Я собрал эти материалы из моего опыта занятий боевыми искусствами, ведь гибкость не так часто описывается в учебниках по рисованию человека, но дополняет понимание того, как должно выглядеть тело в движении. Также это необходимо для того, чтобы натурально изобразить тело, чтобы оно не выглядело как деревянный манекен с намертво привинченными конечностями!
В этом уроке, перед тем, как мы начнем учиться рисовать лица персонажей, рассмотрим гибкость. Гибкость – это способность к растяжению сустава до предела диапазона его движения, или «как могут и не могут гнуться суставы». Я собрал эти материалы из моего опыта занятий боевыми искусствами, ведь гибкость не так часто описывается в учебниках по рисованию человека, но дополняет понимание того, как должно выглядеть тело в движении. Также это необходимо для того, чтобы натурально изобразить тело, чтобы оно не выглядело как деревянный манекен с намертво привинченными конечностями!
Прежде, чем мы начнем, хочу предупредить: не пытайтесь повторить какие-либо из изображенных здесь поз. Это просто основа для рисунка, поэтому некоторый материал был специально упрощен. Не пытайтесь принимать никакие из нижеописанных поз самостоятельно без помощи профессионала.
Основные факты о гибкости.
Для начала стоит отметить некоторые основные факты о гибкости, которые помогут вам в дальнейшем.
- Женское тело предрасположено к большей гибкости, в то время как мужское -к большей мышечной массе.
- Если один сустав гибкий, то это не говорит о том, что и все остальные суставы одинаково гибкие.
- Чем больше мышечная масса, тем меньше гибкость. У бодибилдеров самый ограниченный диапазон движения для всех суставов. Во-первых, потому, что они накачивают мышцы, а не растягивают их. Во-вторых, выступающие мышцы мешают движению (вспомните Зангиева из Street Fighter II). Только у атлетов и спортсменов, чьи тренировки включают в себя как развитие мышечной массы, так и растяжку (борцы Ушу, гимнасты), могут обладать накачанными, но не выпирающими мышцами (например, как Брюс Ли). В повседневной жизни, например, езда на велосипеде также может понизить гибкость ног, если не проводить растяжку перед каждой поездкой. Так что зачастую людям даже не обязательно обладать растяжкой, как показано на иллюстрациях ниже – те части тела, которые они используют чаще всего, будут самыми крепкими.
- Обратное утверждение также верно – чем больше гибкость, тем меньше мышц, и эти мышцы очень хрупкие, поскольку они очень сильно растянуты. Например, некоторые йоги, которые усиленно тренируются в растяжке, но совсем не занимаются наращиванием мышечной массы, могут запросто эти самые мышцы порвать. Мышечная сила на самом деле очень важна для активных и динамичных типов гибкости, о чем говорится ниже.
- Некоторые чрезвычайно гибкие люди, или так называемые гипермобильные люди, или с детства проходившие интенсивные тренировки по растяжению мышц, вполне могут выйти за рамки описанного здесь диапазона гибкости. Это, конечно, не говорит, что вы можете просто игнорировать законы гибкости, ведь мы инстинктивно понимаем, что «нормально» для человеческого тела, а что является исключением. Если вы нарисуете кого-нибудь с мышцами, согнутыми под невозможным углом, вне контекста будет трактоваться с недоверием (цирк, гимнастика, фильм «Изгоняющий дьявола»), и вы рискуете получить репутацию плохого художника.
Три типа гибкости.
В рисовании мы имеем дело с тремя видами гибкости: пассивной, активной и динамичной.
Пассивная гибкость показывает насколько возможно растянуть мышцы с чьей-либо помощью (с помощью веса своего тела, как, например, когда вы пытаетесь сесть на шпагат, или с помощью партнера, рис. а). В данном случае мышцы не работают, а степень растяжения определяется тем, насколько могут растягиваться задействованные мышцы.
Активная гибкость показывает насколько возможно растянуть мышцы без чьей-либо помощи путем напряжения суставов и замирая в одной позиции (рис. б). Один из таких примеров – поднять ногу так высоко, как вы можете (не рывком). Это гораздо сложнее, и такой диапазон растяжения всегда уступает пассивной гибкости, ведь силу сопротивления растягивающихся мышц необходимо преодолеть силой самих мышц.
Динамичная гибкость показывает насколько возможно растянуть мышцы с использованием движения, например, замахнувшись ногой. Таким образом, вы сможете выйти за пределы диапазонов активной и пассивной гибкости, пусть и на долю секунды. Это то, что происходит, например, во время сцен сражений из-за скорости движений, так что очень важно показать, насколько сильно растянуты мышцы персонажей, которых нарисовали в момент мощного взмаха. В повседневных тренировках по растяжению это можно использовать для получения большего диапазона гибкости, но это также повышает риск разрыва мышц, поэтому это следует делать только после основательной разминки (ни в коем случае не повторяйте это дома).
Диапазон движения для основных мускулов.
Вот основные мускулы, которые мы далее рассмотрим:
1. Шея.
Шея – это семь последних позвонков в позвоночнике (шейные позвонки). Они похожи на небольшие цилиндры, поставленные один на другой и разделенные «подушечками», так что диапазон их движения ограничен.
Сгиб: Подбородок может касаться грудины. Это создает двойной подбородок и некрасивые складки на коже.
Растяжка: Линии шеи и челюсти сливаются в одну кривую.
Боковой сгиб: Нельзя коснуться плеча ухом, если плечо не приподнято.
Вращение: В данном случае шея задействована гораздо меньше, чем мы думаем. Чаще всего в этом процессе также задействован торс.
2. Поясница.
Состоит из пяти позвонков, начинающихся в области тазовой кости. Диапазон движения довольно ограничен, но, поскольку мы частенько используем его вместе с другими частями тела, частенько это создает впечатление, что поясница очень гибкая. Рисунок ниже показывает, что при совместном движении с другими частями тела кажется, что поясница выглядит по-разному в различных позах, хотя на самом деле это одна из четырех основных позиций.
3. Плечевые суставы.
Из всех суставов плечевые суставы обладают самым большим диапазоном благодаря своему строению: они могут непрерывно вращаться на 360º. Но это также означает, что если слишком сильно его напрягать, то он может сместиться. Поэтому показанный на рисунке ниже плечевой захват столь эффективен: плечевой сустав растягивается до предела и смещается, если мышцы приходят в движение.
4. Локти.
В отличие от плечевых суставов, локти как двери – открываются в одном направлении и в какой-то момент останавливаются.
Растяжка: Локти некоторых людей способны к перерастяжению. Это вполне обыденное явление, когда авторы, рисуя своих персонажей, используют эту особенность организма. На некоторых персонажах это смотрится хорошо, в то время как у других это выглядит странно.
Сгиб: Не надо думать, что локоть должен сгибаться до конца! Мышечная масса может ему помешать, и надо это понимать, когда вы рисуете мускулистого персонажа (как противоположность жира у толстого персонажа). Если не принимать это во внимание, то мышцы будут выглядеть неправильно и фальшиво.
Ниже изображены движения, которые относятся не совсем к локтю, но которые можно здесь рассмотреть. Предплечье состоит из двух параллельно расположенных костей, может поворачиваться в оба направления вместе с поворотом запястья, как показано ниже:
5. Запястья.
Диапазон движения запястья в основном вперед и назад; если вы попытаетесь совершить оборот ладонью, то увидите, что у вас получится описать не круг, а, скорее, эллипс, в силу того, что запястья не могут сильно сгибаться в сторону.
Пальцы также могут быть весьма гибкими при оттягивании назад (растяжке). С помощью второй руки пальцы некоторых людей могут выгнуться под углом 90º. Без помощи они выгибаются совсем немного и требует напряжения мышц (при изображении пальцев таким образом, рука выглядит более живой и подвижной). Также они могут гнуться по отдельности, но если остальная часть руки расслаблена, то при движении одного пальца, соседние пальцы также чуть-чуть потянутся следом.
6. Тазобедренные суставы.
Бедра – это то, с чего начинаются движения ног и, конечно, удары, столь необходимые для боевых искусств. Можно сказать, что тазобедренные суставы копируют плечевые, потому что пусть он и чуть более ограничен, но все же схож по строению.
Сгиб: Этот диапазон применим, когда колено согнуто или на краткий момент при взмахе ногой. Когда нога прямая гораздо сложнее поднять ногу и удерживать ее выше пояса. Достижение такого угла (с использованием только мышц ног) практически невозможно, поэтому атлеты, способные такое проделать, чрезвычайно впечатляют.
Растяжка: Здесь пальцы ног находятся на одном уровне с ногой, но если повернуть ногу чуть-чуть в сторону, то ее можно отогнуть назад еще на несколько градусов.
На абдукцию стоит обратить особое внимание: поворачивая ногу пальцами наружу можно значительно увеличить диапазон движения, чем в случае, если бы пальцы смотрели вперед. Это связано с позиционированием сустава в следующих случаях:
Из-за того, как работает сустав, невозможно сесть на поперечный шпагат, при этом указывая пальцами вперед. При поперечном шпагате пальцы должны смотреть вверх. Если кто-то и может так сделать, то посмотрите на их спины – скорее всего, она выгнута. То есть, они все равно делают обычный поперечный шпагат, но тазовая кость наклонена вперед вместе с ногами и, соответственно, пальцами.
7. Колени.
Колени своим строением очень похожи на локти:
Сгиб: Как и в случае с локтями, мышцы могут препятствовать сгибу. Человек с мускулистыми ногами не сможет сесть на свои пятки. Большие мышцы означают, что он будет сидеть на икрах.
Растяжка: У коленей не может быть перерастяжения! Преувеличенно широкие силуэты ног обуславливаются тем, что там находятся четырехглавая и икроножная мышцы, тем самым скрывая прямую линию нормальной растяжки колена.
Внутренний поворот: Большая степень поворота достигается, когда вместе с ногой вращается и тазобедренный сустав.
8. Лодыжки.
Голеностопные суставы, в свою очередь, похожи на запястья, но в гораздо более ограниченном диапазоне движения:
9. Верхняя часть тела (позвоночник отдела грудной клетки).
Позвоночник отдела грудной клетки не был включен на диаграмме суставов, так как это, по сути, не сустав, но входит в большинство тренировок по растяжке мышц. У этой части тела очень ограничен диапазон движения. При его использовании персонаж выглядит живее, активнее (как Человек-Паук, например), но очень легко увлечься и нарисовать персонажа таким, словно у него перелом позвоночника.
В состоянии покоя: Позвоночник в нормальном состоянии имеет S-образную форму.
Сгиб: Грудина уходит внутрь, в то время как позвонки у основания шеи выпирают. Отдельные позвонки видны на спине, поскольку позвоночник давит на кожу изнутри.
Растяжка: Грудина выдается вперед, в то время как пространство между лопатками уходит внутрь. Также на спине проступает борозда по линии позвоночника, так как сам позвоночник отступает от кожи.
Спина не может так гнуться, так что не надо так рисовать! В правильной версии вы можете видеть, что целый ряд суставов задействованы в этой позе.
Поворот: Поворот верхней части тела означает, что бедра не двигаются, и поворачивается только грудная клетка налево или направо. Так выполняется небольшой диапазон движения, намного меньше, чем если бы были задействованы бедра. Это движение используется, например, в тайцзицюань или в танце живота. Голову, конечно, можно повернуть и дальше, но только в пределах шеи, то есть не больше, чем на 90º.
Сложные растяжки.
Теперь, когда мы разобрались в том, как двигаются основные суставы, давайте рассмотрим некоторые действия, где требуется работа нескольких суставов сразу, чтобы вы могли понять как изобразить персонажа в более естественной позе. Красные стрелки указывают на суставы, в которых происходит растяжка мышц.
Продольный шпагат.
Есть два вида продольного шпагата.
На картинке внизу изображен классический продольный шпагат, который также является и самым сложным, так как для того, чтобы полностью сесть на землю, позиции коленей требуют большей растяжки тазобедренного сустава уходящей назад ноги. Колено задней ноги направлено вниз, подошва ноги смотрит вверх. Обратите внимание, что передняя нога расслаблена и смотрит вперед, так как для того, чтобы ее согнуть, придется напрячь мышцы икр, для чего потребуется приложить больше усилий.
При другом способе, изображенном на следующей картинке, колено и пальцы задней ноги смотрят наружу. Эта позиция попроще предыдущей (меньше напряжения на колено). Она крайне популярна у тех, кто занимается боевыми искусствами, поскольку из нее можно прыжком встать на ноги (если это сделать при классическом способе, то можно получить травму).
Удар ногой.
Этот особенно популярная поза – отличный пример того, как вы ошибаетесь насчет того, что видите. Удар ногой не идет в сторону, как если бы это была позиция для поперечного шпагата (а мы уже знаем, как он ограничен), или даже абдукция бедра. Это, скорее, ближе к боевой версии продольного шпагата:
Неправильный удар: У всех суставов, которые участвуют в ударе, довольно небольшой диапазон движения, поэтому тело вынуждено компенсировать это наклоном вперед. Это объясняется не только тем, что человек упадет, когда его нога столкнется с препятствием, но и тем, что удар выйдет слишком слабым, так как нога просто не успеет набрать силу для удара.
Удар ногой снизу: «Чистый» боковой удар ногой используется только для ударов снизу и не требует особой растяжки.
Так называемый, правильный удар ногой: Он больше всех похож на продольный шпагат, то есть, удар направлен назад, используя в основном растяжку тазобедренного сустава. Это позволяет телу принимать форму дуги, прочно стоящей на передней ноге, которая направляет в другую ногу достаточно силы для удара. Это только кажется, что удар направлен вбок, из-за того, как выгибается тело.
Мост.
При хорошем мостике, когда руки и ноги находятся на расстоянии предплечья, требуется работа почти всех суставов. Отталкиваясь пятками, вес фокусируется на руках, и тело выгибается вверх – это отличный способ для растяжки тазобедренного и поясничного суставов. В локтях руки полностью вытянуты, или «заблокированы», но колени выпрямлять нельзя, так как мост начнет расширяться до тех пор, пока вы не упадете.
Практика
Напоследок, вот несколько занятий, которые помогут вам в понимании гибкости человеческого тела.
Мягко и аккуратно попробуйте каждое из описанных выше движений для каждого сустава (не пытайтесь делать сложные растяжки). Почувствуйте, на что способно ваше тело и попытайтесь понять, какая поза достижима после тренировок, а какая анатомически невозможна. Смысл в том, чтобы понять материал на примере своего тела (если вы занимаетесь спортом, то, скорее всего, уже поняли).
Посмотрите фотографии гимнастов или тех, кто обладает хорошей растяжкой и использует ее до предела. Попробуйте нарисовать их, затем воспроизвести их действия на примере тела обычного (или даже мускулистого) человека. Тут нет каких-то четких границ, так что просто следите за тем, что выглядит естественно, а что нет.