Слышать критику не всегда приятно и легко, но она неизбежна. Так как же увернуться от словесной «двоечки» по собственному эго и направить эмоции обратно, в колею творчества?
Дьявол Николаевич
В колледже был у меня учитель по творческому письму, который с первой же недели дал нашей группе понять, что его миссия – не поощрять нас, а «нести пламя образованности», чем он и занимался, сжигая наши уши критикой наших же сочинений. Мы его так и прозвали – Дьявол Николаевич.
На его урок можно было и не приходить, но я, на самом деле, считал, что его методы – не причина пропускать занятие. И сейчас, глядя в прошлое, я вижу, что его уроки открыли для меня две истины: первая – что, обучая других людей, становишься жестче, и вторая – что критику можно стерпеть, — по крайней мере, критику того, что я написал.
Проверка рефлексов
Может, вы тоже были на уроке Дьявола Николаевича, а может на каком-нибудь другом уроке, по рисованию, дизайну, скульптуре, музыке, — и ваши работы множество раз критиковались. Тогда вы поймете меня.
Если вы не имели удовольствия видеть, что ваш труд разорван в клочья посреди аудитории, возможно, вы ощутили все цвета критики вне занятий – и тем больнее.
А если мой учитель поступал правильно? Если вся та боль*зачеркнуто* конструктивная критика была заслуженной и призывала нас к совершенствованию? Может, у легкого учительского садизма и есть альтернативы, но, благодаря нему я понял, что выполняя работу правильным образом, я получаю защиту от злых сил, а, делая ошибки, — принимаю десять минут прожарки в мобильном котле номер 456а прямиком из преисподней.
К критике готов
Прежде всего, покажите, что вы готовы слушать и прислушиваться.
Если вы слепо верите в то, что вам будут хлопать по плечу и говорить «хорошо, очень хорошо», то это проблема. В данном случае не выкладывайте работ в интернет, а всеми наработками делитесь, например, с бабулей — потому что бабушка плохого не скажет.
Но, давайте смотреть правде в глаза. Вы не можете нравиться всем, и ваше творчество не может нравиться всем. Ваша работа – не обязательно отстой, даже если так напишет несколько человек. И это точно не повод «писать в стол» или складировать картины на чердаке.
Другими словами, если вы выставите свой труд на обозрение, вас будут и хвалить, и критиковать. Действительно услышать критику – значит понять, над чем неплохо бы поработать. Внимание стоит обратить, прежде всего, на обоснованную критику. Ничто так не раздражало меня на уроках творческого письма, как когда на предложение покритиковать работу всем классом, кто-то констатировал: «тема не раскрыта» или «да мне просто не нравится».
Как айсберг в океане
Эта критика не о вас, она о вашей работе.
Хотя мы склонны ассоциировать себя со своими работами и считать их чуть ли не своими детьми, это всего лишь продукт нашего воображения, сотворенный в меру наших способностей. Критику нельзя принимать близко к сердцу, какой бы мягкой она не была.
Поэтому, вместо того, чтобы планировать акт мести каждому критикану на пути, бесстрастно и отвлеченно слушайте, что они пытаются донести до вас о вашей работе. Очень легко и логично занять оборонительную позицию, когда кто-то судит то, чему вы посвятили время и силы, но будьте холодным и стойким, словно айсберг, что не по зубам ни одному ледоколу.
Кроме фактической, конструктивной критики, вы можете столкнуться с интернет-троллингом. Троллей совсем не интересует помощь вам, это не то же, что смотреть в аудитории в глаза человеку, который критикует вашу работу по делу, это гнусный целенаправленный анонимный пинок по эго. Так что не тратьте время и силы на такие комментарии.
Критикуй меня полностью
Когда ваши работы критикуют – это здорово, потому что это признак того, что у вас начала формироваться аудитория. Те, кому вы понравились, останутся и приведут носителей подобного вкуса, а те, кому вы не понравились, уже высказались и не будут вас трогать.
Поделись мнением
Какая критика на творческом пути тебе наиболее запомнилась, и помогла ли?