Как правильно использовать референсы: 8 важных советов

Фото-референсы могут быть очень полезны, если использовать их правильно. Как именно - обсудим в этой статье.

Если вы художник (в особенности, цифровой), вам, наверняка, приходится использовать в работе референсы. Это вполне обычная практика в нашей профессии. Безусловно, каждый проект индивидуален, но некоторые универсальные советы по работе с референсами всё же есть.

Мне, на протяжении своей карьеры посчастливилось работать в основном с натуры. Это дало мне понимание, как сильно камера искажает реальную картину. Фото-референс может быть очень удобен. Но в той же мере он может и навредить, если вы не знаете, как компенсировать недостатки того или иного фото. Об этом мы здесь и поговорим.

01. Не стоит копировать референс в точности

Не срисовывайте с фото каждый пиксель.

Это, наверное, самый важный совет. Всегда велик соблазн скопировать всё точь-в-точь. Не забывайте, что предмет на фотографии выглядит не так, как в реальности. Референс нужен, чтобы узнать пропорции, размеры, форму и цвет. А для хорошего результата, скорее всего, придется от него отклониться. В большей или меньшей степени.

02. А так ли необходимы фото-референсы?

Спросите себя, действительно ли вам так необходим референс?

Простой вопрос: вы используете референсы всегда, по привычке, или только когда без них не обойтись? Работа с натурой даёт вам более реалистичный и эффективный результат. Да, это не всегда возможно, но главное чтобы использование референсов не становилось безусловным вариантом. Если вы можете положить перед собой предмет и рисовать его без рефа — так и делайте!

03. Снимайте сами


Если это возможно, сделайте фото-референс самостоятельно.

Вы можете делать фото сами. Каждый проект требует чего-то большего, чем копия готового референса. Заманчиво просто найти более-менее подходящую картинку в интернете. Но это вряд ли будет то, что вам нужно. Если есть возможность, лучше потратьте время и сделайте хороший снимок самостоятельно.

04. Обращайте внимание на «странные» детали

Смотря на фотографию, мы спокойно воспринимаем всё, что на ней изображено. И не вдумываемся во все детали, ведь фото — это задокументированная реальность, не так ли? Но художник должен замечать то, что будет резать глаз при переносе на холст или бумагу. Искаженная перспектива, ракурс, неправильное освещение или артефакты линзы — все это может проявляться на фотографиях. Такие проблемы исправляются при рисовании, главное знать о них.

05. Избегайте переэкспонированных фото

Переэксонированные снимки скрывают некоторые изъяны на лице, но мешают видеть формы.

Я часто вижу, как художники используют в качестве референсов фэшн-фотографии или другие профильные виды фото. Такие снимки не показывают то, что нужно художнику. К примеру, фэшн-фотографы умышленно сбивают тени на лице, чтобы показать модель в «глянцевой» манере. Это скрывает некоторые изъяны, но мешает видеть формы.

06. Освещение, освещение и ещё раз освещение

Освещение на референсе — самый важный аспект для художника.

Это самый важный аспект для художника. Чтобы понимать форму и фактуру того, что вы рисуете, нужно правильное освещение. Свет и тень должны быть четко видны и понятны. Простое прямое освещение легче передать в работе.

07. Резкость

Переходы на фотографиях обычно резче, чем в реальности

Переходы на фотографиях (без использования фильтров) обычно резче, чем в реальности. Например, плавный переход от света к тени на щеке модели, на фото зачастую выглядит намного более жестким. Рисуя с референса, помните, что в природе почти не бывает резких переходов. Иначе, ваша картина будет выглядеть плоской и нереалистичной.

08. Фотография искажает цвета

Искажения цвета на фото могут сильно варьироваться

Думаю, каждый делал снимки с неправильным балансом белого и обнаруживал, что всё фото отливает синим или оранжевым. Искажения цвета могут очень сильно варьироваться. Лучший способ борьбы с этой проблемой — наблюдать за объектами вживую, собирать как можно больше различных референсов или на время работы с цветом отложить референс в сторону.