Как сделать идеальное портфолио – часть 2: онлайн-версия

Мы продолжаем тему создания идеального дизайн-портфолио и в этой статье расскажем о его онлайн-версии.

Портфолио Морана Брауна (Moran Brown) – один из примеров работы сервиса Big Black Bag

В наши дни дизайнеру, ищущему работу (не важно, постоянную или фриланс), нужно иметь как бумажное, так и онлайн-портфолио.

Онлайн-портфолио – это ваша «витрина». Оно открыто всегда – 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году – и оно всегда покажет, кто вы и что умеете.

Но хорошо ли работает эта «машина продаж»? Правильно ли вы её настроили? Достаточно ли клиентов она приводит? Если вам кажется, что с портфолио что-то не так, стоит обратить внимание на эти советы.

11. Выбор платформы

Squarespace – хорошая платформа для создания сайта-портфолио
Squarespace – хорошая платформа для создания сайта

Вариантов, как открыть сайт-портфолио, много.
Если вы достаточно подкованы технически, купите доменное имя, подключите хостинг и установите WordPress. Эта CMS (система управления контентом сайта) проста в использовании, необычайно гибка и может похвастаться очень большим комьюнити. На самом деле, мы бы советовали вам попробовать этот вариант, даже если вы не считаете себя «технарём».

Если же у вас нет лишнего времени, всё вышеперечисленное можно заказать у профессионального разработчика.

Кроме того, можно воспользоваться готовой онлайн-платформой. Блог с хостингом вы можете зарегистрировать на WordPress.com всего за несколько минут, использовав для его оформления одну из лучших WordPress-тем для портфолио (англ.). Или создать нечто индивидуальное, с помощью сервиса Squarespace

Big Black Bag – специализированная платформа для создания портфолио
Big Black Bag – специализированная платформа для создания портфолио.

Также существуют специализированные площадки для портфолио, такие, как Behance, Carbonmade, Portfoliobox или Big Black Bag (или Virinkприм. переводчика).
В общем, дефицита подходящих вариантов нет, как и оправданий по поводу неимения собственного портфолио!

12. Определитесь с целью

Никерсон наряду с примерами работ показывает и процесс их разработки
Никерсон наряду с примерами работ показывает и процесс их разработки

Прежде чем хвататься за разработку сайта, подумайте, для чего вы это делаете. Для многих наличие онлайн-портфолио становится самоцелью. Но если вы не знаете, чего хотите достичь – то как определить, работает инструмент или нет?

«Подумайте о цели своего портфолио», – советует иллюстратор из Сиэтла Джаред Никерсон (Jared Nickerson), – «В начале я лишь хотел услышать конструктивную критику, поэтому публиковал только одно основное изображение для каждой работы. Сейчас же я стараюсь показать различные применения своего дизайна, вид конечного продукта, а также процесс работы.»

13. Будьте избирательны

Портфолио студии Джеффа Ноулза «Planning Unit» – пример удобной навигации.
Портфолио студии Джеффа Ноулза «Planning Unit» – пример удобной навигации.

Не пытайтесь показать каждую работу, что вы когда-либо рисовали. Потенциальным клиентам не нужно видеть всё. Наоборот, будьте избирательны. Сосредоточьтесь на своих лучших работах, а также проектах сделанных для известных клиентов.

Определитесь, за какие заказы вы хотели бы браться в будущем и показывайте именно такие проекты, а также те, что лучше иллюстрируют ваши скиллы.

«Демонстрируйте такие работы, которые вы бы хотели делать на заказ», – подсказывает нью-йоркский дизайнер и художница по шрифтам Саша Прууд (Sasha Prood).
«Будьте избирательны и показывайте только то, в чём уверены. Отличный способ прокачать портфолио – при помощи своих личных проектов.»

14. Тщательно подбирайте работы

Разные работы Тима Лаэна (Tim Lahan) на его сайте подобраны и скомпанованы идеально
Разные работы Тима Лаэна (Tim Lahan) на его сайте подобраны и скомпонованы идеально

Ещё один аспект выбора работ – то, как они смотрятся вместе.

«Внимательно следите за проектами, которые публикуете,» – добавляет лондонский иллюстратор Малика Фавр (Malika Favre), – «Онлайн-портфолио требуют такой же гармоничности, как и печатные: попробуйте рассказать историю и выстроить проекты в таком порядке, чтобы они не выпадали из единого потока и дополняли друг друга.
Если это означает, что старый проект нужно удалить, т.к. он не вписывается в общую идею, то пусть он будет удалён.»

15. Наглядная демонстрация

Если у сайта хороший дизайн, он расскажет о вас многое за первые секунды посещения. Покажите людям, что умеете, прежде, чем рассказывать об этом.

Так, если вы веб-дизайнер, ваш собственный сайт должен быть красивым, удобным и быстрым – это отличная демонстрация ваших талантов. Если вы иллюстратор, сделайте свои рисунки частью дизайна. Если же вы графический дизайнер – удивите посетителей крутой типографикой и собственным лого.

Эти тонкости зачастую могут улучшить или наоборот, испортить, вчечатление о вас со стороны потенциального клиента. Недавно мы наткнулись на агентство, разрабатывающее веб-сайты, оптимизированные под мобильники. Вот только их собственный сайт оптимизирован не был…

16. Постоянно добавляйте новые работы

Лаура Бернард (Laura Barnard) добавляет проекты в онлайн-портфолио регулярно, содержа его в актуальном состоянии
Лаура Бернард (Laura Barnard) добавляет проекты в онлайн-портфолио регулярно, содержа его в актуальном состоянии

«Для меня самое важное – упростить процесс добавления новых работ», – говорит иллюстратор Лаура Барнард (Laura Barnard), использующая платформу Squarespace, – «Пускай у вас красивейший сайт на свете, но если его контент обновлялся 5 лет назад, это выглядит, мягко говоря, лениво.»

Мексиканский дизайнер и иллюстратор Кристофер Муидж (Christopher Mooij) соглашается, что регулярные обновления необходимы – и это могут быть не только завершенные работы.

«Покажите людям, над чем работаете сейчас или что сделали за последние недели, — говорит он, – Но, само собой, посты не должны превратиться в страницы вашего дневника.»

17. Оптимизируйте процесс обновления

Предыдущий совет настолько же легко дать, насколько сложно ему следовать. Поговорите с известными дизайнерами и вы услышите, как они сокрушаются по поводу отсутствия времени на ведение портфолио.

«Законченные работы могут копиться, и в один момент вы поймёте, что загрузить их в портфолио и отсортировать – само по себе уже подвиг,» – говорит Джефф Ноулз (Jeff Knowles).

Его решение проблемы заключается в создании гибкого шаблона и простой системы наименования и описания проектов: «В итоге, вам нужно будет лишь подобрать нужные картинки и заполнить шаблон.»

18. Фотографируйте принты

Онлайн-портфолио Саши Прууд (Sasha Prood) – хороший пример использования фотографий печатных работ
Онлайн-портфолио Саши Прууд (Sasha Prood) – хороший пример использования фотографий печатных работ

«Одна из самых сложных задач – показать печатные работы на экране» – говорит дизайнер из Нью-Йорка Дерек Чан (Derek Chan).
«Цифровые версии принтов – это хорошо, но фотография всё же – лучший способ продемонстрировать их. Ведь важно, как ваши работы смотрятся вживую.»

«Если вы фотографируете работы, потратьте время и средства, чтобы сделать настолько качественные фото, насколько это вообще возможно» – добавляет Эмми Салонен (Emmi Salonen), креативный директор студии EMMI, – «Фотографии без контраста, с плохим фокусом и т.п. – всё равно что орфографические ошибки, они отвлекают внимание зрителя от самой работы и заставляют его думать о недостатках такой подачи».

19. Именование проектов

В прошлой части статьи мы уже говорили про нумерацию страниц и именование проектов в портфолио. Не забывайте давать своим работам подходящие названия. Это позволит клиентам ссылаться на конкретные проекты в разговоре с вами.

20. Покажите процесс работы

Сайт Олли Гиббса (Olly Gibbs) даёт чёткое понимание его работы.
Сайт Олли Гиббса (Olly Gibbs) даёт чёткое понимание его работы.

Вместо того, чтобы показывать лишь готовый результат, дайте людям возможность взглянуть на то, как вы над этим работали. Приведите небольшое описание брифа и расскажите, как вы реализовали его, удовлетворив все пожелания клиента.

21. Избегайте долгих интро

"Важны картинки", – говорит Эмми Салонен
«Важны картинки», – говорит Эмми Салонен

У вас есть лишь несколько секунд, чтобы «зацепить» посетителя. Не тратьте их на медленные интро или главную, на которой сразу не показаны работы и не рассказано, чем вы лучше конкурентов.

Если у вас есть опыт и вы можете сделать крутую анимацию, которая покажет ваш скилл, сделайте её частью портфолио. Но если нет – то зачем вам эти сложные прелоадеры?

22. Подумайте над PDF-версией

Чтобы у клиентов была и альтернативная возможность просмотра ваших работ, подумайте над добавлением на сайт скачиваемой PDF-версии портфолио.

23. Подталкивайте к действию

Хороший сайт построен таким образом, что сам приводит посетителя на нужные страницы, где подталкивает совершить то или иное действие. Например, заполнить контактную форму, отправить вам email или купить вашу работу.

Подумайте, отвечает ли портфолио на главные вопросы потенциальных клиентов, как то:

  • Кто это такой?
  • Откуда он(она)?
  • Чем он занимался раньше?
  • Могу я посмотреть на примеры работ?
  • С кем ещё он работал?
  • Как с ним связаться?
  • Что насчёт оплаты?

Навигация по портфолио должна быть простой, а каждая страница – иметь четкую цель.

24. Удобная навигация

На сайте Малики Фавр (Malika Favre) никто не заблудится
На сайте Малики Фавр (Malika Favre) никто не заблудится.

Люди не удерживают внимание на чём-то долго. Сайт должен быть быстрым и удобным в использовании. Это не так просто, как может показаться. Нужно:

  • Чтобы дизайн был лаконичным, удобным и красивым
  • Иметь запоминающийся логотип, или некий мотив, который выделит ваш сайт на фоне других
  • Добавить подзаголовок/слоган, четко отражающий суть вашей работы
  • Перечислить свои контакты на видном месте, чтобы посетители могли без проблем узнать ваш email, Твиттер или Facebook.
  • Дать понять, что вы открыты для предложений работы. Не заставляйте людей гадать об этом. Иногда нет ничего лучше, чем просто кнопка «Наймите меня».

25. Публикуйте отзывы

Если покупки на Amazon чему-то и научили нас, так это тому, что людям интересно чужое мнение. Сбор отзывов довольных клиентов – отличный способ «доказать», что ваше портфолио не врёт.

26. Учитывайте разные вкусы

«Один из моих самых продаваемых принтов – откровенно говоря, самая не любимая мной картина,» – признаётся Стэн Чоу (Stan Chow), который продаёт свои работы онлайн, через Big Cartel.

«Потенциальные клиенты и покупатели ищут всякое, и иногда стоит показывать работы, которые не очень нравятся вам самим, т.к. есть шанс, что кому-то другому они придутся по вкусу.»

27. Рекламируйтесь

Публикуйте фрагменты работ на Behance, Flickr, Dribbble и deviantART

Кому нужен крутой сайт-портфолио, если на него никто не заходит. Будьте активны в Facebook, Twitter или Google+. Публикуйте фрагменты работ на Behance, Flickr, Dribbble и deviantART.

Снимите на видео свой рабочий процесс и выложите ролик на YouTube. Соберите PDF-брошюру и загрузите её на Scribd. Чем больше вы будете делиться своим контентом, тем больше людей вы привлечёте к себе и своему сайту.

28. Добавьте блог

Для Джонатана Эдвардса (Jonathan Edwards) регулярно обновляемый блог стал залогом постоянной аудитории. «Дайте себе задание, ежедневно обновлять блог, в течении ста дней» – предлагает он.

«Мысль о том, что нужно каждый день находить тему для нового поста, может показаться ужасной. Но в конечном счёте вы скажете себе спасибо. У вас, по крайней мере, будет сотня новых рисунков.»

29. Обновляйте свой блог

Google любит хорошо структурированные, регулярно обновляемые сайты с качественным контентом. А простейший способ всегда иметь свежий контент – постоянно вести блог.
Вы можете писать о проектах, над которыми работаете, делиться мыслями об искусстве и трендах дизайна, или рассказывать о своих любимых инструментах.

Как правило, то, что радует посетителей, радует и Google. Однако, всегда важно не переборщить. Другими словами…

30. Не зацикливайтесь на SEO

В процессе можно сильно погрузиться в SEO (поисковая оптимизация сайта) – искусство (или науку) поднятия позиций вашего сайта в ранжировании Google. Не тратьте слишком много времени на подбор ключевых слов, вместо того, чтобы заниматься контентом.

На сайтах-портфолио обычно меньше текстового наполнения, поэтому традиционное SEO здесь может быть неэффективно. Продвинуть их, вероятно, намного легче, рекламируя себя и свой сайт на других ресурсах.