Этот урок базируется на моих знаниях и моем опыте. Мой совет, это просто совет, и в любом случае он не является в той или иной форме абсолютным. Я все еще учусь и не считаю себя профессионалом или экспертом. Обратитесь к другим источникам, поищите другие материалы, дайте волю своему вдохновению, а не просто, посмотрев этот урок, назовите его хорошим. И самое главное, получайте удовольствие.
Прежде всего, я должен начать с типичной отговорки.
*гм*
Этот урок базируется на моих знаниях и моем опыте. Мой совет, это просто совет, и в любом случае он не является в той или иной форме абсолютным. Я все еще учусь и не считаю себя профессионалом или экспертом. Обратитесь к другим источникам, поищите другие материалы, дайте волю своему вдохновению, а не просто, посмотрев этот урок, назовите его хорошим. И самое главное, получайте удовольствие.
Хорошо, с этим разобрались, теперь, прежде чем перейдем к самим выражениям лица, мы должны обсудить важную концепцию, известную как «Сквош и Стретч» (англ. Squash and Stretch– сплющенное и вытянутое).
Вы наверное слышали об этом ранее. Сквош и Стретч — это метод, который был изобретен Фредди Мур, аниматором Диснея 1930-х – 1940-х годов (мультипликатором, работавшим на студии Дисней в 1930-х – 1940-х годах ). Он был аниматором для Гномов в Белоснежке и он подарил этим персонажам гибкость, присущую губке, которая позволила нам почувствовать их более реальными и придала пластичности их лицам, что сделало их более живыми.
Даже за пределами мира анимации Сквош и Стретч является важным приемом, и вы сможете выжать намного больше жизни из ваших персонажей если вы поймете значимость выражения лица и его пластичности. Это, также, касается не только мультфильмов, посмотрите в зеркало и скорчите парочку смешных лиц, вы увидите насколько гибко ваше лицо.
Следующая концепция, с которой следует познакомиться, это «Активные Элементы лица». Об это я даже и не задумывался, пока не прочел книгу Тома Бэнкрофта «Руководство по созданию персонажа», которую я часто всем советую. Активные элементы основой выражения лица персонажа, иданный принцип заключается в том, чтобы ранжировать элементы лица по степени важности, для того, чтобы правильно донести выражение лица персонажа до аудитории. Они не высечены в камне и их порядок может быть многократно изменен, в зависимости от эмоций. Вот такую базовую последовательность Бэнкрофт использует в своей книге:
- 1)Глаза
- 2)Брови
- 3)Рот
- 4)Шея
- 5)Нос
Я не собираюсь вдаваться в подробности на этот счет, иначе этот урок будет длиться вечно, поэтому, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ознакомьтесь с книгой «Руководство по созданию персонажа».
Вот некоторые выражения, которые я накидал, обратите внимание на то, какой вклад вносит каждый из перечисленных выше элементов в выражение лица вцелом. Попробуйте определить, какой элемент является самым сильным в каждом из них. Заметьте также, как некоторые из этих элементов повторяются (например, использование формы бровей в нижних двух лицах), и тем не менее, они отображают разные эмоции.
Лично я всегда начинаю построение лица с глаз. Вы когда-нибудь слышали выражение «Глаза – зеркало души»? И знаете что? Они им и являются! Вот почему люди отворачиваются, когда они смущены, вот почему их взгляд бегает, когда они врут, вот почему их глаза широко открываются, когда они чувствуют страх. Это то, что заставляет главного героя казаться холодным, когда они спокойно смотрят на проявление бессердечности, или же когда злодей испытывает раскаяние, отворачиваясь от жестокой картины.
Одной из причин, почему персонажи Глена Кина настолько невероятны, является то, как он выражает характер их глазами. Он говорит: «Если вы собираетесь сделать ошибку, не делайте ее в глазах. Потому что все смотрят в глаза». Он создает персонажей, наполненных страстью, и до того, как перевести их эмоции на язык тела или отразить их в выражении лица, он заставляет их вспыхнуть в глазах героя.
Помните, я говорил, что порядок активных элементов лица может варьироваться? Так вот, я, как правило, начинаю со взгляда, когда работаю над эмоцией, однако с некоторыми персонажами это попросту «не работает». Взгляните на Макса из мультфильма «Коты не танцуют» (если вы еще не видели этот мультфильм, то я настоятельно рекомендую его, даже хотя бы ради анимации). Его лицо почти всегда в одном положении, с одни и тем же выражением, абсолютно неподвижное. Единственное, что движется — это его рот, причем анимирован он так, что это выглядит одновременно и смешно и жутко! Такой прием является сквозным в создании данного персонажа, плавное движение против неподвижной массы. Это создает контраст, и что вы думаете? Контраст вызывает интерес! <— Помните эту фразу, потому что это относится ко всему.
Далее перейдем к усилению эмцоий. Не бойтесь переборщить с «хм!» в выражении лица персонажа. Если вы не аниматор, вы не можете позволить себе роскошь постоянного движения и последовательных кадров, так что используйте сцену по максимуму, дайте аудитории ясно понять, что чувствует ваш персонаж. Ознакомьтесь с несколькими простыми примерами, приведенными ниже.
Сейчас, некоторые из вас, вероятно, подумали, что первое выражение лица было лучше второго. И знаете, вероятно, вы правы! Иногда менее явное выражение говорит намного больше очевидного. Важно, однако, понять, как сделать так, чтобы лицо персонажа было максимально задействовано. Но, в конце концов, все сводится к характеру. Что приводит к заключительному отрезку моего урока.
Персонаж должен выражать себя через свои эмоции. Также как костюмы, цвета, язык тела и тому подобное, выражения, в конечном счете, это инструмент, используемый, чтобы описать персонажа, визуально рассказать историю о нем. Когда имеете дело с различными персонажами, старайтесь избегать «рециркуляции», проще говоря, повтора выражений лица. Особенно в одной сцене. В качестве хорошего упражнения можно нарисовать двух или трех персонажей, которые испытывают одну и ту же эмоцию, но выражают ее по-разному.
Или, что еще лучше, нарисуйте их, реагирующими на одну и ту же ситуацию.
Ваша цель, сделать выражение лица, которое будет соответствовать персонажу. Их выражения должны рассказывать зрителям что-то о них. Так же как вы можете выделить слово, чтобы подчеркнуть его значение, персонажи должны проявлять себя таким образом, чтобы их поведение подчеркивало то, кем они являются.