Пошаговое рисование окружений в Photoshop

Загляните внутрь одной главы книги о рисовании окружений “Step-by-step Photoshop Environments eBook”

Чтобы справиться с целой сценой, наполненной деталями и информацией, вам нужно работать в определенном порядке, и прежде всего, запастись терпением. Для этого туториала мне заказали нарисовать морской порт — оригинальное место, представляющее придуманную цивилизацию, показывающее разные сцены, движения подъемных кранов, людей, средства передвижения — огромное количество элементов, которые должны взаимодействовать друг с другом. Чтобы справиться с чем-то подобного размаха, с таким количеством вещей, которые надо вместить в одну композицию, нужно с самого начала иметь четкий план.

Этот туториал пошагово объяснит, как рисовать сложные сценарии. Я расскажу, как возникают идеи, каковы источники вдохновения и как работать с перспективой, композицией и техниками цифрового рисования, как управлять кистями и о добавлении финальных деталей. Хотя практически со всеми этими деталями можно столкнуться и в традиционном рисовании, я покажу разные техники и способы отношения к рисунку. Цель этого туториала — прежде всего направить тех художников, которые только пробуют себя в рисовании окружений и нуждаются в каком-то базовом плане действий для работы над своими проектами.

В первой части книги я сфокусируюсь на формировании первоначальной идеи, развитии сцены и добавлении в нее света и теней.

Идеи и источники вдохновения

Прежде всего, нам с вами нужно знать, на какую тему мы будем рисовать и какой концепт нам необходимо проиллюстрировать. После этого мы можем найти идеи и вдохновение. Не все художники действуют одинаково, когда начинают работу над изображением. Я предпочитаю найти большое количество картинок, которые не обязательно связаны напрямую с тем, что я буду рисовать. Иногда у меня есть мысли только о том, как должно выглядеть небо, и я ищу разные картинки неба — закаты, ночь, облачную погоду и т.д. (Рис.1)

Рис .01 Любое изображение можно использовать как: цветовую базу, референс формы, референс текстуры

А иногда я просто интересуюсь цветами и ищу те картинки, где цветовая палитра будит какие-то ощущения или создает идеальный климат для той, темы, которую надо нарисовать. Ища в интернете картинки для этого конкретного задания я наткнулся на очень интересную сцену: боевой корабль, пришвартованный в доках. Я решил, что цвета там — замечательные, впрочем как и композиция и масштабность. (Рис.02)

Рис.02 Вдохновляющий рисунок

В этой картинке я нашел ту идею, которую искал и впоследствии стал реализовывать. Тот мир, которые возник в моей голове, но который я еще не мог идентифицировать, был величественным, грандиозным. А также нечто, что показывало мощь и дистанцию.

Развитие сцены

Основываясь на найденной картинке, я решил нарисовать огромный корабль в качестве центрального фокуса, а потом расположить все остальные элементы с оглядкой на него. Так что я сделал такие скетчи моей первоначальной идеи. (Рис.03).

Рис.03

Так как рисунок будет вмещать огромнейшее количество деталей и элементов, я выбрал воздушную перспективу, потому что с этого ракурса я могу увеличить размер корабля и нарисовать больше деталей в масштабе прочих предметов. В сущности, для того чтобы создать воздушную перспективу, требуется только сдвинуть линию горизонта вверх так, чтобы мы могли создать “эффект самолета”. (Рис. 04)

Рис.04 Воздушная перспектива

Чтобы начать прорисовывать детально каждый объект, сначала нужно нарисовать линии перспективы. В базовой композиции я использовал кубы и прямоугольники. Позже я преобразую их в более интересные формы, пользуясь этими линиями как руководством для достижения финального дизайна (Рис.05) .

Рис.05

Если мы используем простые геометрические формы, будет легче выявить неточности и сформировать понимание пропорций и удаленности. У меня почти никогда нет четкой идеи того, что же я буду рисовать внутри каждого из кубов. Этот путь предполагает создание идеи и дизайна прямо в процессе рисования, что требует терпения. Для более точной работы необходимо, чтобы перед началом непосредственного рисования у вас получились композиционно правильные структуры и формы.

По мере того, как мы рисуем какие-то объекты, появляются идеи, помогающие сформировать понимание, какими должны быть остальные вещи. Иногда мне нравится какое-то нарисованное здание или дизайн, и тогда я повторяю его в другой части картины, чтобы создать чувство единообразности стиля и связности. Не обязательно, чтобы они были идентичными, если мы нарисуем те же или похожие части, то мы проявим уважение к эстетике оригинального дизайна. Кроме того, повторение того же объекта в одной и той же сцене помогает изобразить дистанцию. В Рис. 06. вы можете увидеть законченный рисунок, на котором красным отмечены места, где я повторил здания.

Рис.06

Освещение

Когда вы работаете над изображением, настолько же сложным, как это, гораздо легче придать ему цвет, если первым делом мы обозначим те места, куда будет падать свет, и те, в которых будут лежать тени, а также объемы объектов в черно-белой гамме. Вот здесь цифровые технологии существенно облегчат вам жизнь — они ускорят процесс и облегчат процесс покраски.

Для моей картинки я выбрал вечерний свет, потому что он создает более резкие контрасты и удлиненные тени, таким образом создавая красивые места, сочетающие свет и тень, что поможет нашей сложной композиции. Как всегда, сначала я выбираю расположение солнца и отмечаю его на картинке. Когда мы знаем, где расположено солнце, мы можем правильно отбросить тень и отметить освещенные места и объемы каждого объекта (Рис. 07).

Рис. 07

Опять де, мы можем уточнить каждый объект и выстроить его более детально, потому что свет и тень послужат нам ориентиром в этом процессе. На Рис. 08 показаны “до” и “после” такого процесса, переход от линий к объемам, используя элементы рисунка.

Рис.08

Обычно я работаю с некоторой долей неясности — до конца не знаю, какой именно будет в итоге моя работа.

Падающие тени

Меня часто спрашивали, где нужно размещать тени и как я это определяю. Чтобы хорошо справиться с этой задачей, нам сначала надо знать, где расположен источник света и также естественный он или искусственный, потому что от этого зависит его интенсивность и то, какие тени он отбрасывает. Естественный свет отбрасывает параллельные тени, искусственный свет отбрасывает радиальные тени, потому что последний существенно ближе к своему объекту (Рис. 09).

Рис.09

Учитывая место расположения солнца, мы можем нарисовать линии, идущие от солнца по направлению к объекту. при использовании данной техники мы сможем определить, где будет светлое пятно, а где — тень, отбрасываемая предметом, и на что она ляжет. (Рис.10).

Рис.10

Также можно немного почитить в отношении расположения теней — оно не обязательно должно совпадать с положением источника света. Мы можем использовать его для создания более впечатляющей композиции. Рис. 11 показывает картинку с резкими тенями.

Рис.11 Красным отмечены объекты повышенного интереса.

Во второй части туториала мы перейдем к добавлению цвета, использованию кистей и к тому, как рассказать своим рисунком историю.