Штрихование

Меня как-то попросили сделать туториал по штриховке...

Я часто использую ее в комиксах и других работах, так как я ОБОЖАЮ все энергичное и то уверенное чувство, которое передается пересекающейся штриховкой. Но, безусловно, есть люди, способные на гораздо большее, чем я. Так что этот туториал рассматривает основы, а затем, я призываю вас, посмотреть на работы Уолли Вуда, Джо Кьюберта, Уолтера Симонсона и Марка Сильвестри, дабы увидеть, как мастера используют их в деле.

Давайте же начнем

Для тех из вас, кто выросли в эпоху цифровых технологий.

Штриховка — метод, который был разработан, когда процесс печати еще был очень ограниченным. Не то, чтобы я такой древний, но, когда я читал комиксы в детстве, еще не было такой технологии, при которой можно было бы предать красочные цвета со всеми причудливыми переходами и спецэффектами, которые вы можете видеть в комиксах сейчас. Тогда не было технологии, которая позволяла сделать работу так дешево и быстро. Художники должны были придумать способы создания иллюзии градиентов и затенения, которых на самом деле не было. Как итог – на свет появилась штриховка.

Просто для исторической точности — штриховки не появились, когда я был ребенком, это техника возникла сотни лет назад, когда была изобретена печать. Деревянный брусок, перо и чернила, или гравюры, штрихование было способом создания серых оттенков без фактического использования серого цвета.

Оно основано на идее оптических иллюзий. Если вы близко расположите черные линии, они смешаются с белым пространством между ними, а также создадут иллюзию серого цвета. Чем ближе эти черные линии друг к другу, тем темнее серый оттенок (потому что между ними все меньше белого). Чем дальше друг от друга черные линии, тем светлее серый (потому что больше белого смешиввется с черным цветом).

Смысл в том, чтобы линии были одинаковыми и размеренными, не спешите, думайте. Любая случайная линия будет выделяться или даже разрушит ваш рисунок. Итак, давайте рассмотрим несколько примеров.

Очевидно, это не пересекающаяся штриховка. Это просто сфера, изображенная различными оттенками серого. Но у вас не всегда есть возможность показывать объем именно таким способом. Значит, вам придется показать его с помощью простой черной линии. Существует множество различных методов. Я покажу некоторые из них в этом уроке. Вы можете смешивать и сочетать их как пожелаете. Главное — найти метод подходящий именно для вашего стиля, так как различные методы штрихования не всегда подходят под любой стиль работы.

Не так просто

Не надо просто «бросать» линии то там, то сям. Штриховка ≠ случайные линии во всех направлениях. Помните, что это иллюзия серого цвета. Линии должны быть целенаправленным. Ближе там, где вы хотите серый потемнее. Дальше друг от друга в местах, где вы хотите светлые оттенки. И, что самое главное, они должны повторять форму объекта. Это было довольно просто на  таком примере т.к. это просто сфера. Если вы не будете следовать форме то, ваша штриховка в конечном итоге сделает ваше изображение скорее плоским 2D, чем 3D с затенением.

Основная пересекающаяся штриховка

Это самый основной метод штрихования наискось. Обратите внимание, как штрихи искривляются вместе с формой шара. Также присмотритесь к тому, как они пересекаются там, где я хочу создать более темный оттенок. Линии все ближе и ближе друг к другу, пока не превращаются в сплошной черный цвет в нижней части сферы. Если не всматриваться, то можно увидеть, как это создает иллюзию затененного градиента на сфере.

Параллельная штриховка

Еще один основной метод штриховки. Вы можете часто видеть это в работах по дереву, но, конечно, он может быть использован и в работе с тушью. Обратите внимание, что все линии прямые и параллельные друг другу, они не искривляются с формой шара. Однако начальные и конечные точки этих линий немного изогнуты, чтобы показать, что штриховка является затенением на круглом шаре.

Классическая штриховка из комиксов

В современных комиксах этот метод используется довольно редко. Принцип техники заключается в рисовании сначала основных теней. Линия, которая отделяет свет от тени, будет следовать за формой независимо от вашей штриховки. Когда вы нарисуете основные тени, используйте параллельные штрихи, дабы показать, насколько же темная ваша тень. Я рекомендую, расположить штрихи ближе друг к другу вблизи линии, отделяющей тень. Тоньше и дальше друг от друга, по мере отдаления от этой линии.

Стрелы

Данный способ тоже редко используется в современных комиксах. Идея заключается в использовании параллельных линий, исходящих из основной тени. Как вы видите на приведенном выше примере, заостренные линии создают иллюзию, что тень светлеет, уходя дальше от затемненного участка. Так как вы, вероятно, используете в основном параллельные линии при таком методе штриховки, следует располагать основные тени точно по форме, иначе есть риск сделать форму плоской. (Хотя вас никто не ограничивает параллельными линиями. Как сказано ранее, вы можете смешивать и сочетать, используйте то, что лучше подходит для вашего стиля рисования).

Штриховка/стрелывнегативе

Эта техника похожа на некоторые из указанных выше. Но вместо того, чтобы полагаться на прочерчивание каждой линии чернилами, вы можете нарисовать основную тень черным. Затем вооружиться белой краской и штриховать на черном фоне. Негативное пространство, которое создаст такой способ, поможет достигнуть иллюзии серого цвета.

Узорная штриховка

Что ж, буду честен. Я не очень силен в этом методе, и я редко им пользуюсь. Смысл в повторении узора из линий вместо пересекающихся штриховки, чтобы создать иллюзию серого. Рекомендую посмотреть работы Кеннет Рокейфорт, если хотите увидеть художника, который мастерски использует этот метод.

Вот и всё

Вот и готов мой туториал про штрихование. Как и сказано вначале, теперь, когда вы прочли это, посмотрите на работы различных художников и отметьте, как они используют методы, о которых я только что говорил. Ну а потом, начните практиковать это самостоятельно. Если поначалу у вас возникнут трудности, это нормально, вам нужно привыкнуть к штриховке. Все из-за того, что объекты в реальной жизни не имеют никаких пересекающихся линий на затененных местах. Но чем больше у вас практикуетесь, тем скорее это станет вашей второй натурой. Вы будете перекрещивать штрихи, как сумасшедший! (Но не переборщите с этим, мы не хотим, чтобы ваши работы смотрелись грязно. Помните — умеренность и контроль).

Думаю, следует также сказать, что вы не обязаны использовать пересекающуюся штриховку. Если хотите чистые четкие линии без каких-либо черных областей или теней с пересекающейся штриховкой, это нормально. Как уже было сказано раннее, штриховка не всегда подходит для художественного стиля. Но если это такая техника рисования вас интересует, то дерзайте! Терять вам нечего!

Вдохновения и практики!