Знакомство с традиционными материалами: акриловые краски

На этом уроке мы познакомимся с удивительным материалом – акриловыми красками.

Почему акриловые краски?

Я использую акрил с начала 1980ых, рисовать им проще, чем маслом или акварелью. Если вы только начинаете путь художника, я бы порекомендовала начать именно с акрила.

Акрил очень универсален, к тому же вы можете…

  • рисовать почти на любой поверхности
  • использовать воду при рисовании, но после высыхания, краски больше не размываются (и очень быстро сохнут)
  • используйте техники рисования масляными красками (только акрил не пахнет) и рисуйте крупными мазками, создавая плотную текстуру на полотне
  • размывайте как акварель
  • создавайте уникальную отделку, которую можно сделать только акрилом – дайте волю воображению и оригинальности

Немного о химии и чуть-чуть об истории

Поговорим о химии..

Акриловые краски – это эмульсия на основе полимеров, которая содержит чистый пигмент во взвешенном состоянии, дающая вам живые цвета.

..а теперь об истории

Разработанный в 1934 году, акрил не был доступен для широкого коммерческого использования до 1950ых годов, когда он стал использоваться для покраски зданий. Художники (включая Энди Уорхола, Марка Ротко и Джексона Поллока) заметили эти универсальные краски и и их уникальные свойства — быстрое высыхание и стойкость.

Что вам понадобится для начала?

Для рисования вам понадобятся:

  1. Небольшой набор акриловых красок
  2. Кисти
  3. Растворитель и/или разбавитель
  4. Рабочая поверхность
  5. Мольберт
  6. Палитра
  7. Вода
  8. Желание экспериментировать настолько много, насколько вам позволит воображение

1. Акриловые краски

Производители предлагают настолько большой выбор цветов, что можно запутаться. Некоторые названия пигментов даже пугают. Наберите палитру из основных цветов и добавьте один или два своих любимых к ним. Я предлагаю начать со следующих:

  1. Лимонный желтый
  2. Желтый кадмий
  3. Ультрамарин
  4. Красный
  5. Жженая сиенна
  6. Жженая умбра
  7. Белила титановые

И еще, просто потому что мне нравится, я добавляю к ним фиолетовый цвет и бирюзовый кобальт. Вы можете выбрать любые другие нравящиеся цвета.

Вам не нужен черный. Буду честна с вами, я не люблю черную краску, поскольку она выглядит ненатурально. В природе нет чистого черного цвета (черная кошка на солнце имеет темно-коричневый мех). В любом случае, для создания очень темных теней вы можете смешать ультрамарин и жженую умбру – они дадут прекрасный темный оттенок.

Учебные акриловые краски

Многие производители выпускают наборы красок для студентов и новичков.

Такие краски стоят дешевле, потому что они разбавлены, по качеству они уступают профессиональным художественным краскам и имеют ограниченную палитру. Однако, они способны познакомить вас со свойствами акрила, позволяют экспериментировать и совершать ошибки за гораздо меньшую цену.

Вы можете также покупать краску в тюбиках различного объема – от 22 мл до 1000 мл в зависимости от цвета.

Некоторые отличия

Акрил имеет кое-что, чего нет у других материалов: дополнительные интересные цвета.

Существуют цвета-металлики, которые также есть в палитре акварели и масла, но в акриловой палитре вы также можете обнаружить перламутровые и флуоресцентные краски.

Перламутровые цвета могут быть смешаны с другими. Они создают металлический эффект и цвета изменяются в зависимости от угла зрения. Мне это нравится.

Флуоресцентные представлены обычными цветами – желтым, зеленым, розовым и голубым – но существуют и другие. Liquitex и Daler Rowney предоставляют широкий выбор. К сожалению, флуоресцентный эффект других акриловых красок быстро тускнеет.

Стоимость

Цена красок – это один из важных моментов и в данном случае этот фактор пересекается с аналогичной стоимостью других красок – акварели и масляных.

Когда вы покупаете отдельные тюбики, вы должны понимать, что существуют несколько групп, они различаются по качеству. Эти группы от Series 1 (или А) до Series 5 (или D), где 1ая – самая дешевая, а 5 – самая дорогая. На картинке ниже я обвела информацию в кружок.

Разница между этими сериями в стоимости входящего в них пигмента. Некоторые из них трудно получить (например, натуральные), тогда как другие дороги для производства. Небесно-голубой — это невероятно дорогой пигмент, также как некоторые розовые и желтые. Так было во все времена: даже Тициан (также известный как Тициан Вечеллио или Тициан Вечелли), известный тем, что использовал много синего в своих работах в 16 веке, делал это для того, чтобы показать достаток покровителей, которые платили ему. Потому что всем было известно как дорога синяя краска.

Так что внимательней выбирайте цвета. Некоторые дороже, чем другие, но они стоят этих денег. Если вас привлекла дорогая серия, то покупайте маленькие тюбики.

Время высыхания

Преимущества

  • Акрил сохнет быстро.
  • Один раз высохнув, он становится перманентным.
  • Вы можете работать быстро и закончить рисунок за один день.
  • Если вам не понравится результат, вы легко сможете нарисовать поверх имеющегося слоя, не рискуя тем, что краски смешаются.

Недостатки

В целом, недостатки происходят от недостатка опыта, чем по другим причинам, за исключением первого пункта.

  • Вы не сможете рисовать плотным слоем, формируя текстуру, не смешав акрил с другими материалами. Акрил становится гладким после высыхания.
  • Если вы испачкаете одежду или что-либо еще – помните, что акрил не отмывается.
  • Один раз оставив кисточки неочищеными после работы с акрилом, вы обеспечите им один путь – в мусорку.
  • Если вы забудете плотно закрыть крышку тюбика, как я, то краска высохнет и вы получите очень твердый тюбик…

Вы можете замедлить процесс высыхания акрила, смешав его с разбавителями. Я расскажу об этом чуть позже, в третьем разделе.

Что вам следует приобрести?

Я полагаю, что лучше начать с набора учебных красок. У «Winsor and Newton» они называются «Galeria», а у «Daler Rowney» набор называется «System 3». Это хороший выбор для начала.

Однако, если вы – любитель истории, то знайте, что «Liquitex» были первой компанией, производящей акрил и их набор для студентов называется «Basics». Все эти краски доступны в художественных магазинах и в Интернете.

2. Кисти

Выбор кисти зависит от стиля рисования. Если вы любите рисовать широкими мазками и большим количеством краски, используйте жесткую щетину. Если вы предпочитаете рисовать послойно, как акварелью, я бы порекомендовала мягкую щетину. Я говорю так, потому что акрил универсален и может применяться как при масляных техниках (жесткая щетина), акварельных (мягкая щетина) и смешанных (щетина средней жесткости).

Если же вы никогда раньше не рисовали (и как я уже говорила, акрил идеален для начинающих), то вам стоит использовать кисти для смешанных техник.

В любом случае, в художественных магазинах имеется большой выбор кистей. Посмотрите на витрину, выберите кисть и потрогайте щетину. Некоторые очень жесткие, другие – мягкие, и очень большое разнообразие форм.

Что вам следует приобрести?

Для акрила больше всего подходят синтетические кисти, а натуральные быстро придут в негодность. Синтетические же прекрасно переносят влияние краски, воды и они недорогие. Но в любом случае вам следует хорошо чистить их и выравнивать форму пучка после каждого использования.

Купите набор кистей для акрила в ближайшем магазине. «Daler Rowney» предлагает набор «System 3», в котором есть кисти различных форм и размеров – от 3 до 5. Они недорогие и доступны для заказа в Интернете.

3. Растворители и разбавители

Растворители и разбавители изменяют свойства акрила. Они замедляют время высыхания, разбавляют краски, делают их глянцевыми или матовыми и придают текстуру. Разбавители делают акрил особенным материалом, и использовать его становится весело.

Существует множество видов растворителей и разбавителей, но я посоветую парочку для начала: матовый разбавитель и ингибитор.

Матовый разбавитель

Я думаю, это самый важный материал. Приобретите хотя бы одну упаковку.

Когда вы используете акрил, руки так и тянутся разбавить его водой. Но это плохая идея. Чем больше воды вы добавите в акрил, тем сильнее расщепляется полимерная эмульсия, содержащая пигмент. Это ведет к зернистости и отслаиванию или шелушению работы – а вам это совсем не нужно. Лучше используйте матовый разбавитель.

Сам по себе он белый, но смешиваясь с красками почти не изменяет цвета. Заведите привычку использовать разбавитель вместо воды, а водой – очищайте кисти.

Ингибитор

Акрил сохнет быстро и создает перманентный слой. Если вы вмешаете немного растворителя-ингибитора в краску, это замедлит время ее высыхания. Это особенно пригодится, если вы медленно рисуете или смешиваете цвета прямо на полотне.

Другие разбавители

Если вы придете в магазин, где продаются акриловые краски, то можете увидеть панель образцов с разбавителями и медиумами (см. выше). Мне нравится кракелюрный медиум, потому что результат получается непредсказуемым (см. ниже).

Что вам следует приобрести?

Как я упоминала выше, купите матовый разбавитель и ингибитор. Их выпускают те же фирмы, что производят акриловые краски: «Winsor and Newton», «DalerRowney» и «Liquitex».

4. Рабочее пространство

В отличие от других материалов, акрил можно использовать на любой поверхности, за исключением тонкой бумаги.

Если вы рисуете впервые, то я посоветую вам холст и холст на подрамнике.

1. Холст на подрамнике и холст на картоне

Существует большой выбор размеров и форм (ниже лишь малая часть) холстов. Они бывают квадратные, прямоугольные, крошечные и огромные, которые не поднять.

Холст на подрамнике

Холст на подрамнике — это текстурированное льняное или хлопчатобумажное полотно, натянутое на деревянную раму, которое затем грунтуют, подготавливая к нанесению масляных красок. Если вы положите на него кисть, оно немного прогнется. Текстура полотна варьируется: она может быть грубой и гладкой – я предпочитаю нечто среднее.

Холст на картоне

Это полотно, прикрепленное к куску толстого картона. Оно очень компактное, его легко хранить и гораздо легче отскабливать, чем холст на подрамнике. Но при этом вы ограничены в выборе размера – такие холсты не бывают больше 40 х 60 см. Ведь, чем они больше – тем больше деформируются.

2. Бумага для акварели

Как вы видите, я сделала размытие, а затем поверх нанесла акрил. Он плотно ложится на поверхность акварельной бумаги (при этом вы можете использовать градиент и/или размывание).В данном случае я применила акварельную технику на акрил.

Акварельную бумагу перед использованием нужно распрямить. Вам нужно намочить ее, положить на плоскую поверхность и затем зафиксировать. Это необходимо, чтобы не возникло вздутий и вмятин (а они неизбежно появятся), в результате чего бумага может сморщиться. Затем она должна будет высохнуть, и только потом приступайте к работе.

Или вы можете купить готовый набор акварельной бумаги (см. выше). Она бывает разного формата от А5 до А3. У нее должна быть резиновая подложка.

Используйте самую плотную бумагу, которую сможете найти, 300гр/см – подойдет. Текстура зависит от личных предпочтений, но рекомендую начать с бумаги холодной прессовки. Ее поверхность не слишком грубая и не слишком гладкая.

Тонкая бумага – это пустая трата времени, она может порваться во время работы.

3. Другие поверхности

На самом деле вы не ограничены в выборе. Если вы хотите рисовать на металле или пластике, просто пройдитесь по ним перед рисованием наждачной бумагой или шкуркой. Иначе акрил облупится после высыхания.

Я использовала акрил для рисования на стенах (смешивая его с матовой эмульсией)…

…и даже рисовала на камнях в моем саду. Я распыляла акрил с лаком после того, как нанесла рисунок перманентными чернилами. Камни пережили шотландскую зиму и лето и остались такими же как в день, когда я на них рисовала.

Что вам следует приобрести?

Я бы порекомендовала начать со среднего и маленького холста на подрамнике или картоне. Почувствуйте различные типы поверхностей и поймите для себя, как вам нравится работать: детализировано, крупными мазками или всего понемногу.

Ищите грунтованные холсты, так как их не нужно дополнительно подготавливать для работы. Они обычно продаются в магазинах.

 

5. Мольберт

Я люблю работать стоя, используя мольберт. Люблю отступать от работы, чтобы посмотреть на нее с разного расстояния и углов, а, если включена музыка, то еще и немного потанцевать.

Есть стандартные деревянные мольберты, но постарайтесь избегать маленьких металлических мольбертов, потому что они обычно не такие крепкие, как деревянные.

Если же вы работаете сидя, то приобретите настольный мольберт, который вы сможете ставить вертикально или под наклоном.

Вы также можете использовать стопку книг в качестве опоры, а если вы работаете акварельными техниками, то положите впитывающий материал под холст.

Что вам следует приобрести?

Мольберты сильно разнятся по цене, но начать лучше с небольшого, недорогого. Они продаются в магазинах и вы сможете подробно осмотреть его и прикинуть, насколько он будет для вас удобен.

Когда вы поймете, что для вас лучше, то сможете купить мольберт побольше.

«Daler Rowney» представляют большой выбор мольбертов, если вы будете искать в Интернете.

 

6. Палитра

Совершенно не обязательно покупать палитру. Вам подойдет старая тарелка, крышка от пластиковой коробки или кусок стекла. После высыхания краску можно отскоблить – если поверхность гладкая.

Существуют традиционные изогнутые палитры с отверстием для большого пальца, но найти из проблематично. К тому же они довольно тяжелые.

Если вы делаете работу, которая займет много дней, то можете поискать и купить специальную «влажную» палитру. Она разработана специально для работы с акриловыми красками. Эта палитра представляет собой пластиковый лоток, слой влажной губки и слой влажной бумаги. Краска накладывается на верхний слой, а затем, закрывается специальной крышкой, так краски остаются закрытыми и влажными в течение нескольких дней.

Но, в первую очередь, найдите под палитру предмет с гладкой поверхностью.

Работа с палитрой

Наносить краску по краю в особом порядке – это единственно верное решение. Цвета идут от желтого к оранжевому, красному, розовому, коричневому, зеленому, синему, фиолетовому и (если вы его используете) черному. Белый обычно располагается перед желтым. Это делается для того, чтобы сохранить ваши тюбики с краской чистыми. Вы также поймете, что можете выбирать цвет, который вам нужен, не задумываясь — ведь вы всегда кладете его на одно и то же место.

Центр палитры используется для смешивания оттенков. Это место нужно тщательно чистить после рисования, подготавливая к следующей художественной сессии.

Используйте небольшое количество краски, и если вы не пользуетесь растворителем, то можете пойти на маленькую хитрость – распылить воду, чтобы сохранить их влажными.

7. Начало работы

Начало работы зависит от поверхности, на которой вы рисуете.

Если вы работаете на холсте, я бы порекомендовала использовать уголь, чтобы спланировать рисунок. В любом другом случае используйте карандаш.

Не используйте шариковую ручку. Я как-то использовала ее для рисования фрески, паста просочилась на поверхность (хорошо, что фреска было в моем доме). Я так и не смогла избавиться – ни от ручки, ни от фрески.

Если у вас есть набросок, вы можете использовать небольшое количество разбавленной краски, чтобы наметить цвета. Тонкий слой высохнет довольно быстро и вы сможете работать поверх него.

8. Очистка инструментов

Если вы используете специальную палитру – то не забудьте закрыть ее крышкой, а если вы закончили – выньте и выбросьте слой влажной бумаги из нее. Чтобы очистить обычную палитру, используйте мастихин, соскребите излишки краски с центра палитры, и при необходимости, используйте тряпочку, смоченную в растворителе, чтобы очистить ее полностью.

Промойте кисти в холодной воде. Если вы решили, что они уже достаточно чистые, то нанесите на ладонь мыло и потрите кисть. Прополощите в теплой воде. Вы удивитесь, сколько краски еще на них было.

Заключение

Не существует ограничений при использовании акрила. Но не каждый художник готов их использовать в силу некоторых предрассудков в отношении этого материала, в таком случае – просто вспомните Энди Уорхола.

Акрил отличается живостью и универсальностью, а смешав его с разбавителям, вы достигнете таких эффектов, которых не даст ни один другой материал.

Экспериментируйте с акрилом и ваше веселье не будет знать границ.