Постигаем мастерство рисования пером и тушью и учимся сочетать разные техники в одной работе.
Техника перерисованных линий
Не всегда, рисуя участок определенного тона, получается, особенно у новичков, сразу нарисовать линию идеальной для этого тона ширины.
На рис. B показан чайник, стоящий на скатерти и какой-то пустячный тон для фона. Чайник, сделанный из фарфора, — твердый, и для его рисования нужно использовать твердые линии. Фон — нейтрален, а скатерть мягкая и немного темнее фона. Для того чтобы придать скатерти более темный тон по ней прошлись слоем точек, а добавочные линии создали эффект более мягкой текстуры. И, таким образом, чайник, фон и скатерть разделены как разницей текстур, создаваемых линиями, так и тоном, в который эти линии сливаются, а также направлениями, в которых они направлены. Не следует думать, что линии, из которых состоит рисунок чайника, были проведены такими правильными и одинаковыми с первого раза. Художник вложил много труда и внимания в то, чтобы их расширить нужным образом, так как какие-либо перепады в толщине или ровности недопустимы.
Текстура линий
Разница в текстуре линий, составляющих тон, — это та вещь, за которой художник должен следить постоянно, как в случае с чайником. Посмотрите на маленькую сценку на рис. D. Тон неба — плоский, нарисованный гладкими, простыми линиями, а те линии, которыми нарисованы облака, — все ломанные и выглядят довольно пушисто, в то время как верхушки деревьев — сильные, тяжелые и могучие. Здесь, при сравнении этих трех элементов, заметна большая разница текстур линий, а также их цвета и направлений.
При помощи этих приемов достигается существенная разница в эффекте, который каждый из элементов производит на зрителя, каждый из них занимает свою нишу на рисунке, выделяется на фоне остальных и является эффективным с художественной точки зрения. Такая способность менять технику и направление линий — это одно из свойств пера, которое стоит использовать. Этот подход позволяет разделять объекты и среды и придавать каждому элементу рисунка собственный уникальный характер.
Наконец, на рис. Е показан другой тип линий — легкие, светлые, скетчевые и грациозные. Тут можно мало чего добавить, но исполнение таких линий куда сложнее, чем тех, что показаны на остальных иллюстрациях, потому что каждое касание пером бумаги должно «рассказывать историю», должно быть точно выверено и, несмотря на все эти требования, такую работу следует делать быстро, с легкостью и абсолютной уверенностью. Иначе этот чарующий эффект легкости и грации не будет достигнут.
Параллельные линии
В дополнение к стилям линий, показанным на иллюстрациях выше, есть еще один вариант регулярной линовки, который был доведен до совершенства как иллюстраторами, так и использующими тушь и перо в других целях. Разные тона достигаются при помощи параллельных черных линий различной толщины, расположенными ближе или дальше друг от друга. Каждую из параллельных линий рисуют внимательно, продумывают, придают ей нужную формы. Такие линии должны быть лишены неровностей и идеально параллельны соседним линиям.
«Опухшие» линии
На рис. А показан квадрат варьирующегося тона, который выполнен линиями, которые иногда называют «опухшими». Это значит, что линию делают толще там, где тон должен быть темнее. Это делается путем дополнительного надавливания на кончик пера, что требует особой аккуратности. Начните с тонкой линии, а затем постепенно увеличивайте давление на перо, таким образом делая черную линию толще, а белую — тоньше. В нижнем правом углу показан пример «распухших» линий, однако расширить их до такой толщины одним нажатием на перо невозможно. Поэтому они были дополнительно расширены при помощи повторного проведения новых линий поверх.
Почти невозможно нарисовать такие «тяжелые» линии, как эти, за один штрих и при этом сохранить тонкие и ровные белые промежутки между ними. Так что, обычно проводятся две границы будущей «распухшей линии», а затем заполняется тушью пространство внутри этих границ. Обычно, после этого получается довольно механического вида линия, так как обе ее стороны выглядят очень резкими.
Стоит также отметить, что белые линии, составляющие такой тип тона, имеют естественную форму, и по мере того как черные линии расширяются, белые — сужаются.
Белая линия
Изучение тона, гладких, регулярных линий тона приводит нас к изучению белой линии. Рисуя тон тушью, художник на самом деле рисует каждым движением пера сразу по две линии, а именно: черную тушью и белую посередине между новой черной линией и ее предшественницей. С этого момента это белое пространство между черными линиями будем называть белой линией, и читатель должен привыкнуть видеть эту линию и понимать этот термин.
На первый взгляд это довольно просто, однако, что намного сложнее, так это осознать, что белая линия (просто бумага между двумя черных линий туши) важна никак не меньше, чем черная, а может даже больше. При рисовании тушью существует общая тенденция обращать внимание на рисование черных линий и в некоторой степени игнорировать белые, предоставляя их самим себе, а тон набирать за счет черного цвета, например, за счет перекрестной штриховки. Это абсолютно неправильно, особенно в тех случаях, когда линовка имеет регулярный характер. Использование этого подхода объясняет частые неудачи многих художников в попытке набрать глубокие темные тона.
Возьмите кусок белой бумаги, а затем проведите черную линию как на рис. B, а затем возьмите кусок черной бумаги и проведите белую линию точно такой же ширины, на рис. С.
Вы заметите, что белая линия будет четче выделяться, чем черная, хотя на самом деле она нисколечко не толще черной. Таким образом, несколько белых линий на темной части рисунка имеют даже больший вес в вопросе изменения тона, чем такое же число черных линий на белом участке. Все эти факты доказывают, что художнику все-таки следует очень внимательно следить за толщиной белых линий. Проводя черную, нужно видеть также форму и толщину белой линии. Ценность и значительность «белых линий» признаются и очень ценятся в таком ремесле, как резьба по дереву, но среди рисующих пером и тушью они признаются не так широко, несмотря на обширное количество фактов, доказывающих их важность.
Использование белого
Иногда очень сложно оставить тонкую, четкую белую линию, рисуя вокруг нее черной тушью. Одной из причин тому служит легкая нерегулярность пера может создавать волнистый край линии и в этом случае многие художники предпочитают заполнять пространство черным, а потом рисовать поверх туши белые линии при помощи пера или кисти. Для этого требуется плотный непрозрачный белый цвет, который бы с легкостью ложился на тушь и оставался таким же единообразным после высыхания. Существует некоторое количество составов, которое предназначено для этих целей и идеально отвечает всем этим запросам. Также рекомендуется выделить для рисования белым отдельное перо.
Чтобы тема рисования белым была более понятна, на рис. D показан грузовик, который кроме нескольких белых линий контура, в основном состоит из больших участков, залитых черным.
На рис. Е — двойник этого грузовика, но с большим количеством деталей, добавленных к этим формам белыми линиями и т. п. Этот грузовик на рис. Е был нарисован точно таким же образом, как и тот, что на рис. D — у него те же контуры, такие же участки залиты черным и т. д., а добавленные элементы — линии, детали, спицы на колесах, линии на капоте и на боку кузова, белые линии на сиденьях, на осях — были нарисованы белой краской поверх ровного черного слоя туши. Эти рисунки делались пером такими же приемами, как если бы это была черная тушь.
Обратите внимание: толщина линий, нарисованных белой краской, варьируется так же, как и расстояние между ними, как если бы это были черные линии на белом, и таким же образом варьируются линии- промежутки черной бумаги.
Еще раз напомним читателю, что именно комбинация черных и белых линий составляет нужный тон и их пропорция друг относительно друга создает глубину цвета в этом тоне. Невозможно переоценить это факт, и он не меняется от того, черные ли это линии нарисованные на белом или белые на черном.
Создание силуэтов путем рисования теней
Одна из самых сложных задач при рисовании пером и тушью, требующая как аккуратности, так и значительной предварительной практики в рисовании линий, — это создание законченной работы без рисование контуров или резких переходов между тенями (как на рис. D), но с обилие сложных деталей, тонов и качественного исполнения. Рисунок, на котором тона более или менее плавно переходят из одного в другой, в котором есть много деталей или различий в тоне, однако они не выделяются слишком заметно, — это тот рисунок пером и тушью, который доводит требования к мастерству художника до предела.
Рисунок такого типа показан на рис. А. На нем нет практически никаких очерченных силуэтов, что редко. Они внедрены в те линии, которыми нарисованы тени и сама линия силуэта выглядит, как часть теневого тона, а не как четкий контур. Это пример того, о чем говорилось ранее: одиночная линия является черной, а несколько черных линий — это уже фон.
На рисунке, подобном рис. А, мы рисуем фоны и тона, не очертания, варьируем стили линий так, чтобы они подходили тем объектам, которые обозначают. Например, на небе изображен фон, состоящий из плоских линий для базового голубого цвета неба. Белые облака на нем нарисованы совершенно иным типом линий.
И затем, опять же, земля нарисована несколькими разными тонами. Некоторые из которых темнее, некоторые — светлее, но все плавно переходят друг в друга, как в природе. Или они разделены просто посредством качества тона, достигаемого характером и направлением линий. Там, где резкое различие тонов все-таки есть, оно достигается противопоставлением масс, также, как случается в природе, а не из-за резкости каких-то линий или очерченных силуэтов. Тон деревьев несколько темнее, чем тон остальной работы, но это деревья в массе, а не в деталях, кроме тех участков, где небольшое количество акцентов помогает понять базовое строение этой массы.
Настоящий секрет успеха пером и тушью заключается в том, чтобы рисовать не линии, а тона и массы. Линии — это просто средство, которыми достигается тон, и мы должны помнить, что наша цель — это нарисовать именно массы. Линии — всего лишь средство.
Комбинирование методов в работе
Давайте рассмотрим этот рисунок в деталях и обсудим средства, использованные чтобы показать различные градации и характеры тона линиями на бумаге.
Фоновая часть неба нарисована параллельными линиями равной толщины с одинаковыми промежутками, но меняющимися в цвете по мере приближения к горизонту. Поверх него нарисованы облака более свободными и нерегулярными линиями, создающими эффект «пушистости». На фоне такого неба верхушки холмов, чтобы выделяться, должны иметь более темный тон и выглядеть массивнее. Это нарисовано тем же стилем линий, направленных в разных направлениях, с варьирующейся глубиной цвета.
Тот же метод используется и в среднем плане, но здесь стиль линий немного изменён в соответствии с деталями пейзажа и характером представленных объектов. На фоне среднего плана выделяется передний план, где почти теми же линиями нарисован склон холма. Но двор за забором нарисован с некоторыми изменениями в сторону затемнения тона. Вариация текстуры достигнута за счет появления то здесь, то там сломанных линий и белых пятен на местах «слома». Удивительное разнообразие тона, привнесенное всего лишь этими «сломами» линий кажется чем-то простым на фоне трубы.
Соломенная крыша домика нарисована с большим количеством вариаций в толщине линий. То же верно и для стен, за исключением того, что участки, в которых линии меняют своем направление, там гораздо меньше. Трава и сорняки в правом углу — это просто разные кривые линии, нарисованные в том направлении, в котором направлены побеги подобной растительности. При изучении изгороди мы видим иной стиль рисования линий, непохожий ни на какие другие, рассмотренные нами ранее. Эти линии темнее и тяжелее.
Присмотритесь, как эта разница в текстуре и метод рисования линий заставляют изгородь выделяться на общем фоне. Конечно, они темнее, но дело не только в тоне, но также в смене характера линий. Такая же перекрестная штриховка применена на большом дереве, только там линии короче и в некоторых более светлых местах несколько изогнуты. Наконец, масса темной листвы позади домика нарисована черной заливкой, а белые линии нарисованы поверх нее краской. Конек крыши на основной части дома покрыт перекрестной штриховкой белых линий.
Процесс рисования этого примера был проанализирован очень тщательно, чтобы показать, сколько разных способов рисования линий можно использовать в одной работе. Из этого не следует, что все они абсолютно необходимы или что все художники обязаны использовать все эти техники. Стиль работы — это вещь индивидуальная и большинство художников вырабатывают собственный стиль в соответствии с личными предпочтениями. Однако необходимо знать и понимать все эти техники, чтобы использовать их в тех работах, где какой-то метод покажется вам подходящим. Выбор метода рисования линий, в идеале, должен стать почти инстинктивным.
Теперь, когда вы поняли все про рисование тушью и пером, время взяться за перо и начать практику!