Драконы – это не просто ящеры с крыльями, каждый из них – личность. Джастин Джерард дает 8 профессиональных советов по рисованию драконов.
Я всегда любил драконов. И я также всегда любил динозавров. Но драконы – это не совсем динозавры. Мне нравится изучать существ этого мира, я нахожусь в поисках ключа к тому, как сотворить фантастическое создание, которое бы существовало в реальности. Я считаю, что создавая драконов, похожих на динозавров, и наоборот, мы упускаем важную деталь — то, что делает каждого из них уникальным видом в истории, мифологии или фэнтези.
На этом уроке мы выясним, почему образ и личность – это важные аспекты драконов, а затем рассмотрим примеры как применять это знание для создания персонажа.
1. Создайте историю для дракона
Джастин считает, что Смауг Толкина — это не просто яростное опасное существо
Дж.Р.Р. Толкин привел убедительные аргументы, касающиеся различий между драконами и динозаврами в своем сочинении «О волшебных сказках». В нем автор подробно рассказал о том, как в раннем возрасте, когда ему сказали, что динозавры были на самом деле драконами, он увлекся зоологией и палеонтологией.
Толкин хотел, чтобы взрослые поняли разницу между реальностью и вымыслом, а не отвергали одно в угоду другому. Он писал: «Мне очень хотелось познать природу, наверное даже больше, чем читать сказки. Но я бы не хотел, чтобы наука заменила эти волшебные истории. Люди думают, что увлечение сказками — это какой-то грех. А поскольку наука сродни новой религии, я должен был быть увлечен именно ей.»
2. У драконов есть мотив
У драконов есть мотив, по словам Джерарда, в него включается и их жажда золота
Смауг, дракон Толкина из романа «Хоббит», является персонификацией жадности, причем образцовой (он отказывается разделить или поделиться своими сокровищами, вместо этого бесцельно накапливая их в своей огромной пещере).
В «Гренделе» Джона Гарднера, дракон не является настоящим злом, он разоблачает философские принципы Гренделя, с которыми тот борется, и в конечном счете преодолевает. Это приводит к тому, что Грендель принимает на себя роль злодея.
«Гарднер использует образ и архетип дракона, чтобы передать как ужасна эта мысль»
Дракон в «Гренделе» персонифицирует глубокий нигилистический взгляд на мир: его последним аргументом было рассуждение о цели жизни людей: все их ценности безосновательны и пусты и все, что мы сделаем, будет несущественно. Его лучший совет Гренделю это: «Копи золото и сиди на нем», обозначающий нечто, не имеющее значения.
Гарднер с умом использует и образ, и архетип дракона ,чтобы передать угрозу и опасность подобной идеи, и она в итоге обыгрывается в финальной сцене «Гренделя» – встречи главного героя с Беовульфом. Подарите своему дракону историю, как сделали эти авторы!
3. Используйте символизм
Драконы являют собой физический пример внутренней борьбы человека, эти существа прошли «проверку временем»
Драконий символизм представляет собой образ борьбы человека против природы. В фэнтези это получается лучше всего: дракон является физическим примером внутренней борьбы человека. Он также выявляет множество других конфликтов, внешних и внутренних. Не все драконы злые. В книге «Дракон-лежебока» Кеннета Грэма, писатель признает классический архетип дракона, но переворачивает его с ног на голову, подарив дракону доброе сердце.
Дракон в этой истории понимает, что является созданием зла, но делает выбор быть выше этого. Она предпочитает чайные вечеринки и поэтические вечера грабежу и сжиганию людских поселений. В драконе может таиться глубокая личность, при этом зловещие черты сохраняются.
4. Рисуйте с натуры
Джерард отправился в заповедник под названием «Приключение аллигатора» в Миртл Бич, Южная Каролина, чтобы нарисовать одного из крупнейших крокодилов в мире – Ютана.
Пока вы рисуете с натуры или по фотографии, делайте в уме заметки о предмете рисования. Как далеко расположены глаза ото рта? Насколько крупнее верхняя челюсть, в отличие от нижней? Пока вы рисуете эти детали, вы добавляете их в свою «библиотеку» памяти и сможете использовать их в будущем. Это также расширяет ваше общее понимание о строении живых существ.
Джерард изучает различных существ, чтобы создать по-настоящему уникального и убедительного дракона
Драконы имеют совершенно иные параметры, чем существа в реальном мире. Поэтому нам следует понять, как сделать их более правдоподобными, чтобы они «вписались» в этот мир. Это ключ к тому, чтобы научиться рисовать драконов.
Если мы ищем что-то, что послужило бы референсом для дракона, то обнаруживаем множество существ, которые могут подарить нам простор для творчества. Крокодилы представляют собой возможно лучший и наиболее ужасающий пример. По сравнению со всеми современными ящерицами, они имеют, пожалуй, самую грозную и ужасную внешность.
5. Используйте также человеческие референсы
Зарисовывая человеческие лица и их выражения, вы вскоре обнаружите как некоторые черты проскальзывают в ваши работы
Мы ищем визуальный баланс, чтобы создать существо, которое совмещает злую рептилию и человеческий разум. Рисуя людей, я иногда использую фото самого себя (порой я выгляжу по-настоящему зловещим).
Но я также храню папку с фотографиями из новостей, изображающих политиков – порой некоторые их них ну очень страшные! Таким образом, краткий экскурс на сайты о политике позволит вам сделать набор интересных фотографий.
Наброски человеческих лиц позволяют применить их выразительность к морде дракона
Если у нас есть хорошие референсы человеческих выражений неискренности, мы сможем использовать их при рисовании драконов. Пока я делаю скетчи, держу в уме выражения людских лиц, что рисовал до этого. И даже если я не стараюсь намеренно изображать экспрессию, она все равно обнаруживается в уголках улыбки и глазах дракона.
6. Рисование глаз дракона
Глаза – это зеркало души, глаза вашего дракона должны быть наполнены эмоциями.
Почти все биологические существа, идентифицируют другую биологическую форму в первую очередь по форме глаз. Наверное поэтому их называют зеркалами души. Доля правды в этом есть, особенно, когда мы рисуем персонажа: обычно мы в первую очередь обращаем внимание на глаза, и только потом на другие аспекты картины. Это происходит бессознательно.
Поэтому важно изобразить глаза правильно. Выделите немного времени и сделайте зарисовки глаз рептилий и человека. Найдите самые выразительные. Какие их них лучше всего передают эмоции? Попытайтесь скомбинировать их для создания чего-то нового.
7. Работайте по памяти
Изучая человеческую экспрессию и работая по памяти, Джерард может соединять различные черты и создавать особенных персонажей-драконов
Пока вы рисуете, постарайтесь придерживаться того, что сохранилось в вашей памяти, не копируя референсы. Если вы используете только копирование, то не сможете вписать человеческие черты в вашего дракона, изображая просто ужасное животное. Постарайтесь использовать референс только для проверки работы или если у вас возникают проблемы.
8. Грубые наброски – это хорошо
Не беспокойтесь о том, что ваши наброски слишком грубые. Они и должны быть такими. Грубые наброски вроде тех, что выше, это отличный путь к изучению экспрессии и они потихоньку наполняют вашу «ментальную библиотеку» выразительности. Как работаю я? Спрашиваю себя о том, что мне сделать, чтобы этот персонаж стал зловещим, коварным и нечестным.