О фокусе

Вспоминая арт-мероприятие Illuxcon, я понимаю, что практически всем, кто обратился ко мне со своим портфолио, я дал один и тот же совет. Возможно, это просто единственная вещь, в которой я разбираюсь. Или истинно универсальный приём, применимый к каждому рисунку. Я говорю о фокусе.

На каждом рисунке имеется область, куда зритель посмотрит в первую очередь. Это – его композиционный центр. Для меня это почти всегда лицо героя, или центральная фигура. Эта точка должна быть самой яркой, самой детализированной, насыщенной, контрастной, а другие композиционные элементы должны направлять взгляд в её сторону.

Подобно кругам на воде, области, отдаляющиеся от композиционного центра, должны терять насыщенность и детализированность. Самую дальнюю от него область рисунка можно практически обесцветить, чтобы отвести внимание зрителя в нужную сторону. В противном случае, взгляд будет беспорядочно блуждать по рисунку, и восприятие вашей работы будет рассеянным.

Это изображение – иллюстрация для Magic the Gathering под названием «Рунный Коготь». Чтобы объяснить, что я имею ввиду, я разделил рисунок на области. И вот каким инструментарием я воспользовался, чтобы сфокусировать взгляд зрителей.

Текстура

Я постарался нанести подробные штрихи на лицо и плечо медведя. Язык также детализирован. Сравните с широкими грубыми мазками на брюхе или скалах. Кисти разного размера и формы способны формировать различную текстуру.

Контраст

Я нанес жесткий задний свет на лицо и плечо. Черный нос против белого света. Белые зубы против темной пасти. Все это создает необходимый контраст. То же заднее освещение на скале выглядит менее контрастно и ярко. А ведь представьте, что бы было, если бы я залил скалы светом. Желательно, чтобы очень белые и очень черные цвета не присутствовали вне композиционного центра, если только это не лежит в основе концепции. И все же, основная задача – уменьшать контраст по мере отдаления от точки фокуса.

Насыщенность

Я использовал оранжевый и красновато-коричневый цвета и желтовато-белый свет в области композиционного центра. Остальная часть туловища медведя – темно-коричневая. Каждый круг по мере отдаления тускнеет. Особенно тусклым, как вы видите, является фон. Будто я воспользовался фильтром серого.

Яркость

Яркость также способна удерживать взгляд. В кадре был нужен источник света, поэтому я нарисовал солнце, проглядывающее сквозь стволы деревьев на заднем плане. Это второй фокус на рисунке, и я сознательно расположил его ближе к лицу. Верхняя часть медведя должна оставаться ярче.

Композиция

Я использовал заросшие скалы в качестве обрамления для фигуры. Высокие вертикальные деревья легко воспринимаются, и на их фоне лучше выделяется динамическая фигура медведя. Заметьте, что я направил ветки деревьев, рунический рисунок и даже обглоданные кости в сторону лица.

Вы сможете легко создать фантастическую картину без следования каждому из тех пунктов, которые я описал. В рисунке с несколькими центральными фигурами правила усложняются, поэтому практика в их применении к работам с простой композицией – это ключ к созданию повествовательной работы. Даже медведь, говорящий «РРРАААРРР, моя убивать. Не подходить!» — это уже скромная история.