Я не учу жизни и не утверждаю, что существуется «правильный» метод рисования. Я просто пытаюсь сделать перспективу более доступной для тех, кто хочет овладеть ей.
В: Любопытен ваш подход к композиции и перспективе. Мне иногда кажется, что я дольше думаю не о том, ЧТО нарисовать, а о том, КАК это нарисовать и интересно преподнести. Ваши комиксы изумительны. Есть какие-нибудь советы/референсы для лучшего понимания композиции и перспективы? О чем вы думаете, когда касаетесь бумаги кончиком карандаша? Что происходит у вас в голове?
О: *Стандартный отказ от ответственности* Я не учу жизни и не утверждаю, что существуется «правильный» метод рисования. Я просто пытаюсь сделать перспективу более доступной для тех, кто хочет овладеть ей.
Окей. Приступим.
1. Поймите, что такое перспектива и для чего она нужна. Держитесь подальше от линеек в процессе освоения.
Муки с перспективой вызваны тем, что 1. ей плохо и мало где учат и 2. художники, как правило, видят в линейной перспективе список правил, а не набор инструментов.
Линейная перспектива – это ИНСТРУМЕНТ для создания и передачи ПРОСТРАНСТВА. Вот и все. Ничего больше. Ваша цель — не в том, чтобы «точно нарисовать линейную перспективу». Держитесь подальше от линейки и точности, сколько сможете. Ваша цель – создать иллюзию трехмерного пространства на двумерной плоскости. Перспектива – лишь инструмент, который помогает строить и корректировать это пространство.
2. Запомните раз и навсегда: вы можете научиться рисовать перспективу ТОЛЬКО практикуясь. Другого пути нет.
Возьмите лист бумаги и рисуйте вместе со мной. Если вы будете повторять за мной, к концу статьи вы станете более искусны в создании линейной перспективы и передаче пространства. К несчастью, если не будете, то и не станете.
3. Рисуйте грубые скетчи с перспективой. НИКАКИХ ЛИНЕЕК.
Давайте построим какое-нибудь простое пространство. Начнем с двумерной плоскости…
У нас есть плоское, двумерное пространство. Давайте добавим глубины, поставив в центр точку схода и сведем к ней параллельные линии. Создайте в этом пространстве плоскость-сетку.
Хорошо. Придадим пространству смысл, добавив человечка, дорогу и еще что-нибудь (опять же, параллельные линии перспективы будут сходиться в точке схода на горизонте).
И теперь у нас есть грубая иллюзия пространства. Я не пользовался линейкой, и вышло не слишком аккуратно, но мы добились глубины от этой точки схода прямо в центре страницы. А поскольку у нас там есть человечек, мы теперь знаем высоту человеческого роста, что позволяет оценить размер созданного пространства. И придает ему смысл.
Нам нужны люди, машины или какая-нибудь узнаваемая ШТУКА размером с человека в качестве ориентира, а иначе пространство мало что будет значить для зрителя. Смотрите. Мы можем сделать то же базовое пространство намного больше, вот так:
Та же точка схода в том же месте, но совсем другой масштаб и абсолютно иное ощущение пространства. Круто, да?
3. Рисуйте БОЛЬШЕ грубых скетчей с перспективой. РАССЛАБЬТЕСЬ.
Посмотрите, какие пространства и впечатления от них вы можете создать при помощи точек схода и сетчатых плоскостей на стикерах или на чем-нибудь еще. Супер-мелкие, супер-грубые. Выясните это. Выберите точку схода или расположите сетку в перспективе и СОЗДАЙТЕ ПРОСТРАНСТВО. Вперед. Нарисуйте, ну не знаю, даму с собачкой в пустыне. Я тоже это сделаю.
Хорошая работа. ВЗГЛЯНИТЕ НА СЕБЯ: вы создаете иллюзию пространства!
Любой мой рисунок начинается именно с этого. Я думаю о том, какое чувство я хочу вызвать у зрителя, а затем играю с пространством и композицией до тех пор, пока не найду подходящий вариант.
И когда у вас получится скетч, который вам нравится, и пространство, которое вы чувствуете, ТОГДА вы сможете взять в руки линейку и сделать рисунок точнее и убедительнее.
4. Рисуйте окружение с натуры.
Я не могу передать, насколько это важно. Рисуйте окружающий мир, пробуйте изображать фигуры и углы так, как вы их видите, и вы поймете, как и почему применяется перспектива. Рисуйте чем-нибудь стойким, чтобы фиксировать все быстро. Я обычно использую черный карандаш Prismacolor.
Вы будете учиться и совершествоваться с каждым рисунком. Из этого, например, я многое узнал о нескольких точках схода:
Учился на уходящем вдаль извилистом пространстве, которое я пытался изобразить здесь:
На многослойном интерьере:
В общем, вы поняли.
Рисование с натуры также поможет вам развить свою собственную стенографию, язык для изображения текстур, материалов, деталей, природных и архитектурных особенностей и т.д. Рисуйте. Все время рисуйте. Сходите в красивые или интересные места, просто чтобы порисовать их.
А сейчас быстро наскетчите комнату, в которой вы находитесь.
5. Перспектива в итоговых иллюстрациях: примените полученные знания.
1. Я всегда начинаю с поиска референсов. При создании этой локации я ориентировался на Ангкор-Ват.
2. После того как я нашел достаточно референсов, я набросал кучу мини-скетчей с очень символической передачей пространства и выбрал тот, что понравился больше.
3. Отсканировал эскиз и поверх прорисовал его немного тщательнее. Грубо обозначил пространство перед тем, как точно его проработать.
4. Усилил глубину пространства точной перспективой. Поместил в рисунок заранее созданные точки схода. Если бы я рисовал в традиционке, я бы сейчас взялся за линейку, чтобы набросать пространство ровно.
5. Нарисовал эту чертову штуку. Я могу отложить ее на потом, потому что занимаюсь поиском референсов, рисую с натуры и привык к рисованию в перспективе. Я просто от руки «строю» руины в созданном пространстве, стараясь делать это более-менее аккуратно, экспериментирую и играю с деталями по ходу дела. Стираю я тоже много: что в ФШ, что на бумаге. Так веселее.
Это и есть то, что я знаю о композиции и перспективе. Если вам нужны более точные инструкции по применению перспективы, загляните в книгу «Как рисовать комиксы в стиле Марвел» Джона Бускемы (John Buscema’s How to Draw Comics the Marvel Way). А если хотите действительно углубиться в тему, Эндрю Лумис (Andrew Loomis) вам в помощь.