Всё, что вы хотели знать о свете. Часть 5.

Следующую статью цикла художник Richard Yot посвятил разным типам искусственного освещения и его особенностям.

Освещение в помещении имеет совершенно другие характеристики, нежели освещение под открытым небом по большей части из-за отсутствия прямых солнечных лучей. Поскольку эти источники света контролируются людьми, освещение приобретает новую черту — определенную цель. Например, домашние светильники созданы, чтобы испускать уютный, чаще всего рассеянный свет, тогда как офисное освещение более функциональное, и снижение затрат на него часто преобладает над  заботой о здоровье — именно поэтому офисным служащим приходится работать в зелёном полумраке.

Большинство искусственных светильников в помещении испускают рассеянный свет — для этой цели служит абажур, смягчающий тени, которые он даёт. Важным исключением являются прожектора, которые испускают резкий свет. Однако дизайнеры освещения обычно используют несколько прожекторов, таким образом вместо одного резкого источника освещения получается несколько, которые смягчают тени друг от друга и в то же время создают множество бликов.

Солнечный свет в помещении почти всегда рассеян, так как отражается от стен, пола и потолка. Прямой солнечный свет может проникать через окна и световые люки, но из-за малого размера окна  по сравнению со стенами на большую часть наших домов никогда не падал луч света, не отраженный прежде от той или иной поверхности.

Свет из окна

Именно свет из окна мы обычно и принимаем за естественное освещение в помещении. Поскольку окно само по себе эффективный источник света, это означает что свет от него довольно мягкий (так как окно — это большой источник). Свет из окна очень приятен и фотогеничен. Если в помещении всего одно окно, контраст будет довольно высок несмотря на малый источник света; если окон несколько, контраст сгладится из-за большого количества заполняющего света.

Цвет света зависит от множества факторов: во-первых, погода повлияет на свет в окне, например в пасмурную погоду свет будет белым, серым или синим. В солнечную погоду он будет небесно-голубым или белым, жёлтыми или красными солнечными лучами ( зависимости от времени суток). Когда свет проходит сквозь окно, на него влияют также и поверхности, от которых он отражается в комнате. Все цвета стен, пола и мебели будут влиять на отражённый свет.

Очевидно, что все эти факторы означают, что чтобы достоверно изобразить освещение из окна, вам придется очень тщательно обдумать все превращения, происходящие со светом, и спланировать яркость, цвет и контраст с умом. Самой простой исходной моделью может быть белый свет в пасмурную погоду, попадающий в белую комнату через одно большое окно. Используя эту простую модель в качестве отправной точки вы сможете планировать и варьировать дальнейшие превращения света.

Один из самых популярных типов освещения из окна называется северным освещением, то есть освещением из окна, выходящего на северную сторону. В прошлом у художников не было хорошего искусственного освещения, и, имея студию с окном, выходящим на север, они обеспечивали себе относительно постоянное и достаточное освещение в течение дня. Поскольку солнце всегда находится на юге (по крайней мере в северном полушарии),  сквозь такое окно проникает только рассеянный небесный свет — мягкий, не отбрасывающий резкие направленные тени. Основные характеристики северного освещения такие же, как у любого освещения из окна, в которое не попадает направленный солнечный свет. Хотя комнаты, выходящие на север, и кажутся темными из-за недостатка солнечного света, освещение здесь довольно приятное.

  • Хотя прямой солнечный свет и попадает в эту комнату, он освещает лишь сравнительно небольшую площадь. Большая часть стен и мебели освещена благодаря отраженным солнечным лучам или рассеянному свету, проходящему сквозь само окно. Заметьте красный оттенок дальней стены, который вероятно, отражается от штор. Также заметьте, что благодаря резкому контрасту, создаваемому солнечными лучами, цвета освещенных участков кажутся очень яркими.

  • А вот пример того, каким мягким может быть оконное освещение. Фото было сделано в пасмурную погоду, и все окно выступает в качестве гигантского софт-бокса для портрета. Чем ближе объект к окну, тем мягче свет. Заметьте, как размыты края теней, и какой мягкий переход между светом и тенью.

  • Мягкий свет из большого окна использовался художниками веками (и часто используется до сих пор современными фотографами), потому что он красив, предсказуем и легко доступен.

Домашнее вольфрамовое освещение

Это самая распространённая форма внутреннего освещения, с которой мы сталкиваемся повседневно; такое освещение исходит от множества различных источников от потолочных лампочек до настольных ламп и бра, но общим для всех них является наличие лампы накаливания.

Свет лампы накаливания ярко-жёлтый или оранжевый, как уже было упомянуто в части 1. Лампочки жёлтого света проще произвести, и поскольку наш мозг обладает способностью отсеивать жёлтый или оранжевый оттенок, мы воспринимаем свет таких лампочек как белый. В целом, если вы фотографируете или рисуете интерьер, освещенный вольфрамовой лампочкой, то более реалистичным будет придать ему белый, нежеле жёлтый оттенок, поскольку вы должны опираться на собственное восприятие, а не на абсолютную реальность. Ярко-оранжевые фотографии или рисунки, на  самом деле, будут казаться менее убедительными, хотя и более точными.

Характеристики освещения лампами накаливания, однако, сильно варьируются и мало предсказуемы, так как существует множество подходов к освещению интерьеров. В обычных домах большая часть освещения будет рассеянной из-за абажуров на лампах, которые увеличивают размер источника света и смягчают его.

Освещение в обычном доме отличается от комнаты к комнате, а на его характеристики влияет назначение помещения. Самый простой пример — это помещение вроде гаража или кладовки, которое может освещаться единственной голой лампочкой, дающей резкий непривлекательный свет. Это приемлемо в таком помещении, так как человек проводит там мало времени и отдает предпочтение функциональности освещения, а не его красоте.

В комнате, где человек проводит много времени,и качеству света придается большое значение, так как он должен создавать приятную уютную атмосферу, вы скорее всего встретите более сложную и привлекательную модель освещения. Например, в гостиной (которая может быть сердцем дома) вы можете увидеть множество светильников, вместе создающих приятное окружение.

Функция освещения также играет немаловажную роль и в других комнатах. Так, в спальне совершенно обычными будут прикроватные лампы, так как они удобно освещают книгу, когда вы читаете перед сном, или помогают найти дорогу до ванной в темноте. В кухне вы найдёте светильники, которые предназначены для освещения рабочих поверхностей или зоны приготовления пищи, а в ванной шкафчики и зеркала могут освещаться специально направленными лампами.

Большинство домашних светильников характеризуется сочетанием функции и характеристик света. Самым обычным аксессуаром для домашнего светильника является абажур, который может, однако, иметь множество разных форм, которые созданы для того, чтобы смягчить свет до некоторого уровня. Абажур скроет ослепительное сияние лампочки и сгладит тени, создаваемые открытым источником света.

Ещё один важный момент, который не стоит упускать — это количество источников света. В подавляющем большинстве домов есть несколько источников освещения, которые ещё больше смягчают свет и тени, отбрасываемые друг другом. Свет из одной комнаты будет проникать в соседнюю, и большинство комнат, таким образом, будут иметь больше одного источника освещения. Типичными примерами могут служить гостиные с четырьмя или пятью светильниками, создающими уютные островки света, или современная кухня с рядами спрятанных в нишах светильников на потолке.

Множество светильников, расположенных таким образом, будут создавать неровное, но интересное освещение по всей комнате, отбрасывая множество теней, зачастую с разным уровнем резкости. Другой очевидный эффект такого типа освещения — множество бликов на отражающих поверхностях, по одному на каждый источник света. Возможно, что разные источники света будут едва заметно отличаться по яркости и цвету, так как со временем лампочка тускнеет и приобретает красноватый оттенок.

Наконец, стоит обратить внимание на то, что некоторые домашние электроприборы тоже излучают свет; самыми очевидными примерами могут служить телевизоры и компьютеры, но есть ещё и микроволновки, плиты и множество других приборов, которые могут излучать некоторое количество света в типичном доме.

Как обычно, единственный совет, который я могу дать — это изучать самостоятельно разные примеры интерьеров, так как эта тема ограничивается только человеческим воображением и имеет бесконечное количество вариантов.

  • Это довольно типичный интерьер с несколькими светильниками, использованными для создания атмосферы. Заметьте разные способы смягчения света с помощью абажуров или отражения света от стен. В результате использованные таким образом несколько рассеянных источников света не дают резких теней. На этой фотографии я подкорректировал баланс белого, чтобы уменьшить насыщенность оранжевых оттенков, так как настоящий оттенок свечения вольфрамовой лампочки выглядит нереалистично. Однако более мягкие оттенки оранжевого выглядят достаточно убедительно и передают то, что мы на самом деле воспринимаем собственными глазами.

Рестораны, магазины и другие коммерческие помещения

Как и в случае с обычным домашним освещением, этот тип освещения сильно варьируется и служит главным образом для создания настроения и привлечения внимания. В большинстве случаев такое освещение очень тщательно продумывается для того, чтобы достичь желаемого эффекта, поэтому воссоздание того, чего добивались дизайнеры, потребует подробного изучения.

Рестораны в основном имеют множество низко расположенных мягких светильников, создающих атмосферу. Также здесь могут присутствовать комбинации разных типов освещения, от подсветки цветочных ваз и горшков до свечей на самих столах. Очевидно, что ни один ресторан не будет похож на другой, поэтому приготовьтесь к большому разнообразию освещения в разных заведениях. Изучение освещения в ресторанах  — это отличный способ понять, как настроение и атмосфера могут быть созданы при помощи света.

Воссоздавая атмосферное освещение ресторана или бара, следует отметить одну важную деталь: относительное большинство использованных светильников будут давать множество бликов на отражающих поверхностях, от столовых приборов и тарелок до людских глаз. Как и в случае с домашним освещением, разные источники света будут отличаться по цвету и интенсивности, создавая островки света по всему помещению.

Магазины нуждаются в другом типе освещения, и хотя атмосфера и важна, стоимость и яркость света, вероятно, являются главными критериями. Самые обычные магазины будут ярко освещены рядами светильников, возможно, с дополнительной подсветкой некоторых витрин. Как обычно, пытаясь воссоздать определенное помещение, подумайте о функции, которую помещение выполняет до того, как пытаться воспроизвести освещение.

Не стоит и говорить, что, как и предыдущий раздел, эта тема широка и разнообразна настолько, что её невозможно раскрыть в одной маленькой статье. И снова лучшим советом для вас станет самостоятельно наблюдать и делать свои фотографии различных интерьеров для референсов.

  • Это достаточно типичный ресторан со множеством светильников, создающих атмосферу. Повсюду множество цветов и визуальных акцентов, и нетрудно догадаться, что этот интерьер был тщательно продуман.

  • А вот кадр покрупнее, отметьте множество бликов на бокалах, отраженных от всех источников света.

  • Типичный торговый центр с ярким освещением. Я сделал цветокоррекцию этой фотографии, но всё равно можно заметить лёгкий зеленоватый оттенок освещения. Обратите внимание на множественные тени под стульями, отбрасываемые несколькими светильниками.