Всё, что вы хотели знать о свете. Часть 4.

В четвертой части серии статей о свете художник Richard Yot продолжает рассказывать о естественном свете в разное время суток, а так же говорит о влиянии погодных условий на освещение.

У естественного света множество разнообразных свойств, и разница между ними может быть огромной. Источником любого естественного света является солнце, однако его свет обладает разными характеристиками в разное время дня и в разную погоду, превращая один-единственный источник во множество варьирующихся от яркого и тёплого до мягкого и холодного.

Открытая тень

В этом случае небо становится основным источником освещения, и в результате свет приобретает заметный синий оттенок. Такой свет очень рассеянный, а тени от него мягкие. Если бы атмосфера не рассеивала свет,  освещения не было бы совсем, как если бы вы стояли на теневой стороне луны в непроглядной темноте.

Свет также может отражаться и от окружающих объектов, от стен, например. Листва и другие поверхности тоже могут отбрасывать свет на неосвещенные участки, цвет света при этом изменится. Если бы вы стояли посреди густого леса, где кроны деревьев скрывают небо, листья отражали бы свет, который при этом приобрел бы зелёный оттенок. Тот же эффект можно было бы наблюдать между деревьями и травой.

  • Синий оттенок света в открытой тени явно заметен на этих ступенях. Несмотря на то, что свет очень рассеян, вы можете заметить, что он всё еще сохраняет определённое направление и исходит в основном сверху, с других сторон свет не пропускают стены.

  • Это растение явно освещено синим рассеянным светом, который встречается в открытой тени.

Облачность

Многообразие света при облачной погоде зависит от толщины облаков и времени суток. Вопреки популярному мнению, такой свет может быть очень красив и обладает некоторыми привлекательными качествами. Так как все небо выступает в качестве источника освещения, его свет слабый и рассеянный, а тени очень мягкие. Цветовые контрасты и насыщенность обычно очень высоки.

Цвета в основном зависят от времени суток. Я встречал цветовые таблицы, показывавшие, что свет в облачную погоду синий, и чем плотнее облака, тем глубже синий оттенок, однако, мой собственный опыт говорит обратное. Если солнце высоко в небе, свет мне кажется серым или белым, и чем плотнее облака, тем белее свет. Только когда солнце садится, облачное небо приобретает синий оттенок, и чем ниже садится солнце, тем заметнее он становится.

Несмотря на то, что облачная погода ассоциируется с грустью и скукой, и в ней можно найти красоту. Так как свет очень мягкий, он отлично подчёркивает цвет и текстуру объектов. Гладкие отражающие поверхности также могут выглядеть очень красиво в таком свете, поскольку белое небо само по себе создает широкие и мягкие отражения, которые чаще всего можно увидеть на воде, но другие поверхности, например, металлический корпус машины, тоже демонстрируют этот эффект.

  • Из-за низкого контраста и относительной нейтральности света в облачную погоду цвета кажутся очень яркими. Заметьте, как небо отражается в красных листьях большими мягкими бликами. В солнечный день эти блики были бы намного меньше и резче.

  • Рассеянный свет неба подчёркивает форму этих виноградин, но контрасты мягкие, поэтому почти ни одна деталь не теряется в полной тени. И с нова цвета очень насыщенные.

  • Облачное небо создает красивые серебристые блики на воде. Секрет хорошей фотографии в облачный день в том, чтобы избегать попадания неба в кадр.

Переменная облачность

В дни, когда облачный покров не такой плотный, некоторые направленные солнечные лучи будут пробиваться сквозь него, отчего тени станут темнее, но останутся мягкими, пока солнце будет прятаться за облаками. Переменная облачность — это почти идеальный компромисс между резким контрастом солнечного света и относительной серости облачного дня.

Тонкий облачный покров имеет интересную форму и текстуру, тогда как плотные облака выглядят однородными серыми или белыми. Разная плотность облаков или маленькие просветы между ними могут помочь добавить цвета небу — голубой свет неба и жёлтый солнечный свет будут отражаться от поверхности облаков. Цвет неба может сильно варьироваться, и когда облака тонкие или рваные, небо будет выглядеть потрясающе. Ещё один фактор, влияющий на цвет облаков — рассеивание света, благодаря чему облака вдали могут показаться жёлтыми или оранжевыми даже в полдень.

  • Свет при переменной облачности имеет более строгое направление по сравнению с рассеянным светом в облачную погоду, но тени всё ещё мягкие благодаря облакам.

  • На этой фотографии свет достаточно ярок, чтобы выделить суриката, но тень под ним мягкая, так как солнечный свет рассеивается облаками. Заметьте, что тени не имеют синего оттенка, так как голубого неба нет.

Рваные облака, освещение в грозу, солнечная рябь

В естественных условиях часто встречается сочетание света и тени. Я объединил эти три типа освещения в одну группу, хотя они и имеют разные характеристики.

Свет , пробивающийся сквозь рваные облака, отличается от света в ясный день или облачную погоду, так как синий заполняющий свет неба отсутствует, но солнце светит все так же ярко, если в облаках есть разрыв. Облака будут отбрасывать заметные тени на пейзаж, между которыми будут ярко освещенные пятна. Контрастность будет высока, а мрачные серые небеса будут выгодно оттенять освещённые солнечным светом участки, создавая интересные противопоставления.

И снова небеса при таком освещении могут быть очень красочными в зависимости от времени дня, плотности облаков, просветов в них, расстояния и так далее. Цвета могут варьироваться от множества оттенков синего  до жёлтых, оранжевых и зелёных тонов. Свет может изменяться очень быстро благодаря движению облаков и солнцу, которое будет то проглядывать, то снова прятаться.

Солнечная рябь, которую можно заметить в солнечный день под деревьями, — это ещё одно сочетание света и тени, часто встречающееся в природе. Это освещение с высоким контрастом, в солнечный день пятна света кажутся очень яркими по сравнению с окружающей их тенью. Большинство камер не может передать всё разнообразие тонов при таком освещении, хотя невооружённым глазом их можно разглядеть.

  • Блики солнечной ряби очень яркие, местами почти белые.

  • Здесь камера едва может передать разнообразие цветов и контрастов такого освещения.

  • Солнечный свет на фоне облаков создаёт тревожное настроение.

Ночь

Хотя ночью солнца и нет, небо само по себе всё равно освещается рассеянным в атмосфере светом или луной. Свет звёзд слишком слаб, чтобы давать хоть сколько-нибудь заметный свет.

Главное, что следует запомнить о ночном освещении: небо всегда будет светлее, чем пейзаж, если конечно пейзаж не освещен искусственным светом. Взгляните на изображения ниже: левое представляет собой верный вариант, а правое физически невозможно, так как пейзаж освещается из ниоткуда:

Если луна видна, запомните, что её свет – на самом деле всего лишь отражённый солнечный и подчиняется тем же законам, что и он. Свет луны над горизонтом будет красноватым или жёлтым, но когда луна поднимается в зенит, он становится белым. Поверхность луны практически бесцветна – тени на ней серые. Если вы взглянете на фотографии, сделанные во время высадок на луну, вам покажется, что фотографии чёрно-белые, пока вы не заметите цвета на астронавтах.

Очевидно, что свет неба рассеянный и мягкий, но если лунный свет и есть, то он будет резким, как и солнечный. Однако лунный свет намного слабее солнечного, и соотношение резкого лунного света и мягкого света неба будет отличаться от соотношения солнечного света и дневного неба. Следует так же заметить, что луна довольно мала, если рассматривать её невооружённым взглядом, поэтому у вас часто будет возникать соблазн нарисовать её крупнее, чем на самом деле.

Что касается цветов, наши глаза почти не воспринимают их в темноте, поэтому ночь нам кажется бесцветной. Однако камеры чувствительны к цветам и в ночное время, на самом деле, если держать затвор открытым достаточно долго, ваш кадр может быть ярким, как днём. На любом, даже бегло сделанном кадре, снятом ночью, гораздо больше цветов, чем может воспринять невооружённый взгляд.

В киноиндустрии ночные сцены обычно снимаются днём, но с использованием сильного синего фильтра на камере, а кадр недоэкспонируют, чтобы создать иллюзию ночи.

Ещё один фактор, на который следует обратить внимание, это «загрязнение светом». В Англии, где бы вы ни находились (даже в сельской местности за мили от любого населенного пункта), вы всегда сможете заметить оранжевые отблески городских огней на горизонте или в облаках. Вам придётся забраться в очень отдалённое место, чтобы избежать этого эффекта современного мира.

  • Там, где нет искусственного света, элементы пейзажа очень темные по сравнению с небом. Заметьте, что крыши домов на переднем плане всё ещё отражают свет неба, несмотря на темноту.

  • Обратите внимание на яркость и цвет неба, на фотографиях цвета ярче, чем кажутся на невооружённый взгляд.

  • На этой фотографии луна имеет красноватый или коричневатый оттенок так как она находится низко над горизонтом во время съемки. В зените луна бело-серая.

Цвет неба

Если вы будете наблюдать за небом каждый день, вы заметите, что часто оно довольно красочное и играет потрясающими сложными оттенками разных цветов. На цвет облаков и неба влияет множество факторов. Наряду со временем суток и присутствием облаков, их плотность не менее важна, чем разрывы между ними. Если плотность облаков неодинакова, или есть разрывы между ними, количество, цвет и качество света будут меняться, что создаст интересные текстуры и непредсказуемые вариации.

Естественный свет и небо в особенности всегда имеют оттенок даже в самый пасмурный день. А небо постоянно рассеивает свет днём, неважно, насколько яркое или бледное солнце.

  • Понятия не имею, почему дождь вдали кажется розовым, возможно из-за освещающего его вечернего солнца. Небо всегда переменчиво и непредсказуемо.

Насыщенность

Свет также взаимодействует с взвешенными в атмосфере частицами, рассеиваясь или отражаясь от них. Частицы пыли, загрязняющих веществ или капельки воды притягивают свет, придавая ему насыщенность и создавая солнечные лучи, дымку или туман.

Дымка почти всегда присутствует в воздухе, и именно благодаря ней мы воспринимаем воздушную перспективу. Объекты, находящиеся далеко, размыты дымкой и выглядят бледнее, синее и менее контрастными, так как отражённый ими свет частично рассеивается дымкой.

Туман очень похож на дымку, только плотнее. Он сильно рассеивает свет, и если вы окажетесь в густом тумане, свет будет настолько рассеян, что вы не различите направление, откуда он поступает. Куда бы вы ни направили камеру – вверх, вниз или в сторону — делая снимок в тумане, экспонометр покажет одно и то же значение.

Дымка белая или голубая, в зависимости от погоды: обычно в солнечном свете она голубая (из-за того, что отражает небо) и белая в облачную погоду. Туман белый (как облака), но может отражать любые цвета, падающие с неба или от солнца, так что на практике он может выглядеть голубым и даже жёлтым или оранжевым.

  • Такие солнечные лучи, пробивающиеся сквозь облака, вызваны частицами, взвешенными в атмосфере.

  • Туман над землёй синий, так как отражает цвет неба над ним. Деревья укрывают его от солнечного света, иначе он казался бы жёлтым или оранжевым.

  • Снежный пейзаж скрыт густым туманом, отчего свет очень рассеян, и под деревьями нет тени.

Вода

Вода также играет немаловажную роль во взаимодействии естественного света с окружающей средой, являясь частым элементом пейзажа в виде дождя, росы, озёр, рек и морей.

Вода изменяет мокрые поверхности, поскольку в отличие от большинства природных веществ она обладает высокой отражательной способностью и создает яркие направленные блики. Роса в траве, например, может создать тысячи крошечных отблесков в лучах утреннего солнца, где каждая капелька будет выступать в роли линзы. Зеркальные отражения в природе достаточно редки, если только не присутствует вода, и мы сразу можем сказать, мокрая это поверхность или нет.

Ещё одна важная черта воды – отражение света на окружающий пейзаж. Благодаря этому, если вы находитесь на берегу моря, на вас будет попадать гораздо больше солнечного света.

Наконец, вода является причиной многих атмосферных явлений, от радуг до гало.

  • Крошечные капли воды играют множеством бликов на поверхности даже в пасмурную погоду, как на этой фотографии. Заметьте, что капли отражают белое небо.

  • Сильные, похожие на зеркало отражения на тротуаре говорят нам о том, что он мокрый.

  • Липкая жидкость на ягодах придаёт их кожице яркие блики, которые подчёркивают её текстуру. Мы знаем, что поверхность мокрая, так как подобные блики обычно не встречаются в природе.

Заключение

Естественный свет – это сложный и постоянно меняющийся феномен, он подчиняется некоторым шаблонам и законам физики, однако все эти законы невозможно объяснить в такой короткой статье. Надеюсь, мои пояснения послужат вам ориентиром, который поможет понять свет в разных его состояниях, и пробудят в вас желание самостоятельно изучать его. Делая собственные наблюдения и применяя их к своим работам, вы избежите не только глупых ошибок, но и клише. Наконец, реальность – это лишь отправная точка, где всегда есть место разным толкованиям и преувеличениям.

Единственное, к чему я отношусь с опаской – общепринятые знания, которые усваиваются бездумно, например, что при тёплом свете тени должны быть холодными. Это действительно так, когда речь идет о естественном свете – жёлтых солнечных лучах и синих тенях, например, — но этому есть физическое объяснение, и данному правилу не стоит следовать слепо. При других условиях данное правило может оказаться неверным, например, при переменной облачности.

То же самое касается и теории о том, что тени всегда должны иметь цвет, комплиментарный к цвету главного источника света. Это довольно распространённое мнение, так как наш мозг именно так и воспринимает тени, даже если на самом деле это неверно (здесь снова поможет камера). Смысл в том, чтобы применять это правило только тогда, когда вы сами наглядно убедились в его верности, или вам нужен определенный эффект, а не потому что  это правило.

Если вы хотите лучше понять естественный свет, лучшего художника, чем Клод Моне, вам не найти. Большинство его работ построено исключительно на игре света. Хотя его манера довольно груба и свободна, его передача света невероятно точна. Он написал несколько серий картин, изображающих исключительно переменчивый свет, например серию «Стога» или картины, посвящённые Руанскому собору.