На протяжении многих лет я очень часто смотрел на эту репродукцию картины Рембранта на стене своей комнаты. Что-то в общей организации композиции дарило мне удивительное чувство удовлетворения. Но я никак не могу определить что именно.
Здесь применен очень простой дизайн, наполненый величественным застывшим светом. Но почему эта ветряная мельница так захватывала мое внимание?
Но потом меня осенило. Лопасти ветряка были окрашены с большим вниманием тону. На верхней лопасти расположись светлое на темном (L/D). Та, что расположена напротив окрашена в темное на светлом фоне(D/L).. Две другие находятся в подчинении. Одна темная на темном(D/D)., а другая, свет на свету(L/L).. Каждая лопасть мельницы отвечает за один из четырех возможных общих механизмов.
Тот же принцип применен к фигурам Бах. Он часто проводит объект через различные световые инверсии. В результате объект взаимодействует с фоном таким образом, что одновременно отделяется, а местами наоборот, встраивается в него. По тональному решению он приглашает и восхищает взгляд.
Я начал искать «принцип ветряной мельницы» у других живописцев. На этом портрете Андрерса Зорна фигура соответствует всем четырем условиям по соотношению тонов фона. В зоне (1) мы видим как свет на свету, (2) – свет на темном, (3) – темное на темном; и в последнем случае (4) темнота против света. Стоит отметить, что подчиненные части (1) и (3) размыты немного больше.
Этот же принцип ветряной мельницы появляется снова здесь, на этой картине Альфреда сэра Маннигса. Сделал ли это он намерено? Знали ли эти художники, что они делали? В то время, как мы не можем уже их спросить, я думаю, что они были прекрасно осведомлены об этом принципе.
На моем собственном опыте, такие композиции были так же сознательно распланированы, как, скажем, подготовка к написанию соната. Если вы посмотрите на себя, то сможете увидеть принцип ветряной мельницы. А так же сможете применять его в будущем в своих работах, чтобы делать их притягательными и захватывающими.