«Могу ли я рисовать?» — Как понять, что ты достаточно хорош

Жгучее желание рисовать обычно нападает на нас, когда мы наблюдаем за работой профессиональных художников. Мы видим, как они кладут линии в правильных местах – это похоже на волшебство, - перед нашими глазами возникают целые миры. Кажется, это так просто!

А затем мы пытаемся рисовать сами, но получаем в результате сплошную печальку. Не важно, насколько сильно наше желание рисовать, насколько прекрасна картинка в голове, наши руки напрочь отказываются понимать, что от них требуется. И мы приходим к заключению, что мы, видимо, недостаточно хороши, чтобы заниматься рисованием, и в конце концов сдаемся.

Но задумывались ли вы когда-нибудь, что значит быть «достаточно хорошим»? Почему мы должны быть «достаточно хороши», чтобы начать рисовать, но не чтобы начать водить машину, к примеру, или начать готовить. Почему любое другое действие разрешает продвигаться маленькими шажками и допускать ошибки, но в рисовании мы должны быть идеальны с самого начала? Хм, это еще один миф, накрепко засевший в наших головах.

Наш мучитель: внутренний критик

На самом деле, изначально никто не ждет от вас совершенства. Вам кажется, что «достаточно хороши» — это некая прописная истина, которая имеет четкое определение, которому вы должны соответствовать, но дело в том, что вы задаете это определение сами. Да, вы часто устанавливаете слишком высокую планку и затем отчаиваетесь, потому что не в силах ее достичь. Вы с благоговейным трепетом взираете на прекрасное произведение искусства и думаете, что ваши рисунки должны выглядеть примерно так, чтобы считаться хорошими.

А что делать с этим «достаточно»? «Достаточно хороши» для чего? Поразмыслив над этим вопросом вы поймете, что определение на самом деле зависит от того, зачем вы хотите рисовать. Это личное дело каждого, например:

Я хочу знать, что я чего-то стОю

Очень распространенное заявление. Мы все хотим чувствовать свою важность, мы хотим значить что-то для других людей. Это одна из основных базовых потребностей человека, и цель ее – мотивировать нас на поиск путей самосовершенствования. Не так важно, какой путь мы выберем – удовлетворение от того, что нас ценят, нами восхищаются ни с чем не сравнимо.

И поэтому восхищение всегда идет рука об руку с завистью. Чем сильнее восхищение, тем сильнее наше желание вызывать подобные чувства у других. Мы представляем себе, как это, должно быть, здорово, когда нам завидуют.

Есть тысяча способов добиться восхищения, но рисование кажется самым простым из них. У вас есть пара рук, пара глаз – все как и у того художника, который вам нравится. В чем же проблема? Вы начинаете рисовать, – и, привет, разочарование! – ваш рисунок вызывает в лучшем случае жалость, а это совсем не то, чего вам хотелось. Хотелось же величия.

Именно поэтому неудачные рисунки расстраивают чуть не до слез. Чем сильнее ваше желание нарисовать что-нибудь достойное восхищения, тем сильнее разочарование и боль от неудачи. Поэтому вам не очень хочется «учиться, учиться и еще раз учиться», как завещал дедушка Ленин, — вы просто не в силах смотреть на очередную неудавшуюся работу, очередную разбитую мечту. Вы основываете вашу самооценку на качестве ваших работ, и каждый плохой рисунок опускает ее ниже плинтуса, вы вдруг решаете, что вы ничего не стоите как личность. Это превращает упражнения в пытку!

Такой образ мыслей – тупик для честолюбивого художника. Вы не можете рисовать, пока не станете достаточно хороши для этого, но вы не можете стать достаточно хороши, если не будете рисовать МНОГО. Когда вы смотрите на других людей с этой точки зрения, вы приходите к выводу, что они «достаточно хороши» с самого начала благодаря особому таланту, то есть им попросту повезло (в отличие от вас).

Что ж, поработаем над таким образом мыслей. Вспомните то счастливое время, когда вы были ребенком. В вашем классе были талантливые дети? Вероятно, тогда вы впервые подумали о том, что вы хуже них. Ведь ваши рисунки выглядели так:

А их рисунки вот так:

Секундочку! Рисунок выше действительно «достаточно хорош»? Вы хотели бы сейчас рисовать вот так? Вы можете сказать, что этот рисунок достаточно хорош для ребенка, потому что дети учатся, и это нормально, что они пока не могут изобразить шедевр. Но…почему вы не можете так же снисходительно относится к результатам своего труда? Да, вы старше, но если вы никогда ранее не обучались рисованию, вы и эти дети находитесь на одном уровне.

Несчастным вас делает не недостаток навыков, а ваши завышенные ожидания

Вы понимаете это умом, но эмоции не слушаются. Поэтому большинство людей забрасывают карандаш после школы и больше никогда не берут его в руки, не важно, насколько сильно их желание научиться рисовать. Проблема в том, что они хотят уметь рисовать сейчас же, сию минуту, без всякой учебы.

Когда вам хочется уметь водить машину, вы идете в автошколу, а придя туда не ожидаете, что все получится тут же само собой. Вы настраиваетесь на процесс обучения и совершенствование навыков в процессе. Вы принимаете тот факт, что никто не рождается отличным водителем, что некоторым нужно больше времени, чтобы постичь искусство вождения. То же самое можно сказать про любое другое занятие.

Удивительно, почему рисование воспринимается по-другому? Вы можете обучаться ему как дети, и позже вы будете либо «достаточно хороши», либо разочарованы навеки.

Единственный способ разорвать этот замкнутый круг («Я не могу рисовать, я никогда не буду достаточно хорош в этом») – изменить свой образ мыслей. Нужно переключиться с мысли «ценность моих рисунков = ценность меня» на «я хочу улучшить свои навыки рисования». Просто, не так ли? В теории, да. В реальности на это уйдет множество усилий, понадобится все ваше упорство и огромное терпение, но оно того стоит.

Вместо того, чтобы думать «Я не могу рисовать», спросите себя, что бы вам хотелось нарисовать. Затем найдите туториалы, хорошенько исследуйте тему и вперед: рисуйте, делайте ошибки, исправляйте их, но не останавливайтесь. Дайте себе время: месяц, полгода, год, — на то, чтобы побыть абсолютным лузером. Скажите: « Я разрешаю себе лажать целый год», и продолжайте рисовать. Не заваливайте друзей своим творчеством, ожидая их оценки, иначе вы будете смотреть на свои работы как на заслуживающие одобрения/не заслуживающие одобрения, что вновь приведет вас на исходные позиции.

Хотя возможно проблема с «достаточно хорош» не единственная ваша проблема:

Я хочу улучшить свои навыки

У вас может быть тысяча причин на то, чтобы хотеть прокачать свои навыки, но давайте сейчас сконцентрируемся не на них, а на самом желании. Итак, вы определяете для себя некий «достаточно хороший» уровень и упорно тренируетесь, чтобы его достичь. Вы целеустремлены и терпеливы, но процесс занимает больше времени, чем вы ожидали. Иногда вам кажется, что вы не растете, а топчетесь на месте. Время идет, и вы начинаете сомневаться, что вы вообще когда-нибудь этого уровня достигнете…

В данном случае быть «достаточно хорошим» значит быть довольным результатом, создавать такие работы, которые подпадают под ваше четко очерченное определение. Это естественно, что у вас есть цель, к которой вы идете, но здесь есть один нюанс – цель меняется по мере вашего движения.

Взгляните еще раз на те два детских рисунка. Когда вы в состоянии нарисовать только первый из них, второй кажется намного лучшим. Но как только вы научитесь рисовать и его, он перестанет быть для вас «достаточно хорошим». С улучшением ваших навыков будут возрастать и ваши ожидания.

Поверьте, ни один из тех художников, на которых вы равняетесь, не чувствует себя «достаточно хорошим». У них есть свои кумиры, художники, которые превосходят их в каких-либо аспектах, и они по-прежнему тренируются, чтобы не отставать от них. Возможно, вы думаете, что круто было бы оказаться на их месте, но по сути, их место от вашего мало чем отличается. Вы по-прежнему будете недооценивать свои успехи и переоценивать навыки других.

Каждый художник рано или поздно сталкивается с этим ощущением. И единственный способ избавиться от него – это смириться с тем, что совершенства не существует. Вы можете до смерти хотеть попасть в какую-то определенную точку, не важно, как четко вы ее представляете, как только вы ее достигнете, появится другая, а эта станет «недостаточно хороша».

А: время; В: уровни мастерства – график из моей статьи «10 мифов о рисовании, которые блокируют ваш прогресс»

С каждым шагом вы будете узнавать, чему именно вам еще нужно научиться и что изучить, вам будет казаться, что всего этого слишком много, что вы застряли. Но это не значит, что вы не прогрессируете – отнюдь, люди вокруг видят ваш прогресс. Это лишь означает, что ваш взгляд на вещи меняется, и цель как бы отходит все дальше. Но всякий раз, глядя на свои старые работы, вы забываете об этом. Вы удивитесь, как быстро мы забываем о своих прежних успехах.

Как только мы видим гору повыше, мы тут же забываем о той, на которую только что взобрались

Относитесь к процессу обучения, как к увлекательному путешествию. Отправляясь в поход, вы же не думаете без конца о конечном пункте маршрута. Вы дышите свежим воздухом и наслаждаетесь видами. Путешествие само по себе гораздо важнее места назначения. А если вы постоянно спрашиваете: «уже пришли?» — весь путь превратится в кошмар.

И еще, не злитесь на себя за медленный прогресс. Самобичевание ничуть его не ускорит. Вы такой, какой вы есть, со своими достоинствами и недостатками, со своими возможностями – просто примите это. Старайтесь изо всех сил, экспериментируйте со способами обучения, просите совета у более опытных художников и никогда не сдавайтесь! Если вы действительно этого хотите, вы найдете возможности, невзирая на все трудности, которые преподнесет вам жизнь.

Глядя только на вершину вы не заметите прекрасные виды вокруг

Вы никому не должны быть хорошим. Вы можете потихоньку учиться рисовать, наслаждаясь собственным прогрессом, но не ожидая его от каждого рисунка. Таким образом вы сможете сфокусироваться именно на процессе обучения, а не на попытках понравиться другим. Конечно, если только цель вашего рисования не:

Я хочу, чтобы мои работы продавались за деньги

Это совсем другое дело. Если в предыдущих случаях вы сами определяли, что значит быть «достаточно хорошим», то здесь это определяет ваш потенциальный клиент. Хотя, и здесь вы можете контролировать процесс – клиенты бывают разными, и вам необязательно выбирать самых требовательных. Конечно, самые требовательные и платят больше, но вполне возможно, ваши арты этих денег пока не стоят.

И это проблема. Возможно, вы так сильно хотите больших денег прямо сейчас, что улучшение навыков становится побочным эффектом, а не основной целью. Это смахивает на первую ситуацию – вы хотите, чтобы другие восхищались вашими работами независимо от того, хороши они или не очень. Вам не хочется хорошо рисовать – вы хотите, чтобы другие думали, что вы рисуете хорошо.

Такой образ мыслей приводит к неправильной расстановке акцентов. Вместо того, чтобы сконцентрироваться на собственных навыках, вы подстраиваете себя под чужие ожидания. А следовало бы думать так: «Я сам купил бы свой арт? Если нет, как сделать так, чтобы он понравился мне?» Так вы научитесь понимать, чего хочется именно вам, и когда вы начнете зарабатывать деньги, вы будете зарабатывать тем, что вам действительно нравится (а не тем, чего хотят от вас другие).

Хотите провести свою жизнь, думая о том, как понравиться окружающим?

Конечно, все хотят больших денег здесь и сейчас, но давайте будем откровенны: думаете сейчас, на данном этапе вы заслуживаете того, чтобы вам платили за работу? Ваши работы достаточно хороши для клиентов, в которых вы заинтересованы? Если нет, ничего страшного, не отчаивайтесь! На самом деле, очень малый процент людей зарабатывает на жизнь тем, что они действительно любят. Если и вам это удастся – это будет великий успех, но если нет – это не поражение, это правило.

Направьте все свои силы на самосовершенствование и станьте таким художником, которого вы бы сами наняли к себе на работу. Станьте хороши для себя, и к вам потянутся клиенты. В конце концов, главная причина рисования:

Безудержное веселье. Я просто хочу хорошо проводить время

Об этом очень просто забыть после долгих часов рисования скетчей, когда, несмотря на предельную сосредоточенность, вы делаете очевидные ошибки. После того, как вы видите прекрасное произведение, созданное кем-то, и сравниваете его со своими скромными работами. После того, как вы смотрите на собственное портфолио и не находите там ничего примечательного. После того, как вы тратите уйму времени на выполнение заказа, а в качестве вознаграждения получаете гораздо меньше, чем ожидали.

Вопреки всему этому, самой главной причиной, по которой вы однажды взяли в руку карандаш, было желание немного развлечься. Почувствовать творческую энергию, объединяющую ваш разум и ваши руки. Провести немного времени в одиночестве, в тишине или в компании хорошей музыки, наблюдая, как образы, населяющие вашу голову, ложатся на бумагу перед вами. И это приносит удовольствие, независимо от того, что вы думаете о себе и как оцениваете собственные навыки. Вы же любили это в детстве, так что изменилось с тех пор?

Удовольствие от рисования не есть какая-то особая привилегия, доступная только профессионалам. Она доступна каждому, кто радуется своей работе, и только вы можете влиять на свое отношение к ней. Даже если ваши рисунки похожи на те детские каракули, они – ваши, вы рисовали, вы приложили усилия, чтобы стать лучше, в конце концов, вы не испугались того, что вы «недостаточно хороши»;) Как ни парадоксально, именно это и делает вас «достаточно хорошим», чтобы рисовать)))

Прислушайтесь к голосам в своей голове. Подумайте о том, что именно вы создаете их, они в вашей власти, — и вы почувствуете себя свободным

Верховный суд искусства: внешний критик

Когда вы выкладываете свои арты в сеть, вы ждете отдачи. Как правило, вы ждете, что другие подтвердят, что ваши работы хороши – хороши, чтобы их ценили. Поступая так, вы наделяете посторонних людей властью влиять на ваше отношение к собственным работам. Неважно, было ли вам весело работать над вашим рисунком, неважно, нравился ли он вам до загрузки в сеть, пара негативных отзывов уничтожит все.

Нет, они не знают лучше! Они не есть некий Верховный суд искусства, который решает, что хорошо, а что плохо. Конечно, они имеют право на собственное мнение, они могут судить ваши работы дни напролет, но реально это не будет иметь никакого отношения к вашему искусству… пока вы не решите иначе.

Скажите мне, что я достаточно хорош

Нет более размытого определения «достаточной хорошести», чем то, что придумано толпой. Общество, в конце концов, состоит из обычных людей, таких как я и вы, ваш сосед, ваш почтальон, — все мы похожи в каких-то аспектах, но очень отличаемся в других. На каждого человека, которому нравится ваш арт, найдется человек, которому он не нравится. Мы стремимся оценивать наши работы, основываясь на мнениях, которые мы слышим (даже не на всех, а лишь на доступных). Почему?

Человек – социальное животное, и даже наиважнейшие концепты, такие как добро и зло, базируются на том, что есть полезно и вредно для общества в целом. Все, что мы делаем, может восприниматься как нормальное (понимаемое большинством), ненормальное (отвергаемое большинством), хорошее (любимое большинством) или плохое (нелюбимое большинством).

Однако мы принадлежим и к различным малым группам, которые могут играть по несколько иным правилам. То, что нормально для одной группы, может восприниматься как ненормальное в другой. Как это относится к концепту «достаточно хорош»? В зависимости от того, где вы разместили свою работу, отзывы о ней могут сильно отличаться. К примеру, талантливого, но не очень опытного художника могут нахваливать родные, друзья и даже случайные знакомцы, но пообщавшись с профессионалами, эти художники поймут, что ценность их работ весьма сомнительна.

Таким образом вы можете влиять на ценность собственной работы, делая ее доступной только определенному кругу людей. «Но ценность – это константа, она не меняется в зависимости от того, кто ее (работу) видит!» — скажете вы. Ну да, пожалуй, так и есть, но что есть собственно ценность? Задумайтесь на минуту, и вы поймете, что она необъективна. К примеру, мне совсем не нравится Мона Лиза. Я видела сотни прекрасных работ молодых художников в нашу цифровую эпоху, гораздо лучше, чем она. Я всегда предпочту мастерский скетч фантазийного чудовища реалистичному пейзажу.

Но мое мнение никак не влияет на ценность Моны Лизы, потому что я не эксперт, не правда ли? Может, необходимо специальное образование, чтобы оценивать произведения искусства? Тогда почему вы так радуетесь, когда совершенно незнакомый человек, не художник, не эксперт, хвалит вашу работу? Он не понимает, о чем говорит, его мнение не важно!

Ценность произведения искусства в наших головах и головах других людей. Никто из нас не более прав, чем другие, хотя мы склонны думать, что чем больше людей высказало свое мнение, тем больше оно похоже на правду. И так мы возвращаемся к теории малых групп.

Представим, что все люди, прокомментировавшие ваш арт – это малая группа. Если, скажем, их десять человек, и всем десятерым арт понравился – успех-100%. Теперь представьте, что появился одиннадцатый и высказал свое фе! Даже если это будет всего один-единственный негативный коммент, успех-100% будет испорчен, и ничем это не исправишь. Несмотря на то, что этот единственный недовольный комментатор не правдивее, чем все другие, вы запишете его в смертельные враги.

И здесь появляется еще один неприятный факт: даже если все комментирующие восхитились вашей работой, это еще не значит, что она понравилась абсолютно всем – недовольные просто молча прошли мимо и о своем недовольстве не посчитали нужным дать вам знать. Они вроде как не часть вашей малой группы, и их молчаливое мнение можно не учитывать?

График популярности вашей работы на основе вашей осведомленности может выглядеть как А, но вы никогда не можете знать, насколько он правдив. Может, если бы больше людей, глядя на вашу работу, высказывали свое мнение, график выглядел бы как В?

Можете ли вы объективно оценить собственный уровень, опираясь только на мнение окружающих? Вряд ли. Вы можете получить кучу положительных отзывов, если нарисуете то, что им нравится, не важно, как хорошо это будет в плане техники. Вы можете получить не меньше негативных отзывов, загрузив работу на сайт с более высокими стандартами, и, соответственно, много позитивных, если будете держаться подальше от таких сайтов. Кроме того, отсутствие комментариев вовсе не значит, что вас игнорируют. Может, вы просто затерялись в толпе таких же художников, которые пытаются заявить о себе. А как насчет комментариев от людей, которые не разделяют ваших взглядов на прекрасное?

И, в конце концов, кто они такие, чтобы решать, рисовать вам или нет?! Размещением своих «недостаточно хороших» работ в интернете вы никого не оскорбляете. Вы никого не заставляете смотреть на них. И, следовательно, вы не можете заставить никого положительно их оценивать.

Вероятно, когда-нибудь вам встретятся люди, которые в открытую скажут, что ваши работы – говно, и вам должно быть за них стыдно. Все потому, что они полагают, раз вы размещаете арты в сети, вы уверены, что они прекрасны, — и хотят выразить свое несогласие. И вам близок такой подход, если вы думаете: мои работы недостаточно хороши, чтобы постить их в сети. Но у вас ведь могут быть и другие причины, чтобы делать это, не только хвастовство, не так ли? Факт размещения в интернете как таковой вовсе не значит, что вы чувствуете себя равным лучшим интернет-художникам! А если кто-то решил иначе, забейте, — на это не стоит обращать внимание.

Чертово сравнение!

Я припасла самое вкусное определение «достаточной хорошести» на десерт, т.к. основано оно на сумме всего, о чем мы уже успели поговорить. Происходит оно из того, что вы знаете: где-то там есть толпа прекрасных художников, талантливых, с десятками лет практики за плечами, и есть вы, который с трудом рисует фигурки из палочек. Да разве сможете ли вы когда-нибудь дотянуться до их уровня? Стоит ли вообще пытаться, выставлять себя на посмешище?

Смотрите, что выходит:

  • Если я рисую хуже, чем они, — значит, я хуже, чем они (мы основываем нашу самооценку на чувстве восхищения, которое мы вызываем).
  • Они упражнялись годами, следовательно, я никогда не догоню их по мастерству (страх медленного прогресса).
  • Они уже популярны, а это слишком сильная конкуренция (страх, что вы никогда не найдете клиентов).
  • Они будут сравнивать мои рисунки со своими и точно умрут от смеха (страх негативной оценки).

Все эти страхи происходят из того, что вы приравниваете ценность ваших работ к ценности себя как личности. В конце концов, если вдруг всех этих крутых художников не станет, вы будете лучшим! Хотя, такой образ мыслей чем-то похож на: «Я расстроен, потому что мой сосед купил машину, и теперь на его фоне я выгляжу бедным».

На качество вашего рисунка не повлияет то, что где-то есть работы лучше или хуже. Если вы рисуете что-то для себя, и вам это нравится, разве имеет значение то, что кто-то рисует лучше и профессиональнее? Если сегодня у вас на ужин пицца, тот факт, что кого-то другой в этот момент поглощает деликатесы, не сделает ее менее вкусной.

Страх негативной оценки – это еще один адаптивный механизм, который толкает к самосовершенствованию. А сравнение – еще один способ оценить что-нибудь, на первый взгляд нейтральное, как хорошее или плохое. Ребенок воспринимает свои работы такими, какими они есть, покуда не заметит, что взрослые реагируют на некоторые из них с бОльшим энтузиазмом. И такие работы определяются как «хорошие», а другие, в сравнении с ними, «плохие».

Но в отношении искусства слова «плохой» и «хороший» — лишь ярлыки. И значат только «мне это нравится/не нравится». Ничто не мешает вам сменить ярлык, когда вы видите что-либо прекраснее; хороший объект автоматически становится плохим только потому, что появилось нечто получше.

Работа сама по себе не меняется, но ценность ее от этого не зависит

С точки зрения сравнения, быть «достаточно хорошим» значит «быть не хуже других». Следовательно, вы не можете контролировать, насколько вы хороши, т.к. у вас нет власти над тем, как воспринимаются другие художники. Но вообще-то, они все в точно таком же положении.

Нелепо, правда? Не важно, что мы делаем, сколько специализированных учебных заведений закончили, мы никогда не сможем сделать себя «достаточно хорошими». Другие оценивают нас, не мы. Конечно, мы можем проанализировать их критерии оценки, постараться подстроиться под них, но зачем? И что, если мы не согласны с их критериями?

Единственный способ сбежать из этого ада сравнения – это поверить в правильность собственного мнения. Вам нравятся ваши работы? Чудно! Если не нравятся – работайте над этим, пока не понравятся. Не позволяйте другим диктовать, что и как вам рисовать только потому, что им, большинству, так больше по душе.

Не важно, насколько вы хороши, всегда будут люди лучше вас. Примите этот факт и смиритесь с ним. Единственный человек, с которым действительно стоило бы себя сравнивать, это вы вчерашний.

В конце концов, все люди разные, все они слишком отличаются от вас, чтобы вы могли сравнивать себя с ними лишь в одном из аспектов. Они могли начать годами ранее, они могли ходить в другие художественные школы, они могли встретить на своем пути наставников, которые направили их по определенному пути. Если принять все это во внимание, может статься, что вы на самом деле лучше их, учитывая ваши обстоятельства. Но это не так уж и важно…

Заключение

Т.к. красивый арт вызывает восхищение, можно подумать, что это и есть главная и единственная причина, по которой мы рисуем. Однако большинство людей боятся даже пробовать рисовать, опасаясь потерпеть неудачу. Важно понять, что неудачи — это абсолютно нормальное явление, и даже вполне ожидаемое, если вы в самом начале своего пути. А также, что именно вы определяете для себя, что такое неудача. Важно принять неудачи и двигаться вперед несмотря на них, а не стараться их избегать.

Если после долгих недель тренировок вы до сих пор рисуете лошадок из палочек, что в этом плохого? Случайные люди вокруг могут сказать вам, что вы недостаточно хороши с их точки зрения, — да кого это волнует?! Конечно, прикольно чувствовать, что тобой восхищаются, однако, очень просто стать рабом этого чувства. Научитесь справляться без похвалы, как собственной подпитки, и вскоре ваши работы станут достойны восхищения.

Ваши рисунки хороши, если нравятся вам, и «достаточно хороши», если вы считаете, что они действительно таковы. Если вы говорите: мне не нравится моя работа, потому что она не нравится окружающим, — окружающие не виноваты в вашем таком отношении, вы сами позволили им решать за вас. Если вы недостаточно сильны, чтобы с этим справиться, — рисуйте исключительно для себя. Наслаждайтесь этим без каких-либо ограничений, имея одну цель, которая действительно имеет значение, — самосовершенствование.