Старомодно – не означает не модно

Когда я слышу слова "слишком старомодный", над моей головой всегда всплывает один и тот же невидимый мысленный баббл с одним и тем же нецензурным текстом.

Одна из обязанностей моей нынешней работы — искать и предлагать незатёртые варианты оформления календарей. Идеи идут в комитет редакторов и торговых представителей: иногда я получаю похвалу, но в большинстве случаев, всё же, мои варианты прогорают. Отказ может быть четким («похожие прототипы есть у конкурента»), финансовым («не окупит себя»), функциональным («это не в нашем формате»), рыночным («не понятна целевая аудитория»), или даже вкусовым («укуси меня Джигурда, мы не будем этого печатать!»). Я слышал много способов сказать «нет» на протяжении многих лет, но есть один, который заставляет меня нервно подергивать глазом: «это — слишком старомодно».

Я часто предлагаю календари с необычным арт-оформлением, и вы бы были удивлены, услышав, что лучшие из них не прошли одобрение комитета по каким-то там, одними ими объяснимым причинам.

Но вот, когда я слышу слова «слишком старомодный» (и я слышал это много раз от разных людей разных возрастов во время моего пребывания на посту арт-директора), над моей головой всегда всплывает один и тот же невидимый мысленный баббл с одним и тем же нецензурным текстом.

Итак, Джек Кирби, Джо Куберт, и Фрэнк Фразетта. Двое из них работали в сфере комиксов с начала 60ых, один чуть позже (выше — страницы из их комиксов). К 1961-ому году одному из них сказали «Вы слишком старомодны» и выгнали с работы. «Вот несчастье, меня нигде не брали!» – жалуется Фрэнк. «Я был профессионалом, я делал всё что не попросишь!». Фрэнк, конечно, стал «жертвой моды», но он также тот, кто смеется последним.

Так что же, все эти люди, каркающие «старомодно! старомодно!» правы?

Нет.

Но это моё мнение. Я считаю, что арт не может быть «старомодным». Ни в плане техники, ни в плане цвета, ни стиля, ни изображаемых тем. Арт – это арт, он всегда актуален, всегда покупаем, более или менее грамотно применим, но это отдельная тема. Иногда, чтобы освежить работу, приходится буквально покрыть её плесенью.

Художник Stan создал эти винтажные VHS-дивидишки, имитирующие записи с ТВ-шоу. Дайте-ка я присяду, у меня приступы ностальгии.

Дизайн (включающий в себя макет, оформление и общее арт-направление) может настроить тон работы, наделить её новыми свойствами с помощью стилизации под пыльную, вышедшую из продаж вещь.

Дизайн, по сути, отражает время, а соответствующие эпитеты могут охарактеризовать временной промежуток его появления. «Зачет», «Балдеж», «Круто», «Четко», «Свээээг», «Шик». Вкусы и тренды меняются, но, как мы знаем, мода ходит по кругу. «Ретро-шик» — новый термин, возвращающий некогда «старые» вещи в наше время, хотя бы в качестве стилизации, эксперимента.

О, гельветика. Какая классика (читать: 50-летнее старье). Но как же интересно она смотрится, если правильно ее использовать. Что бы кто не говорил, шрифты не обладают сроком годности.

Но что же арт? Хороший арт? Думаю, он тоже вне времени. Умелые дизайнерские и арт-директорские руки способны освежить и увековечить что-угодно (а потом продать, хехе).

Chip Kidd – мастер винтажных образов, они получаются у него живыми и достаточно современными. И как у него это так просто выходит, черт побери?

Моя работа, как дизайнера, арт-директора, художника – создавать (или руководить созданием) работ, которые найдут отклик в душах современных зрителей. Понятие «новизны» зависит лишь от нашей интерпретации, и все можно найти новым в плане понятий, идей, перспектив, смысла. Ничего не старо, если научить зрителя смотреть на искусство каждый раз по-новому. А что думаете вы? Был ли у вас опыт создания работ в вышедшем из моды стиле и как на него отреагировала ваша аудитория?