Основы рисования ткани

Наверняка, многие из вас сталкивались с трудностями при рисовании ткани, поэтому давайте разберём азы.

Методика рисования:

  • Определите источник света, а также все силы, действующие на ткань
  • Создайте эскиз
  • Позаботьтесь о необходимых референсах
  • Выберите цвет и структуру
  • Рисуйте структуру, опираясь на референсы
  • Рисуйте и совершенствуйте текстуру

О референсах

Существует несметное количество форм тканей, поэтому выбрать правильный референс и следовать ему – очень важно. Не всегда под рукой найдется ткань, ну хоть какая-нибудь. Вы это понимаете, поэтому давайте рассмотрим альтернативные источники референсов:

  • Фотографии – целое множество, через поисковые системы и базы данных google, gettyimages и flickr.
  • Рисунки – через базы данных Art renewal center и wikimedia (куда можно попасть через ссылки со страниц художников на wikipedia).
  • Крепированная бумага – легко приобрести, подходит для рисования грубых тканей.

На что обращать внимания в референсах:

  • Силы действующие на ткань и соответсвующие изгибы тканей
  • Формы складок
  • Текстура (тень и свет, перелив цвета)
  • Объем (толщина и ширина складок, различие в форме изгибов)
  • Детали (небольшие складки и края ткани)
  • Структура ткани

Взглянув на ткань под микроскопом, мы увидим, что вся она соткана из волокон, равномерно переплетающихся друг с другом.

Поэтому ткань и не особо эластична. Следует держать это в уме, и сохранять единую длину линий.

Если об этом не позаботиться, мы изобразим ткань неправильной структуры, и это будет заметно даже новичку, хоть он и не скажет, что же всё-таки в рисунке не так. Обратите внимание на примеры, следующие ниже.

Конечно же, правильно ткань тремя штрихами не изобразишь, рисунок придется подгонять и совершенствовать постепенно.

Соблюдаем длину

Пример 1. До и после складывания

Верхний рисунок представляет ткань посредством цвета, а нижний – посредством условных равноотдаленных линий. И вертикальные, и горизонтальные линии до и после складывания имеют ту же длину. Крайний правый рисунок не соответствует схематическому рисунку из линий, потому что цвет в его центре не достаточно темный, что делает складку недостаточно глубокой и заставляет отрезок ткани выглядеть суженым, а не прямоугольным.

Пример 2. Складки в одном направлении

Пригодится вам в рисовании аксессуаров.

Обратите внимание, что крайний правый пример не плохой, но всё же и не самый удачный (по правде говоря, мною сначала был изображен именно он, но, после обнаружения ошибок – использован как неправильный пример).

Пример 3. Присобранные складки

Вспомните, когда нужно будет рисовать рукава или банты.

Заметьте, что верхняя, самая широкая часть нашего полу-банта – такой же длины, что и в несобранном состоянии. А вот нижняя часть, будучи деформированной, имеет приподнятые волнистые края. Длина при этом сохраняется – проверьте с помощью линейки. Окружность, которую формируют края ткани, также должна сохранять длину.

Силы, оказывающие действие на ткань

  • Гравитация
  • Силы природы (ветер, влага)
  • Различные объекты
  • Свойства самой ткани

Если потянуть с силой за края ткани, появится складка, как на рисунке ниже. Это свойственно эластичным тканям в наших купальниках.

Пример воздействия сил на ткань

Это фото Мэрилин Монро – отличный пример различного воздействия: ветер, натяжение от бёдер, сила притяжения.

Зеленые линии служат отличным примером сохранения длины. Направления складок различны, но, в конечном счете, их длина одна и та же.

Чем больше внимания вы уделите воздействию всевозможных сил на ткань, тем реалистичнее у вас получится её изобразить.

Света и тени на ткани

Подобно другим 3D-объектам, кусочек ткани также находится в трёхмерном пространстве. Определите для себя нахождение источника света еще до начала рисования, или добавляйте свет в процессе. Вам помогут знания светотени, а о ней вы можете узнать из соответствующих уроков.

Жесткая и мягкая ткань

Жесткая ткань: цветовые переходы резкие, линии отчетливые. Присутствуют резкие изгибы.

Мягкая ткань: цветовые переходы плавные. Резких изгибов самая малость.

Я позволяю себе рисовать ткань изначально жесткой, а затем превращать её в мягкую с помощью мягкой кисти-аэрографа в графическом редакторе.

Обычные складки

Почти все сложные складки – производные от простейших, о которых сейчас и поговорим.

Струящаяся ткань

Струящиеся ткани обладают красивыми изгибами, только гляньте на фотографии.

Картины периода неоклассицизма также полны воздушных, струящихся тканей.

Но в реальной жизни плотная ткань не «течёт» как на рисунках Пэрриша и Лейтона, она недостаточно легка. Между тем, контраст, который порождают нереальная легкость форм и угадываемая по текстурам тяжесть ткани, создаёт ощущение неземной сверхлегкости. Фактически, именно это можно увидеть на фотографиях подводной съемки.

Вместе с фотографиями тканей, развевающихся на ветру, они могут послужить отличным референсом в изображении тканей, которые струятся.

Помните об авторских правах, не копируйте целенаправленно фотографии! Следуйте им как эталону, это будет и полезней, и законней.

Процесс рисования

1. Делаем набросок простыми линиями, определяем расположение ткани.

2. Определяем влияние различных сил на ткань.

3. Установив источник света, делаем набросок цветом. В нашем примере свет падает с верхнего правого угла.

4. Начинаем прорисовывать складки с верхнего левого угла.

5. Всё еще работаем со складками в том углу. На ходу исправляем погрешности.

6. Покрываем цветом лицевую часть ткани на переднем плане.

7. Продолжаем штурмовать левый верхний угол.

8. Наконец добились правильной формы.

9. Прорисовываем еще более детально. Работаем с изгибами на заднем плане.

10. Еще деталей.

11. Немного работы мягкой кистью, отделяем задний план от переднего с помощью цвета.

12. Если продолжать орудовать мягкой кистью, можно сделать ткань еще более мягкой. Но у меня всё.

Рисование ткани занимает много времени, постоянно приходится что-то пробовать, корректировать, обращаться к референсам, но вам в итоге будет приятно посмотреть на свой собственный результат.

Удачи!