Как сделать свой арт-проект более увлекательным: советы по необычному применению художественных материалов для студентов (Часть 1)

Порой рутина затягивает даже самых способных студентов художественных ВУЗов. Если работа над вашим курсовым проектом кажется вам унылой, однообразной и попросту скучной, вы можете обернуть ситуацию в свою сторону, поэкспериментировав с материалами, приемами и техникой рисунка (список идей, приведенных ниже, так же идеально подойдет для учебных скетчбуков). С одной стороны, важно помнить, что художественные материалы стоит использовать в той манере, в которой они смогут наилучшим образом подчеркнуть вашу идею, в то же время щепотка непредсказуемости и умения мыслить за рамками еще никогда ни кому не помешала.

Рисуйте на чем-нибудь интересном

Я вновь и вновь вижу студентов, которые рисуют только на обычных белых листах чертежной бумаги и ни на чем больше. В смысле, нет ничего плохого в том, чтобы на них рисовать. Бывают наборы бумаги – особенно те, в которых бумага толстая, плотная и не меняет форму от воды – одно удовольствие. Иногда достаточно тонкой, папиросной бумаги (которая деформируется от любого соприкосновения с влагой). Однако зачастую экспериментирование и творческий подход к художественным материалам дает значительные преимущества. Вы сможете испытать радостное чувство – удивительное эстетическое открытие – которое приходит тогда, когда вы рисуете на чем-то неожиданном: на поверхности со своей историей, которая привносит в рисунок свои краски, текстуру, неровности и шероховатости, присущие только ей.

«Чайные чашки» Хуана Гриса: выполнены в смешанной технике поверх коллажа из окрашенной бумаги. Форма кусочков бумаги не случайна, она имитирует угловатую форму стола и складки скатерти.

Рисуйте на цветной бумаге

Самое простое, с чего вы можете начать, так это с использования бумаги других цветов.Подберите такие оттенки, которые органично впишутся в ваш курсовой проект (к примеру, кремовые цвета, все оттенки коричневого, серого и черного гораздо вероятней подойдут, нежели ядовитый розовый).

На бумаге темных оттенков хорошо рисовать светлыми красками; бумага средних тонов (те, что не очень темные, но и не слишком светлые) также прекрасно подойдут. Как на картине Хуана Гриса, приведенной выше, или же в работе ниже, выполненной тушью, оттенок бумаги служит полутоновой основой; свет и тень добавлены в тех местах, где необходимо (таким образом очень просто достичь эффекта объема).

Монохромная картина выполненная на фактурной бумаге. Серая бумага служит средним тоном (автор – Амирия Робинсон).

Рисунки выпускников художественных школ: черно-белый рисунок на серой бумаге, выполненный Джорджией Шаттки и картинка Никау Хиндины написанная белым мелом на черном холсте.

Используйте фактурную бумагу

Существует огромное количество видов бумаги с различной текстурой. Некоторые сделаны на станке, при помощи пресса с равномерной сеткой из выпуклостей и желобков; другие выполнены вручную из кусочков волокна, нитей, ткани и других материалов, внедренных в целлюлозное волокно. Если у вас нет такой бумаги под рукой, то вы без труда сможете ее найти или сделать сами. Разорвите какую-нибудь упаковку или разложите выброшенную бумагу. Используйте любые обрезки, которые сможете найти и рисуйте на них, или же разрезайте, рвите и приклеивайте на холст.

Самодельную бумагу можно наклеить на холст и красить поверх нее. Используя технику работы сухой кистью, вы сможете подчеркнуть фактуру бумаги (к примеру, как на картине Амирии Робинсон слева). Фрагмент художественного альбома справа, принадлежащего Никау Хиндине, был создан путем сворачивания и склеивания нескольких видов фактурной бумаги вместе. Бумажные отрезки были смяты и согнуты, затем по ним прошлись красками, чтобы подчеркнуть сгибы.

Откройте для себя живописные качества кальки

Многие люди не осознают того, что калька подходит не только для создания копий – это прекрасная поверхность для рисования сама по себе (взгляните на примеры, приведенные ниже, написанные Дебби Каспари и Мерседес Бальярда). Кальку можно использовать, чтобы создавать прозрачные слои или ее можно наклеить на оклеечную бумагу (будьте аккуратны, когда будете клеить, так как многие виды кальки сильно рвутся от контакта с влагой). Блестящие поверхности создают богатые, глянцевые изображения, которые любят смазываться и пачкать ваши руки. Перматрейс – толстая, водостойкая чертежная пленка – особенно будоражит воображение: она дает потрясающие результаты в сочетании с тушью.

Рисование по кальке: прекрасное изображение птицы слева, созданное Дебби Каспари, было доведено до совершенства, используя несколько слоев кальки, которые проглядывают из-под финальной работы. Изображение цветка справа – один из представителей изящных полупрозрачных работ Мерседес Бальярда.

Используйте порванную, мятую, согнутую или запятнанную бумагу и салфетки

Тонкую бумагу можно смять и приклеить на холст (придавая ей нужную форму), чтобы создать текстурную поверхность для дальнейшей работы с красками. Что касается других фактур, то ее структуру можно подчеркнуть при помощи сухой кисти, делая сеть складок еще более выраженной.

Мира Робинсон использовала тонкую мягкую бумагу для создания возвышенностей и впадин на созданном ей пейзаже.

Рисуйте и пишите на узорчатых и рельефных обоях и других декоративных поверхностях

Внедрять текстурные элементы следует с осторожностью; узор может начать доминировать в вашей работе, перетягивая на себя внимание. Однако, если выбрать подходящее изображение, текстура способна стать прекрасной основой для рисунка или коллажа.

Рисунок китайской тушью на фактурной бумаге с ярко выраженным узором был частью курсового проекта выпускника художественной школы, Маниши Мистри.

Внедряйте газетные вырезки

Если вы решите поэкспериментировать с газетной бумагой, то помните, что текст становиться частью вашей работы; так что такое решение должно быть заранее спланированным и обдуманным. Если слова хорошо читаются, смысл, заложенный в них, должен быть подходящим, или, как минимум, не должен отвлекать.

Рассмотрим, для примера, картины Джоната Дерби:

Работы Джонатана Дерби часто отражают проблемы гуманизма, выраженных в образах ранимых детей. На этой картине(увеличенные фрагменты приведены справа) газетная бумага использована очень удачно, это создает образ ребенка, теряющегося на фоне окружения, созданного буквами, брошенного. Красота и невинность ребенка вступает в контраст с грязным, печальным окружением.

Рисуйте на книжных страницах, кусочках макулатуры и других поверхностях с текстом

Многие художники достигли популярности, рисуя на материалах, покрытых текстом.

В качестве примера можно рассмотреть работы Марка Пауэлла и Паулы Свишер:

Художник Марк Пауэлл создал серию удивительных рисунков, выполненных шариковой ручкой на конвертах и других найденных им материалах.

Рисунки птиц на книжных страницах Паулы Свишер стали вирусными в интернете – их любят во всем мире. Обратите внимание на то, как некоторые части фона были выделены синей тушью, чтобы подчеркнуть связь с оперением птицы и сбалансировать рисунок.Посмотрите также на то, как окружность перекликается с округлой формой птицы, которая расположена прямо под ним. Другими словами, книжная страница является продуманной частью композиции – это не просто текстура, которую используют, чтобы потом забыть.

Рисуйте на картоне

В то время как ДВП и строительный картон являются прекрасными картинами для живописи, однако работы, принимаемые на Международном кембриджском экзамене имеют ограничение по весу. В таком случае, обычный картон послужит прекрасной заменой. Этот материал может послужить прочной основой для картины, а его обрезки, приклеенные на холст, могут создать приподнятые островки, которые делят композицию на части, придавая ей объем и привнося тени.

Работы Никау Хиндины и Оливера Катта:

Идеи для текстурных картин: студентка уровня A2 Никау Хиндин склеила коробки из-под гамбургеров из Макдональдса со своими работами и рисовала поверх них (пример слева). Поразительный городской пейзаж справа создан Оливером Каттом на листке гофрокартона. Вертикальные линии прекрасно вписываются в работу.

Пример работы EVOL:

Удивительные картины, нарисованные художником EVOL аэрозольной краской по картону. Текстура картона становится неотъемлемой составляющей картины: полуразрушенной, осыпающейся стены.

Рисуйте на холсте, мешковине, парусине и других тканых полотнах

Не смотря на то, что натянутый холст нельзя подать в качестве работы на Международный кембриджский экзамен, можно нарезать и приклеивать кусочки ткани к бумаге, а затем красить поверх них. Мелкую тканую сетку можно использовать саму по себе или же нарезать и распустить, вплетая тонкие нити в свою работу. Также можно «натянуть» полотно на плотный лист картона, загнув назад края ткани и закрепив скобами.

Работа Тони Фомизона:

Картина Тони Фомизона на мешковине: зернистом, хорошо впитывающем материале.

Дайте волю своей фантазии с полимерами для лепки

Полимерные составы – те, что используют для создания массивных скульптурных элементов – часто становятся лучшими друзьями художника. Если такой состав использовать с малярной лентой, то можно создавать четко очерченные области, или же его можно нанести прямо на холст, делая беспорядочные царапины деревянным стилусом, в любом случае, это поистине волшебный материал. В полимерный состав можно вдавить какие-нибудь предметы, а затем аккуратно их вынуть, когда смесь подсохнет, в результате у получиться фактурная поверхность и форма; когда поверхность полностью высохнет, ее можно отшлифовать и даже пройтись по ней ножом для резьбы.

В качествен примеры можно рассмотреть работы Амирии Робинсон (слева) и Джессики Фонг:

Текстура этих картин создана при помощи полимерного состава, по которому прошлись обратным конфиком кисти. Когда поверхность полностью высохла, ее покрыли жидким акрилом; пигмент заполнил желобки, пока высыхал (работа Амирии Робинсон). Абстрактное полотно справа выполнено Джессикой Фонг во время ее обучения в колледже ACGStrathallan. Тыквенные семечки выглядят объемными благодаря тому, что они были вылеплены из полимера.

Добавляйте любые другие материалы

Если все перечисленное выше все еще вас не вдохновило, соберите вместе материалы, которые обычно не ассоциируются с процессом написания картины (к примеру, работа Роберта Раушенберга). Если вам придется отправлять свою работу заграницу для оценки и/или аттестации, помните о том, что ваш выбор ограничен материалами, допустимыми к провозу через таможню (к примеру, органические вещества, такие как кора и листья, запрещены) и подходящими по размеру, весу и цене для совершения доставки (т.е. стальные листы вряд ли сгодятся). Но даже не смотря на эти ограничения, у вас есть целое море возможностей.

Работы Роберта Раушенберга похожи на скульптуру, это коллажи, созданные из соединения обрезков, фотографий, ткани, мусора и других предметов, созданных природой. Например, в процессе написания этой картины автор использовал ткань, газеты и расплющенный зонтик.

Когда вы создаете и придаете форму поверхности картины, вы всегда привносите в нее частичку себя, еще даже до того, как приступите к работе.