Осваиваем элементы: Рисуем воздух во всех формах

В этом уроке мы займемся созданием специальных кистей для облаков, тумана и другими интересными эффектами, такими как атмосферная перспектива и глубина поля зрения.

Эта статья относится к серии материалов «Осваиваем элементы»:

Вот что вы будете рисовать

Добро пожаловать в серию материалов “Укрощение стихий”! Эта часть обещает быть вполне интересной, хотя бы потому, что обычно воздух нельзя увидеть. Однако существуют некоторые элементы, напрямую связанные с воздухом, которые мы все-таки можем нарисовать, чтобы придать сцене особенную атмосферу.

1.Создаем Облачную кисть, версия 1

Существует превеликое множество различных типов облаков, так что давайте попробуем сделать более менее универсальную кисть, которой можно будет рисовать их все.

Шаг 1

Выбираем круглую, жесткую кисть, в графе Transfer (Передача) ставим галочку. Нажимаем F5 и видим вот такое окно.

Шаг 2

Ставим галочку в пункте Scattering (Рассеивание) и играем с настройками до тех пор, как не получим эффект, показанный ниже на картинке. Если необходимо, перейдите в Brush Tip Shape (Форма отпечатка кисти) и меняем Интервал (Spacing) вашей кисти.

Шаг 3

Ставим галочку в Shape Dynamics (Динамика формы). Это позволит нам потом менять размер кисти.

Шаг 4

Ставим галочку в Dual Brush (Двойная кисть) и выбираем для нее режим Chalk brush (мел). Настройте параметры так, чтобы придать каждому мазку зазубренную, рваную текстуру.

Протестируйте киcть! Если вас все удовлетворяет, сохраните настройки. Если нет — вернитесь и подправьте еще раз.

Шаг 5

Создайте новый файл (New File). Для того чтобы создать небо, примените к фону нового документа градиент от темно-синего к светло-голубому. Далее создайте новый слой (New Layer) и нарисуйте облака, выбрав темно-голубой цвет (типа #B5C6CC) малой насыщенности.

Шаг 6

Уменьшите размер кисти и нарисуйте неровные края облаков везде, где видите круглые части.

Шаг 7

Сделайте цвет ярче и нарисуйте облака еще раз, теперь по центру каждой формы.

Шаг 8

Сделайте цвет совсем ярким, почти белым. Уменьшите размер кисти и нарисуйте блики и светлые участки облаков, как будто это обыкновенные трехмерные объекты.

Шаг 9

А где есть светлые участки, там есть и тени! Нарисуйте их на противоположной стороне облаков, используя ненасыщенный темно-голубой цвет.

Шаг 10

В зависимости от стиля, которого вы хотели бы добиться, можете немного размыть облака, используя тот из инструментов, который вам по душе. Я использовала инструмент “микс-кисть” (Mixer Brush Tool) со стандартными настройками.

Чтобы придать чувство “пушистости”, просто используйте мягкую круглую кисть на внутренней зоне облаков.

Шаг 11

Можете использовать эту кисть для рисования любых видов облаков, каких только захотите. Просто помните о том, что нужно держать палец у кнопки увеличения / уменьшения размера так, чтобы вы могли постоянно менять размер кисти, делая облака более хаотичными по структуре, и, тем самым, более натуральными.

2.Создаем Облачную кисть, версия 2

Если вы готовы меньше контролировать процесс, но вместо этого рисовать быстрее, вы можете попробовать другую кисть.

Шаг 1

Создайте новый документ (New File). Залейте (Fill) его фон полностью черным цветом и поверх него, на новом слое (New Layer) нарисуйте неопределенную форму меловой кистью (Chalk brush).

Шаг 2

Скопируйте форму (Duplicate), нажав Control-J. примените к скопированному слою свободную трансформацию (Free Transform Tool (Control-T)) для того, чтобы изменить размер оригинала. Зажмите Shift и Alt, чтобы сохранить исходные пропорции и позиционирование. А потом снизьте прозрачность первого, оригинального слоя.

Шаг 3

Откройте Фильтр > Размытие > Размытие в движении (Filter > Blur > Motion Blur), чтобы сделать края оригинала еще менее четкими.

Шаг 4

Объедините слои (Flatten) и сделайте Инверсию (Invert (Control-I) цветов изображения. А потом откройте Редактирование > Определить кисть (Edit > Define Brush Preset).

Шаг 5

Откройте Свойства кисти (Brush Settings (F5) и поиграйте с настройками, чтобы получить пушистую кисть. Протестируйте ее в процессе, и обращайте внимание на Интервалы (Spacing).

Вы можете использовать эту кисть точно также, как предыдущую, кроме того, что она создает более быстрый, но менее контролируемый результат.

3. Достигаем атмосферной перспективы

Атмосферная (или воздушная) перспектива — это замечателный метод достижения глубины. Хотя сам по себе воздух невидим, вода и частицы пыли, задерживающиеся в нем, видны. Когда на них падает свет, изображение предстает перед нашим глазом в измененном виде. Чем более “загрязнен” воздух (не обязательно вредными веществами), тем более активна “дымка”, которую можно разглядеть. Также дымка становится более видимой и с увеличением расстояния от смотрящего. А еще у нее цвет неба.

Давайте посмотрим как добавить такой эффект в эту сцену:

Шаг 1

Подготовьте бело-голубой градиент. Сделайте белую его часть прозрачной.

Шаг 2

Поместите градиент на землю, но под объектами. Никогда не применяйте этот эффект сразу на всю сцену, или вы моментально сделаете ее плоской! Чтобы затронуть только область земли, используйте слой, на котором нарисована земля как обтравочную маску для слоя с градиентом. Для этого нажмите Control-Alt-G.

Шаг 3

Установите Режим наложения (Blend Mode) на “Экран” (Screen). Это сделает землю более светлой и глубоватой, а не просто голубой.

Шаг 4

Давайте применим тот же эффект и к объектам. Создайте новый слой (New Layer) над ними и cоздайте обтравочную маску (Create a Clipping Mask) еще раз. На этот раз не используйте вертикальный градиент, а примените линии перспективы.

Шаг 5

Поменяйте настройки Режима наложения (Blend Mode) также как и раньше.

Этот эффект виден в не зависимости от того, сколько предметов вы поместили в свою сцену. Благодаря воздушной перспективе вы можете с легкостью убедить смотрящих, что это не просто маленький мячик, но он на самом деле лежит на некотором расстоянии.

Как я сказала ранее, чем более “загрязнен” воздух, тем сильнее дымка. Это значит, что при довольно чистом воздухе, меньшее количество объектов будет затронуто градиентом. Вам нужно просто понизить прозрачность (Opacity) большого градиента и сделать его “короче”.

4. Как достигнуть глубины поля зрения

Глубина поля зрения — это еще один замечательный трюк, который может помочь в создании чувства пространства. Однако, если проделать его некорректно, он может, наоборот, сделать картинку с хорошо нарисованными тенями плоской. Давайте посмотрим, что надо делать, чтобы этого избежать!

Шаг 1

Прежде всего, нам нужно отделить “уровни” от сцены. В моем случае, это уровень земли, небо и объекты. Также все из них — отдельные слои. Поработав над каждым из этих “уровней” в отдельности, мы получим эффект глубины. Сначала займемся землей. Выберите нужный слой и нажмите Фильтр > Размытие > Размытие по малой глубине резкости (Filter > Blur > Tilt-Shift). Поместите центр в ту точку, куда смотрит наблюдатель, и сожмите зону применения до узкой полосы.

Это покажет нам, какие объекты будут размыты, а какие — останутся резкими.

Шаг 2

Небо можно легко размыть, применив Фильтр > Размытие > Размытие по Гауссу (Filter > Gaussian Blur).

Шаг 3

Примените то же размытие ко всем объектам, которые расположены вне резкой полосы. Если они у вас находятся в одном слое, попробуйте поэксперементировать с Фильтр > Размытие > Размытие поля (Filter > Blur > Field Blur), но будьте осторожны — используйте как можно больше точек единовременно, чтобы избежать “уплощения”.

Этот эффект, хотя он и очень крут, может использоваться только тогда, когда наблюдатель смотрит на нечто, расположенное довольно близко к нему. Вы можете свободно его использовать для того, чтобы подчеркнуть небольшой размах сцены («точка обзора муравья»), но не переусердствуйте, пытаясь использовать его для чего-то крупномасштабного.

Также этот эффект полезен и для тех случаев, когда вы хотите точно показать, где находится смотрящий. Все, что вам нужно сделать, — это поместить что-нибудь очень крупное в масштабе прямо на переднем плане, а затем размыть этот объект. Например, сделаем так, что смотрящий находится за решеткой.

Он или она смотрит сквозь нее….

… или на нее, в зависимости от того, на чем вы желаете поставить акцент.

Если вы хотите проделать что-то в этом духе, старайтесь делать “крайний передний план” настолько крупным, насколько это возможно, не заслоняя всю картину. Вы можете увидеть этот эффект, если поднесете руку близко к лицу, в это время продолжая смотреть на экран. Закройте один глаз для четкости.

5. Рисуем туман

Шаг 1

Туман — это ни что иное, как очень интенсивная атмосферная перспектива. Начнем с того, что применим этот эффект к сцене. Теперь не нужно устанавливать ему прозрачность!

Шаг 2

Создайте новый слой (New Layer) и залейте его черным. Потом выберите Фильтр > Рендеринг >Облака (Filter > Render > Clouds). Скопируйте изображение.

Шаг 3

Откройте Окно > Каналы (Window > Channels) и создайте новый канал (Create New Channel).

Шаг 4

Вставьте облака, потом снимите выделение (deselect (Control-D). Нажмите Загрузить содержимое канала как выделенную область (Load Channel As Selection).

Шаг 5

Вернитесь к каналам RGB, и спрячьте слой с облаками, не меняя его выделение.

Шаг 6

Создайте новый слой (New Layer) и залейте оставшееся выделение белым.

Шаг 7

Используйте инструмент Свободное трансформирование (Free Transform (Control-T), чтобы подогнать перспективу. Чтобы достичь нужного эффекта, удерживайте Control пока тянете за уголки.

Шаг 8

Используйте маску слоя или инструмент Ластик (Eraser Tool), чтобы открыть те элементы, которые находятся над слоем тумана. Помните о перспективе!

 

Шаг 9

Можете применить Фильтр > Искажение > Искривление (Filter > Liquify), чтобы подкорректировать форму тумана.

Шаг 10

Если он слишком прозрачен, просто сделайте дубликат слоя (Control-J).