Всё, что вы хотели знать о свете. Часть 2.

Во второй части статьи художник Richard Yot рассказывает о различных типах освещения, их преимуществах, недостатках и влиянии на общее настроение работы.

Угол, под которым мы наблюдаем источник света, сильно влияет на наше восприятие самого света и объектов в сцене. Выбор направления главного источника света должен стать одним из самых важных решений в работе, так как он окажет сильный эффект на вид сцены и эмоции, которые ваш рисунок будет вызывать.

Фронтальное освещение

Фронтальное освещение – это такой тип освещения, при котором источник света находится прямо за зрителем. Чаще всего его можно встретить на фотографиях, сделанных со вспышкой. Такое освещение довольно непривлекательное, особенно если источник света очень яркий, хотя в некоторых исключительных случаях благодаря мягкому фронтальному свету могут получиться очень красивые изображения.

Из-за фронтального освещения трудно различить текстуру или форму предмета, так как большинство теней не видны, отчего предмет может показаться плоским. Однако мягкий рассеянный фронтальный свет также может стать и удачным выбором, так как он скрывает мелкие морщинки и несовершенства. Именно поэтому его так часто используют в портретной и коммерческой фотографии.

  • Фотография с резким фронтальным освещением как будто сделана папарацци – она выглядит грубо и непривлекательно.

  • Мягкое фронтальное освещение сглаживает форму.

  • Фронтальное освещение может погубить объем и глубину в сцене, так как оно не раскрывает текстуру и форму объекта

Боковое освещение

Боковое освещение очень удачно подчеркивает форму, текстуру, и объём объекта. Тени хорошо заметны, отчего повышается контраст в сцене. Боковое освещение отбрасывает драматичные тени на такие поверхности, как стены, и создаёт особую атмосферу. Боковое освещение в целом довольно привлекательное и часто даёт потрясающий эффект. Такой тип освещения можно наблюдать в начале и в конце дня, а так же зачастую в фильмах и фотографии.

Потенциальным недостатком бокового освещения могут стать глубокие тени, которые скроют некоторые детали и объекты в сцене. Кроме того, данный тип освещения может подчеркнуть недостатки, например, морщины. В частности, в фотографии боковое освещение чаще используется в мужских портретах, чем в женских, так как портрет будет выглядеть довольно сурово, особенно если тени резкие.

  • Боковое освещение можно использовать, чтобы раскрыть форму и текстуру.

  • Лучи заходящего солнца, скользя по стене, подчёркивают её текстуру

  • Длинные тени на этой фотографии создают ощущение глубины и объёма

Контровое освещение

При контровом освещении зритель смотрит на источник света. Освещённая сторона объектов окажется скрыта, поэтому они будут выглядеть как тёмные или тускло освещённые заполняющим светом силуэты. Такое освещение, как правило, очень контрастное и часто выглядит довольно атмосферно и драматично. Если источник света расположен слегка под углом по отношению к нам, объекты приобретут освещенный контур, и чем ярче будет свет, тем заметнее будет этот эффект.

Если источник света яркий, контровое освещение будет создавать множество теней. Большая часть изображения будет тёмной с выразительными освещенными участками. В таком случае освещенный контур будет выгодно подчёркивать форму объекта среди теней. Другой особенностью такого освещения является то, что оно раскрывает прозрачность, мелкие детали и текстуру вдоль освещенного контура. Контровое освещение очень эффективно, если вы хотите добавить драматизма вашей работе.

  • Контровое освещение может привлечь внимание даже к самым заурядным вещам.

  • Это очень эффективные способ подчеркнуть прозрачность.

  • Силуэты — обычная деталь при контровом освещении.

Освещение сверху

Освещение сверху встречается в менее обычных ситуациях. Его можно встретить в пасмурную погоду или в солнечный полдень, в некоторых интерьерах или при других обстоятельствах, например, на сцене. При мягком свете такое освещение эффективно раскрывает форму.  Яркий свет в этом случае может создать атмосферу таинственности благодаря резким теням, которые скроют большинство форм:  например, у людей, стоящих прямо под источником яркого света, вместо глаз будут чёрные провалы, так как глазницы окажутся полностью в тени.

Насколько я знаю, художники редко пользуются освещением сверху, хотя нельзя сказать, что его не следует применять. Это самый реалистичный тип освещения для пасмурного дня, когда все небо выступает как один огромный источник рассеянного света. Также это необычное решение для создания атмосферных ситуаций, и сам факт того, что оно редко используется, уже создает тревожное ощущение.

  • Мягкое освещение сверху – признак пасмурной погоды.

  • Прямое освещение сверху может придать угрюмый и угрожающий вид. Оно подчёркивает скулы и глаза.

Освещение снизу

Если прямое освещение сверху встречается редко, прямое освещение снизу не встречается почти никогда. В естественных условиях такое может случиться, если вы стоите над костром или держите фонарик. Отраженный свет также может исходить снизу, от воды например. При таком освещении даже самые заурядные предметы будут выглядеть необычно, так как свет и тень поменяются местами (вообразите человека, который освещает своё лицо фонариком снизу: тени будут выглядеть будто вверх ногами).

И снова, редкость такого освещения можно применить для создания особого эффекта. Мы инстинктивно обращаем внимание на то, что кажется нам неправильным, поэтому такое освещение поможет создать определенное настроение, передать эмоции и вызвать нужный отклик.

  • Освещение снизу редко встречается, но может применяться для создания необычных работ.

  • Освещение фигуры снизу создает жуткий и чуждый образ, даже блики на глазах выглядят странно из-за их расположения. Обратите внимание, что угол, под которым падает свет, также подчеркивает текстуру кожи. Сравните эту фотографию с фотографией из предыдущего раздела: одно и то же лицо, изменилось только расположение света, однако они выглядят совершенно по-разному.