Работаем с кистями и текстурами в Paint Tool SAI

О кистях и текстурах в Paint Tool SAI и о том, как правильно установить новые.

Для того, чтобы легко и просто научиться устанавливать новые кисти и текстуры в SAI, нужно понять, как эта программа вообще устроена. Лично мне кажется, что различные существующие пошаговые руководства на эту тему больше путают людей, нежели помогают. Мой подход больше ориентирован на то, чтобы разобраться в устройстве SAI и на основе полученных знаний делать всё остальное. Не бойтесь, всё не так сложно!

НАХОДИМ КОРНЕВУЮ ПАПКУ ПРОГРАММЫ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Найдите иконку SAI, при помощи которой вы запускаете программу. Она может быть либо на Рабочем столе, либо в меню «Пуск». Нажмите на иконку правой кнопкой мыши. Должно появиться вот такое меню. Выберите пункт «Свойства».

Появится вот такое окно. Найдите кнопку «Расположение файла» и нажмите её.

Появится новое окно. Это и будет та папка, в которой находятся все системные файлы Paint Tool SAI. Не так уж и сложно, да ведь?

ПАПКИ PAINT TOOL SAI

Из папок, находящихся внутри корневой папки SAI, нам интересны только следующие: blotmap, brushtex, elemap и papertex.

Внутри папок blotmap и elemap находятся файлы с формами кистей («карты»). В SAI есть два вида «карт» с разным функционалом, потому они и находятся в отдельных папках. В программе выбор той или иной «карты» происходит здесь, на панели настроек кисти:

В папке brushtex находятся текстуры кистей. В SAI кисть может иметь и форму, и текстуру. Например, простой круглой кисти можно дать текстуру земли (dirt).  Текстуру можно выбрать в меню на той же панели настроек кисти, прямо под меню формы кисти.

Папка papertex содержит в себе «бумажные» текстуры. Эти текстуры уже не относятся к текстурам кисти; текстуры из данной папки даются слою.  Сделать это можно на панели настроек слоя в меню «Текстура».

ФАЙЛЫ КОНФИГУРАЦИИ PAINT TOOL SAI

Сейчас нам нужны следующие файлы, находящиеся в корневой папке программы:  brushform.conf, brushtex.conf и papertex.conf. Что это за файлы и зачем они нужны? В них содержатся списки кистей и текстур из папок, о которых мы только что говорили. Помните, что в Paint Tool SAI есть формы кистей, текстуры кистей и текстуры слоёв? Так вот, данные три файла – это основные списки этих трёх вещей.

brushform.conf – по имени файла можно догадаться, что это список форм кисти («карт«).

brushtex.conf – тут у нас список текстур кисти.

papertex.conf – думаю, что тут всё очевидно, да? Это список текстур слоёв.

РЕДАКТИРУЕМ ФАЙЛЫ КОНФИГУРАЦИИ

Выполните двойной щелчок по файлу с расширением .conf, который вам нужен. Должна открыться программа «Блокнот» с вашим файлом.

Если этим способом файл не откроется, нажмите на иконку файла правой кнопкой мыши. Появится меню. Далее возможны несколько путей. Посмотрите, какой из них будет работать на вашем компьютере:

  • Если в меню есть пункт «Редактировать», нажмите на него. Должна открыться программа «Блокнот» с вашим файлом.
  • Если в меню есть пункт «Открыть с помощью», выберите го. В выпадающем меню найдите среди предложенных программ «Блокнот».
  • Если же откроется новое окошко с программами, то найдите «Блокнот» в списке программ.

Простите, у меня нет скриншотов к каждому из этих пунктов.

Сейчас у вас должен быть открытый файл конфигурации. Выглядеть это должно примерно так:

Каждая строчка является пунктом в меню настроек кисти в Paint Tool SAI и соответствует файлу-картинке, находящемуся в соответсвующей файлу конфигурации папке.  Каждая строчка имеет следующий формат:

номер,путь к файлу с расширением.bmp.

Посмотрим пример. Первая строчка моего файла конфигурации такая:

1,blotmap/Noise.bmp.

Разбираемся: blotmap – это имя папки, а Noise.bmp – это файл-картинка, находящийся в этой папке.

А сейчас объясню, зачем нужен номер.

  • Для файлов brushtex.conf и papertex.conf номером всегда будет 1. Тут волноваться не о чем.
  • В файле brushform.conf используются два номера: 1 для blotmap и 2 для elemap. Помните, в самом начале мы говорили о том, что в Paint Tool SAI существует два вида форм кисти, которые ведут себя по-разному? Вот, наконец мы и добрались до того, где собака зарыта…

КАК УСТАНОВИТЬ НОВЫЕ КИСТИ И ТЕКСТУРЫ

Надеюсь, вам были понятны объяснения принципов работы программных файлов. Установка новых кистей и текстур довольно простая:

  1. Зайдите в корневую папку Paint Tool SAI.
  2. Перенесите, скопируйте или разархивируйте ваши новые файлы с кистями или текстурами в соответствующие папки (elemap, blotmap, brushtex или papertex)
  3. Отредактируйте соответствующие файлы конфигурации, внеся туда ваши новые кисти или текстуры.
  4. Перезапустите Paint Tool SAI.

Как правило, у всех выкладываемых в сети кистей и текстур для Paint Tool SAI есть свои авторы, и они обычно объясняют, в какие папки следует поместить эти кисти и текстуры. А вот про работу с файлами конфигурации они сказать забывают, и вот тут-то и начинается путаница. Если автор предоставляет с кистью/текстурой файл конфигурации, не заменяйте им файл конфигурации в корневой папке вашей программы! Вам нужно не заменить файл другим, а лишь дописать в уже существующий информацию из нового файла.

УКАЗАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ КИСТЕЙ

Каждый новый файл .bmp следует вписать как новую строчку в файле конфигурации brushform.conf в том виде, про который мы уже говорили:

номер,путь к файлу с расширением.bmp.

Есть два типа кистей: blotmap и elemap.

  • Если файл находится в папке blotmap, введите 1.
  • Если же файл находится в elemap, введите 2.

Если вы не знаете, в какую папку поместить файл-кисть в формате .bmp и в какой файл конфигурации его вписывать (и автор данной кисти тоже не давал на этот счёт указаний), то просто откройте его и посмотрите на его внешний вид. Слева вы видите пример файла elemap, а справа – blotmap.

Например, я скачиваю кисть Coconut, и автор кисти говорит загрузить её в папку blotmap. Мне следует открыть файл brushform.conf и вписать туда такую строчку:

1,blotmap/Coconut.bmp

Ещё пример: я скачиваю кисть с названием Fly и она является файлом elemap. Мне  в этом случае следует вписать следующее в файл brushform.conf:

2,elemap/Fly.bmp

Можно вписывать новую строчку в любое место в списке. Я обычно меняю порядок строчек в файле конфигурации в зависимости от моих предпочтений (наиболее любимые и часто используемые кисти я выношу в начало списка, чтобы они так же были в начале меню при настройках кисти).

УКАЗАНИЯ ПО УСТАНОВКЕ ТЕКСТУР

Для работы с текстурами перенесите, скопируйте или разархивируйте ваши новые файлы с ними в папку brushtex.  Если вы устанавливаете текстуру слоя, то поместите новый файл в папку papertex. А затем добавьте новые строчки, соответствующие каждому файлу-картинке в формате .bmp, в файл конфигурации brushtex.conf (если вы работаете с текстурой кисти) или в papertex.conf (для текстуры слоя). Примеры:

1,brushtex/Noise 3.bmp

1,papertex/Gritty.bmp