Приемы работы с акварелью (часть пятая)

В этом уроке речь пойдет о работе с дополнительными материалами - спиртом и солью.

С остальными вышедшими частями можно ознакомиться здесь:

Часть 1. Заливка и градиент

Часть 2. Сухая кисть, мокрым по мокрому

Часть 3. Наложение и разбрызгивание

Часть 4. Сграфитто, штампы, размытие

Создание текстуры с помощью спирта

Шаг 1. Подготовка

В этот раз нам понадобятся ватные палочки и медицинский спирт (автор использует 91% изопропил, но большой разницы в нашем случае нет, главное, чтобы было высокое, ~90%, содержание этанола – прим.пер.)

Материалы: бумага для акварели ArchesCP #140, кисточка для заливки 1½».

Цвета: диоксазиновый фиолетовый, ультрамарин, синий кобальт.

И начинаем, как обычно, с выделения на листе рабочей области.

Шаг 2. Готовим поле битвы

Я набрал побольше фиолетового и начал с заливки большого цветового блока.

Шаг 3. “До”

Оставшуюся часть рабочей области я небрежно закрасил синим и добавил ультрамарина в левом верхнем углу.

Готовимся капать.

Шаг 4. Первые шаги

Обмакнув ватную палочку в спирт, я начал постукивать по ней, чтобы капли спирта попали на заливку.

Когда спирт попадает на заливку, он отталкивает от себя краску, создавая таким образом участки более светлого оттенка.

Из-за того, что я набирал для заливок помногу воды, мне пришлось по нескольку раз капать спиртом в одно и то же место, чтобы краска не заливалась обратно.

Шаг 5. Дело принимает интересный оборот

Пока заливка сохла, я попробовал накапать там и тут капель помельче.

Чтобы эффект проявился в полную силу, нужно подождать, пока спирт не испарится. Хотя пока и так выглядит интересно.

На большинстве светлых участках видно что-то вроде “рыбьего глаза”: в середине светлой области – небольшой темный участок.

Шаг 6. Результат

Я посчитал, что накапал достаточно, и отложил работу, чтобы она просохла.

Спирт и акварель не смешиваются. Результат их взаимодействия выглядит как нечто странное органического происхождения, и такого эффекта нельзя добиться никаким другим способом.

“Рыбий глаз” – визитная карточка этого метода, для другого художника будет очевидно, как это нарисовано, так что пользуйтесь этой техникой со вниманием. Ну или наобум, тут уж как повезет.

Создание текстуры при помощи соли

Шаг 1. Подготовка

Материалы: бумага для акварели Arches #140 CP, поваренная соль (автор использует йодированную – прим.пер.), плоская кисточка Grumbacher 1″, маленький квадратик сухой целлюлозной губки.

Цвета: Ализариновый малиновый, синий кобальт, ярко-зеленый.

Шаг 2. Начнем с картины

Плоской кисточкой 1″ синей краской я нарисовал небо. Перехода цвета от темного к светлому у горизонта я добился, все сильнее разбавляя цвет водой.

Справа внизу зеленой краской я наметил холм.

Шаг 3. Малиновые холмы

Холм слева я залил малиновой краской, и протянул цвет до зеленого холма так, чтобы малиновый втек в зеленый.

Шаг 4. Кода идет дождь

Вооружившись новым инструментом – баночкой соли – я рассыпал немного на работу и принялся ждать. И… я увидел соль, утонувшую в краске, похожую на… соль, утонувшую в краске.

Минуты шли, и я решил добавить соли на более тяжелые участки внизу работы.

Шаг 5. Да я впечатлен!

На этом этапе ничего особо происходило, так что я просто смотрел и ждал, пока все просохнет. Я оставил несколько участков, чтобы посолить их, когда работа будет уже почти сухая, и для этого как раз пришло время.

Потом я отложил работу уже до полного высыхания.

Шаг 6. Передайте соль. Пожалуйста

Эффект начинает проявляться тем сильнее, чем суше работа. Но соль прилипла!

Чистой сухой рукой я начал осторожно смахивать соль с участка неба.

Но когда я попытался смахнуть соль с холмов, мне показалось, что я по наждачке вожу! Больше краски в заливке – больше гуммиарабика (связующее вещество для пигмента краски) в воде, так что соль плотно пристала к бумаге.

Что ж, меняем планы.

Шаг 7. Правильный инструмент

Я отрезал кусок целлюлозной губки, чтобы смахнуть соль ей. Это позволило мне быстро и аккуратно протереть работу и смахнуть остатки соли. Когда вы собираете любой абразивный материал с листа, будь то соль, песок или что-нибудь в этом роде, будьте осторожны, чтобы не поцарапать работу. Действуйте легонько.

Шаг 8. Эффект

Пока работа сохнет, кристаллики соли мало по малу втягивают в себя краску, образуя великое множество светлых точек, похожих на звездочки. Заметнее всего эффект проявился на небе, в более темных областях все выглядит несколько иначе.

Экспериментируйте с разными типами соли: столовой (йодированной и не йодированной), морской, каменной, кошерной. Крупнозернистая соль даст более крупные, выраженные звездочки.

Я не могу с уверенностью сказать, как соль повлияет на срок жизни вашей работы. Учитывая, что соль создает довольно агрессивную среду, можно предположить, что со временем она вступит в реакцию с пигментами краски и волокнами бумаги, и неизвестно, как это повлияет на работу.