Эта статья - финальная часть достаточно обширного эссе, которое нам пришлось разделить на три части.
Настоятельно советуем прочитать его сначала, если вы вдруг этого еще не сделали: часть 1 и часть 2.
Искусство или не искусство, вот в чем вопрос
Можно ли обсуждать произведения искусства в принципе? Со всеми этими определениями, думаю что нет. Любая дискуссия рано или поздно превратится в дискуссию о том, какой подход лучше (если, конечно, обсуждающие не подозревают о существовании каких-то из них). Только посмотрите, как может выглядеть такое обсуждение между поклонником «красивого искусства» и фаном «волнующего искусства»:
Разве не забавно? Если вы прочитаете текст только в средней колонке, то эта ситуация будет выглядеть крайне абсурдно, как будто эти двое обращаются друг к другу на разных языках, достаточно похожих, чтобы создать иллюзию понимания, но в недостаточной степени, чтобы его создать. Вот поэтому так сложно найти определение искусству. Мы все знаем, что это такое — нечто, что будит в нас какие-то эмоции — но мы никогда не можем согласиться на конкретной природе эмоции в этом определении.
Кстати, такой пример “таблицы с переводом” — это замечательный способ понять оппонента в ожесточенной дискуссии, когда вы доходите до фазы “ как ты можешь будь таким идиотом и не понимать, о чем я тебе говорю!” Вполне возможно, что вы имеете ввиду разные вещи.
Кто же решает, что такое искусство?
Так как искусство — категория субъективная, ну… ты и решаешь. Но ты при этом должен помнить о том, что это только твоя точка зрения. Каждый раз, когда ты говоришь “искусство — это…” после этого идет подразумеваемое “для меня”. Поэтому обсуждения какой-то конкретной работы обычно ничем не заканчиваются. Вы можете заранее оговорить используемые определения, как мы это только что сделали здесь, а также плюсы и минусы какой-то точки зрения. Но сама-то работа к этому всему отношения не имеет! Не важно, насколько сильно ты уверен, что оппонент ошибается, но он просто не может ошибаться. Давайте еще раз разберемся:
Абсурдно? Вот что я слышу каждый раз, когда кто-то говорит “Они называют это искусством? Я сам так мог бы нарисовать!” Да, ты мог бы, поэтому для тебя это не произведение искусства. Но разве это причина, почему для других это не может являться искусством? Только потому, что эта работа не попадает под твое определение искусства? Ты слишком высокомерен, чтобы всерьез полагать, что твое мнение имеет силу установить одно единственное объективное определение, которому обязан был бы подчиняться каждый!
Поэтому мы и считаем, что искусству сложно или даже невозможно дать определение. Несмотря на простое и базовое определение, выведенное нами в самом начале статьи, мы не в состоянии прийти к полному взаимопониманию относительно каждой конкретной работы. Кажется, что мы все это понимаем, но каждый раз кто-то внезапно начинает восхищаться чем-то, что на наш взгляд такого отношения не достойно, и мы немного выходим из себя и начинаем с пеной у рта отстаивать правильность своего взгляда. Когда в игру вступают большие деньги, пробуждаются и более сильные эмоции, и мы принимаем все еще ближе к сердцу: “Это не искусство, почему же тогда за это столько платят! Они хотят сказать, что мое определение искусства неправильно? Как они вообще смеют! ”
Искусство может вызвать массу положительных эмоций, но оно также может стать и семенем презрения к окружающим. Каждый раз, когда вы хотите начать “холивар” из-за “нифига-не-искусства”, названного кем-то искусством, обдумайте ситуацию еще раз. Почему вы чувствуете ненависть к чему-то, что получает восторженную оценку, которой оно по вашему мнению, не достойно? Вы действительно считаете, что вправе решать за людей, чем им восхищаться? Или вы просто завидуете тому, что что-то другое получает все внимание, а ваши работы, над которыми вы так трудитесь, остаются незамеченными?
В любом случае, как бы то ни было, дело в вас. Помните, когда насчет какой-то работы говорят “Это поразительно!”, это совсем не значит, что вы обязаны согласиться. Это просто чья-то точка зрения. Так что не начинайте активные оборонительные действия, считая что кто-то хочет вас заставить изменить свои взгляды.
Искусство без зрителей
Все это время мы говорили о реакции других. А можно ли создавать произведения искусства без сторонних зрителей? Простой ответ на этот вопрос — да, если работа отвечает вашему личному определению искусства. Но правда в том, что все, что угодно является искусством и вместе с тем ничто им не является. Все зависит от того, кто на работу смотрит.
Эту истину может быть очень сложно принять. Обычно мы так и продолжаем жить с иллюзией, что чем больше людей во что-то верят, тем ближе это мнение к истине. Чем больше людей назовут ваше творение искусством, тем выше вероятность, что оно им все же является. Отсюда и идет желание заставить всех любить ваши работы. Вы уже должны были понять, что такой исход невозможен. И даже если вы тщательно изучите все приведенные определения и создадите такое творение, которое им бы всем отвечало, то результат перестанет быть искусством для вас лично (если конечно, ваше определение не гласит: “искусство — это что-то, что заставило людей меня любить”).
Давайте вернемся к идее творения. Ваше намерение, как творца, — самый важный фактор, по которому можно определить ценность творения. Если вы творите, чтобы заставить людей смеяться, а они не реагируют, то ваши творения бесполезны. Опять же, для вас. Если вы творите для того, чтобы заставить людей смеяться, а вместо этого они начинают восхищаться вашими творениями и техникой рисования, ваши творения все так же останутся бесполезными. Потому что ваше намерение провалилось.
Однако если вы творите для того, чтобы вами восхищались, но прячете это намерение под оправданием “я хочу, чтобы люди смеялись”, и они на деле вами восхищаются (даже если и не смеются), — это большой успех для вас. В этом случае ваши творения будут для вас очень ценными. потому что они дали вам то, чего вы так хотели.
Реакция зрителей не делает работу хорошей или плохой — это делает ваше намерение и успех относительно него.
Поэтому вы можете быть успешным художником даже не показывая свои работы никому. Это возможно, если ваше намерение — рисовать такие работы, которые нравились бы вам лично. Для этого вам никто другой и не нужен. А надпись “Меня не волнует, нравится ли вам эта картинка! Я рисую для себя!” под опубликованной работой — вот это большая ложь. Зачем же тогда было постить? Что вы хотите получить через эту работу? Каково ваше истинное намерение?
Вы понимаете теперь, о чем я. Ценность работы сложно оценить объективно, как и само искусство, потому что оно рождается внутри смотрящего (или творца) и каждый создает его своим уникальным образом. Кому-то понравятся ваши творения, кому-то — нет. И те и другие будут правы. Вам могут быть больше по душе те, которые согласны с вашими намерениями, но от них тоже ничего не зависит. Это ВЫ дали им силу влиять на изменение ценности вашей работы!
Муки творчества
Вы должны спросить себя: чего вы хотите? Почему вы творите? Если ваша любовь к рисованию началась еще в детстве, подкармливаемая реакциями учителей и друзей, то скорее всего, вы рисуете для того, чтобы почувствовать те волшебные ощущения, когда вас кто-то хвалит. Ваше намерение — творить такие работы, которые смогут поражать, вызывать любовь, восхищение, и как результат, будут повышать вашу собственную самооценку в собственных глазах. Вместе с такими желаниями, и вы, и ваши творения становятся рабами публики. Каждый раз, когда кто-то не реагирует так, как задумано, вам будет плохо. И больше не важно, нравится ли работа самому автору. Вы вкладываете всю силу в чужое мнение.
Их мысли не влияют на ценность вашей работы — только ваши мысли об их мыслях меняют. Поэтому люди разочаровываются и сдаются так просто, когда учатся творить. Когда ваша единственная мотивация — это чувствовать себя великолепно, а процесс обучения вам этого не обеспечивает (или даже наоборот забирает), очень легко потерять кураж. Если вам показалось, что речь в этой статье идет о вас, то это первый шаг к выздоровлению. Если рисование — это только средство, чтобы почувствовать себя замечательно, то проблема скрывается гораздо глубже, чем в недостаточно отточены навыках.
Скажу честно: попытка почувствовать себя полезным и чего-то стоящим двигает практически всеми человеческими поступками. Поэтому искоренить его полностью не выйдет. Но ваша ценность как художника не должна быть единственной вещью, которая заставляет вас почувствовать себя лучше. Сколько раз вы смотрели на свои рисунки и думали: “Это ужасно! Я лузер. Я безнадежен!” У вас есть право быть фиговым художником, в этом нет ничего плохого! Вам даже не нужно быть художником, будьте просто творцом!
Когда кто-то говорить, что плохим художником быть плохо, это не значит, что вы сразу же должны начать думать таким же образом. Продолжайте придерживаться своего мнения — с чего бы только хорошим художникам было позволено рисовать? Как вы сможете научиться рисовать лучше, этого не делая?
Попробуйте поменять свою мотивацию, ваше основное намерение, и вы увидите, насколько сразу все станет проще. Например, вместо попыток стать лучше всех, поставьте себе задачу рисовать настолько же хорошо, как какой-то ваш любимый автор. Таким образом, вы станете независимы от чужих мнений, потому что вне зависимости от того, нравится им ваша работа или нет. Ведь только вы будете знать, что для вас есть “хорошо”. Вы сможете сфокусироваться на процессе рисования, а не на результате. Вместо того, чтобы оценивать все, что вы нарисовали (включая даже учебные наброски), просто поставьте себе целью “закончить картинку” и почувствуйте, насколько легче станет добиться успеха!
Заключение
Искусство нельзя определить, потому что каждый создает определение в собственной голове. Таким образом, и ценность произведения искусства также нельзя оценить. Когда кто-то говорит, что ваши работы недостаточно хороши, они только высказывают свою точку зрения, а не объективную, реальную их ценность. И более того, если что-то кажется вам уродливым, это тоже может быть авторской задумкой! На ваш вкус — это “плохо”, потому что плохо выглядит, но для автора — это “хорошо”, ровно по той же причине!
Если вы думаете, что другие люди определяют ценность искусства, это только потому, что вы даете им такую силу. Если в вашу задачу не входило заставить их восхищаться вами, недостаток восхищенных возгласов совсем не будет вас задевать. Как только вы это поймете, вы, наконец, станете свободными! Поменяйте свои намерения, и сделайте восхищение только побочным продуктом ваших творений. Сфокусируйтесь на том, чего вы хотите добиться, и не ожидайте от посторонних, что они скажут, насколько хорошо или плохо вы это делаете. Если вы забьете на восхищения, то будете, наконец, свободны быть недостаточно крутым. И знаете что? Я могу сказать точно, что те, кем вы больше всего восхищаетесь, внутренне нуждаются в этом меньше всего!
Было бы интересно, услышать Вашу точку зрения на эту тему. Какое из определений искусства вам ближе? Или, может быть, вы активно пользуетесь какими-то другими определениями? Зачем вы творите и какие ваши намерения? Рисовали бы вы и дальше, если бы никто не увидел ваши работы?