Шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы успешно научиться рисовать
Вы умеете рисовать, вы это знаете. Вы умеете держать карандаш, вы умеете проводить линии, но почему-то они вас не слушаются. Пока вы рисуете что-то, что не требует точности, что-то хаотичное, всё в порядке. Но всякий раз, когда вы пробуете рисовать с референса, пропорции в вашем рисунке настолько кривые, что становится страшно.
Почему же так случается? Может быть, с вами что-то не так? Ваше зрение в порядке, рука тоже… почему же у вас не получается нарисовать то, что вы видите? Кажется, это же так просто!
Многое из того, что мы делаем в жизни, кажется простым только потому, что доведено до автоматизма. Но если попробовать объяснить это человеку, который ничего подобного никогда не делал, вы увидите, насколько это сложно. Ради интереса попробуйте сосредоточиться на шагах при ходьбе!
Автоматизм – это здорово; он позволяет делать определённые вещи почти без усилий, будто по волшебству. Однако чтобы достичь такого уровня, для начала придется приложить немало труда. Когда вы впервые садитесь за руль, ваша голова пухнет от множества вещей, которые нужно держать в центре внимания. Но набравшись опыта, вы уже можете разговаривать и слушать радио за рулём, и оставаться достаточно внимательными, чтобы заметить вон того пешехода.
Для профессионального художника рисование выглядит легко, но лишь потому, что раньше рисовать для него было трудно. Вы заставляете себя рисовать что-то сложное снова и снова, но задуманное не получается лишь потому, что вы игнорируете один простой факт – вы должны учиться рисовать, вместо того, чтобы просто рисовать.
Это продолжение серии статей по основам рисования. В первой части мы учились контролировать инструмент, чтобы неумение им владеть не помешало последующим упражнениям. Если вы всё ещё не овладели им, не начинайте эти упражнения, не натренировавшись на предыдущих! Важно тренироваться в своем темпе. Возвращайтесь, когда действительно будете готовы, иначе вы только усложните себе обучение.
Если вы впервые читаете эту серию статей и уверены, что вам не нужно набивать руку, всё равно прочитайте первую часть. В ней вы найдёте очень важное вступление и полезные советы по обучению.
Чему нужно научиться
Некоторые вещи вполне можно объяснить и выучить осознанно. Но точность к таким вещам не относится. Это один из «подсознательных навыков», что означает, что вы вырабатываете его неосознанно. Например, ребёнком вы узнали, что такое перспектива. Поэтому вы не впадаете в панику, когда мир постоянно движется и изменяется в размерах, когда вы идёте или едете на машине. Но знаете ли вы, осознанно, законы перспективы?
Этим «подсознательным навыкам» легко научиться – и очень трудно в то же время. Трудно, потому что вы не можете научиться им осознанно. Нельзя прочитать о них книгу, нельзя прослушать лекцию и вернуться домой мастером. Вы не можете научиться этим навыкам, только ваше подсознание может.
Подсознание лучше всего запоминает через повторение. Вот и всё. Просто нужно тренироваться, и тренироваться много, пока навык не будет доведён до автоматизма. Это будет знаком, что ваше подсознание его усвоило! Легко, не правда ли?
Конечно, если б все было так просто, вы бы уже мастерски копировали референсы. Разве вы не тренировались сотню раз? Ваша рука определённо стала твёрже, но проблема с пропорциями так и не решилась. Всё потому что вы тренировали много упражнений за раз. Даже если вы и сделали прогресс в одном из них, он не был заметен из-за ошибок в других.
Как раз в этом и заключается наш следующий шаг. Я покажу вам простые упражнения, которые будут сосредоточены на разных сторонах проблемы. Таким образом, вы чётко увидите свой прогресс, и даже если эти рисунки не будут представлять никакой художественной ценности, навыки, полученные благодаря ним, вы легко сможете перенести на «настоящие» работы – не только копирование референсов, а абсолютно на всё!
Вот о чём следует постоянно помнить во время тренировки:
- Никогда не забывайте, что вы занимаетесь рисованием, потому что вы этого хотите. Никто вас не заставляет, и вы не обязаны рисовать хорошо.
- Абсолютно нормально, когда у вас что-то не получается. Вы учитесь! Если б ваши рисунки каждый раз получались великолепными, зачем вы бы стали учиться? Нет ничего плохого в результате, но не в ваших ожиданиях.
- Каждое упражнение основывается на навыках, полученных на предыдущем. Поэтому вы, возможно, не сможете выполнить последние упражнения, не отработав первые. Не торопитесь и не принимайте результат близко к сердцу. Завышенные амбиции могут замедлить ваш прогресс.
- Понадобится время. Упражнения не займут много часов в день, но выполнять их следует регулярно и постоянно.
- Время от времени вы будете чувствовать дискомфорт. Такое чувство «умственного напряжения» — явный признак, того что вы тренируете ранее не использовавшиеся «умственные мышцы». Тренировка может причинять странную «боль», но это прямой сигнал, что вы учитесь чему-то новому! Научитесь принимать это чувство и не пользуйтесь им как отговоркой, чтобы заняться чем-нибудь более приятным.
- На время отвлекитесь от серьёзных рисунков. Так вы убережёте себя от разочарования (если вы ожидаете большого прогресса после первой тренировки), и через некоторое время вас будет ждать приятный сюрприз.
- Всегда начинайте серию упражнений с разминки, описанной в предыдущей части.
- Используйте непрерывные линии только для маленьких форм. Рисуя в большем масштабе, используйте «мягкие линии», описанные в предыдущей части.
1.Отмеряйте расстояние между точками
Давайте начнём с малого. Нарисуйте две точки на произвольном расстоянии друг от друга. Затем нарисуйте ещё одну точку, пытаясь соблюдать то же расстояние. Повторите это много раз в разных направлениях, даже по диагонали. Попробуйте ставить точки на разном расстоянии каждый раз, когда вы выполняете это упражнение. Чем больше расстояние, тем труднее окажется упражнение.
Это упражнение:
- «разогревает» ваш мозг для дальнейшей работы с пропорциями
- учит видеть расстояние, основу пропорций
- крайне просто по сути – вы можете допустить только одну ошибку!
2.Копируйте длину линий
Нарисуйте линию произвольной длины. Затем попробуйте нарисовать такую же под первой. Закончив столбик, повторно нарисуйте эти же линии рядом. Линии не обязательно должны быть идеальными (мои уж точно не идеальны!), но если рисовать их кажется слишком трудно, это признак того, что вы не отработали предыдущий этап обучения.
Это упражнение:
- не только учит видеть расстояние, но так же копировать его
- заставляет руку, глаза и мозг работать вместе
- продолжает серию предыдущих упражнений по контролю над линией
3.Отмеряйте расстояние между линиями одинаковой длины
Нарисуйте линию произвольной длины, а затем ещё одну точно такую же. Повторите то же самое несколько раз, соблюдая одинаковое расстояние между линиями. Чем длиннее линии и расстояние между ними, тем труднее упражнение.
Это упражнение:
- усложненный вариант предыдущих двух
- здорово напрягает мозг, потому что вы рассчитываете два расстояния за раз. Не дайте трудностям сломить ваше желание!
4. Рисуйте крестики: квадраты
Мы начинаем ускоряться, не волнуйтесь, если немного выдохлись. Сначала и должно быть трудно!
Нарисуйте две одинаковые перекрещивающиеся линии произвольной длины. Добавьте ещё несколько линий. Чем больше получившийся рисунок похож на квадрат, тем лучше. Повторите то же самое для повернутых на 45° крестиков.
Это упражнение:
- служит ясным индикатором вашего прогресса (насколько квадратны квадраты)
- помогает набить руку на рисовании квадратов
- учит видеть углы
5. Рисуйте звёзды: круги
Нарисуйте линию произвольной длины. Нарисуйте ещё одну такую же линию, пересекающую первую под углом в 45°. Дорисуйте ещё одну, повернув её ещё на 45°, и еще одну. В итоге у вас должно получиться 4 лини, пересекающие друг друга. Соедините концы линий так, чтобы получился круг — чем больше линий будут касаться круга, тем лучше.
Это упражнение:
- служит ясным индикатором вашего прогресса (все ли линии касаются круга)
- очень сложное: соединяет умение видеть длину, копировать длину, видеть угол и копировать угол
- помогает набить руку на рисовании кругов
6. Копируйте квадраты и круги
Нарисуйте круг, а затем ниже квадрат меньшего размера. Скопируйте круг и квадрат, пытаясь каждый раз соблюдать одинаковый размер. Помните: если упражнения кажется слишком сложным, рисуйте «мягкими», повторяющимися и накладывающимися друг на друга линиями.
Это упражнение:
- помогает набить руку на рисовании кругов и квадратов
- знакомит с понятием «общего размера» (линии разной длины образуют фигуру)
- тренирует «совокупную точность» — а это первый шаг к копированию более сложных фигур
7. Рисуйте уменьшающиеся квадраты и круги
Нарисуйте круг, а затем несколько его копий, каждая меньше предыдущей. Повторите то же самое с квадратами.
Это упражнение:
- помогает набить руку на рисовании кругов и квадратов
- первый шаг к изменению размера референса при рисовании
8. Копируйте комбинированные фигуры
Пора соединить все навыки, которые вы освоили, в одном сложном упражнении, симуляции рисования с референса.
Нарисуйте комбинацию фигур: квадратов, кругов, прямоугольников, линий. Затем скопируйте фигуру настолько точно, насколько возможно.
Это упражнение:
- соединяет все ранее отработанные навыки
- симулирует копирование референса один в один.
9. Копируйте и меняйте размер комбинированных фигур
Снова нарисуйте комбинацию разных фигур. На этот раз не копируйте её точно; вместо этого нарисуйте все компоненты меньшего размера.
Это упражнение:
- соединяет все ранее отработанные навыки
- симулирует копирование референса с изменением размера – именно тот случай, когда легче всего ошибиться в пропорциях
10. Копируйте и вращайте комбинированные фигуры
Нарисуйте комбинацию фигур. Скопируйте все компоненты, на этот раз повернув их на один и тот же угол. Будьте очень, очень аккуратны!
Это упражнение:
- соединяет все ранее отработанные навыки
- учит видеть пропорции даже в перевёрнутом референсе
11. Копируйте, меняйте размер и поворачивайте комбинированные фигуры
Нарисуйте комбинацию фигур. Копируйте компоненты, трансформируя их дважды: изменяя размер и наклон. Как ни парадоксально, это упражнение может оказаться легче, чем предыдущее!
Это упражнение:
- заставляет работать все «умственные мышцы»
12. Копируйте, изменяйте размер и вращайте плавные фигуры
Давайте добьём эту серию упражнений последним сильным ударом. Нарисуйте простую плавную фигуру. Преобразуйте её всевозможными способами: скопируйте один в один, измените размер, поверните, а затем объедините все трансформации.
Это упражнение:
- чрезвычайно сложное!
- заставляет работать все «умственные мышцы»
- отличное финальное упражнение – когда все остальные наскучат, оно всё ещё будет требовать напряжения
Отличная работа!
Позади второй шаг. Задержитесь на нём подольше – упражнения совсем не простые, и чем они для вас сложнее, тем важнее их хорошо отработать. Дайте себе достаточно времени и ещё чуть больше!
Как понять, когда нужно остановиться? Когда эти упражнения наскучат, но не приятно наскучат, а наскучат настолько, что вы сможете выполнить их с закрытыми глазами.
Освоив эти упражнения, переходите на следующую ступень – рисование с референса. Однако помните, что это не будет просто. Всё зависит от того, сколько сил вы вложили в эти упражнения, и чему вы из них научились.
Вот и всё о рисовании с референса. В следующий раз мы поучимся рисовать из воображения!
Можете распечатать это изображение в качестве напоминания