роль в композиции. По этой причине они представляют собой второстепенный показатель основного действия. Персонажи в динамичных сценах больше склонны к преувеличениям, чем персонажи в спокойной обстановке.
Обратите внимание на утонченность движений в драматичной сцене. Здесь нет места преувеличению. Руки должны отражать чувства персонажей – это наиболее сложный для создания тип рисунка.
6. Тест на знания
Я подготовил небольшое задание, чтобы увидеть, насколько вы наблюдательны. Проанализируйте рисунки ниже и постарайтесь идентифицировать чувства, которые выражают руки. Сможете угадать их все?…
Сможете угадать чувство, которое пытается изобразить каждая рука?
Поднимите руку!
Теперь вы знаете все секреты рисования мультяшных рук, мои поздравления!
Хотя руки это действительно самая забавная часть тела, рисовать их в любом стиле – остается непростой работой. И только практикуясь вы сможете обеспечить себе хороший результат. Даже если вы сосредоточены на мультипликации, приобретите книгу по анатомии, которая поможет вам понять как работают мышцы и кости рук, хотя узнавать все об этом – необязательно. Вам нужно лишь понять как ведут себя руки в движении. Помните, что выразительность персонажа гораздо более важна, чем то, что у него под кожей.
В качестве последнего совета, когда вам нужно нарисовать руки, используйте зеркало, поставленное перед собой; или смотрите на свою вторую руку – которая обычно не используется при рисовании (если конечно вы не рисуете ими обеими!).